Освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированных работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемы результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки планируемых результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышения.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых действий.
Текущий контрольпо русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменной работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контрольпо русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащимся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений, учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.) , обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы русскому языку в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, Сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
Повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
Две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
Если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буква «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
Повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
Перенос, при котором часть слова написана на одной и той де строке, а на другой опущена;
Дважды написанное одно и то де слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
Отсутствие точки в конце предложения, если следующие предложение написано с большой буквы;
Единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
Отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
Нарушение орфографических правил при написании слов;
Неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
Отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
Дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Планируемые предметные результаты освоения программы
Синтаксис и пунктуация
В результате работы по теме «Предложение» обучающиеся научатся:
- осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
- отличать предложения от словосочетаний;
- находить словосочетания в предложениях;
- различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
- владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
- использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.
В процессе работы по теме «Предложение» обучающиеся учатся:
- разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
- понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
- использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:
- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;
- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;
- использовать различные части речи как члены предложения;
- конструировать предложения и тексты;
- расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.
Состав слова
В результате работы по теме «Состав слова» обучающиеся научаются:
- характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
- разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
- подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
- объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
- различать:
- однокоренные слова и слова, близкие по значению;
- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;
- объяснять различие в значении многозначных слов;
- различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
- использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:
- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);
- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:
ü в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
ü в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
ü в правописании суффиксов –ик, -ек;
ü в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
ü в правописании слов с двойными согласными;
ü в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
ü в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
ü при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.
В процессе работы по теме «Состав слова» обучающиеся учатся:
- использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:
- выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;
- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;
- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);
- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;
Имя существительное
В результате работы по теме «Имя существительное» обучающиеся научатся:
- находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
- определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
- различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
- определять число и род имён существительных;
- изменять существительные по числам;
- различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
- грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
- ставить существительные в начальную форму;
- изменять форму имён существительных в контексте.
В процессе работы по теме «Имя существительное» обучающиеся учатся:
- изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
- ставить падежные вопросы к имени существительному;
- различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
- определять падеж имён существительных;
- различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
- делать морфологический разбор имён существительных;
- подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
- составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;
- осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнкаи т.п.);
- использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
- употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьяхвместо на деревьев).
Имя прилагательное
В результате работы по теме «Имя прилагательное» обучающиеся научатся:
- по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
- выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
- определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
- определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
- изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
- разбирать имена прилагательные по составу.
В процессе работы по теме «Имя прилагательное» обучающиеся учатся:
- изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);
- определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;
- проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);
- делать морфологический разбор имени прилагательного;
- различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);
- употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;
- составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
Глагол
В результате работы по теме «Глагол» обучающиеся научатся:
- характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
- определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
- различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
- различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.
В процессе работы по теме «Глагол» обучающиеся учатся: