Требования к знаниям и умениям студентов

В процессе обучения студент должен приобрести знания об основных событиях о учебно-воспитательном процессе преподавания истории в общеобразовательной школе, о проблемах, существующих в педагогической практике, о вкладе методистов в развитие методической науки и практике. Студент должен знать:

- основные понятия курса: метод, прием, урок, учебник, экзамен, зачет, локализация, хронология, картография, новация, цель, содержание и т.п.;

- содержание основных документов, регламентирующих содержание и структуру исторического, обществоведческого и правового образования в общеобразовательной школе (Государственный Стандарт, Концепция модернизации российского образования, Положение о ЕГЭ и другие);

- основные классификации методов, приемов, учебных пособий, учебных занятий по истории, обществознанию и права, игровых технологий и т.п.;

- сущность традиционных и инновационных методик преподавания;

Студент должен приобрести следующие умения и навыки:

- собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения;

- оперировать имеющимися знаниями в отстаивании своих взглядов;

- планировать учебно-воспитательный процесс (календарно-тематическое, блочное планирование, рабочий план урока);

- осознавать вариативность опубликованных учебников, учебных пособий и т.д.;

- уметь использовать ключевые понятия для анализа опубликованных методических материалов;

- уметь подбирать основные средства обучения (карты, дидактические материалы, даты, плоские и объемные пособия и т.д.);

- учитывать факторы процесса обучения в разработке и проведении учебных занятий и во внеклассных мероприятиях по истории, обществознания и права;

- проводить анализ и самоанализ учебных занятий по истории, обществознанию и права.

Формы контроля.

Текущий контроль:

- проверка таблиц и схем при самостоятельной подготовке к практическим занятиям;

- проверка конспектов при самостоятельной работе к лабораторным работам;

- проверка словарные мини-диктанты по основным понятиям.

- тесты по разделу «История развития методической мысли».

Итоговый контроль:

- зачет – собеседование по вопросам

- устный экзамен по билетам.

Итоговый контроль:

Вопросы к зачету по «Методика преподавания истории»

Билет № 1

1. Предмет, задачи и специфика курса «Теория и методика преподавания истории».

2. «Структурно-функциональный анализ». Проведите структурно-функциональный анализ текста параграфа и сформулируйте цели урока по теме «Возвышение Москвы. Куликовская битва».

Билет № 2.

1. Обучение истории и историко-методическая мысль в России в XVIII веке.

2. Необходимость экспертизы школьных учебников истории для общеобразовательных школ. Проанализируйте любой школьный учебник (на выбор) и сделайте вывод о его соответствии современным требованиям.

Билет № 3.

1. Обучение истории и развитие методической мысли в России в XIX веке: достижения каждого этапа.

2. Анализ учебной программы по истории. Проанализируйте любую программу по истории (на выбор).

Билет № 4.

1. Развитие методики и совершенствование школьного исторического образования в ХХ веке: достижения каждого этапа.

2. Отличие календарно-тематического и блочного планирования. Приведите примеры отличия в планировании любого (на выбор) курса истории (на примере).

Билет № 5.

1. Государственная политика в области исторического образования в конце ХХ – начале XXI вв.: этапы реформирования и тенденции развития.

2. Календарно-тематическое планирование: цели, виды, структура. Приведите пример составления развернутого календарно-тематического плана в разделе «Древний Рим» (18 уроков) в курсе «История Древнего мира» 5 класс.

Билет № 6.

1. Модернизация исторического образования Российской Федерации на принципах профилизации общеобразовательной школы.

2. Методика изучения быта и нравов в процессе обучения истории. Приведите примеры традиционных и нетрадиционных приемов изучения быта и нравов какого-либо этноса, народа (на выбор).

Билет № 7.

1. Цели и задачи исторического образования. Методики целеообразования.

2. Проблемы формулировки темы урока. На примере любого исторического курса проанализируйте названия параграфов и определите, какой потенциал они несут. Приведите пример не менее чем 5 формулировок тем к уроку, посвященному событиям «Отечественной войны 1812. Бородинская битва».

Билет № 8.

1. Содержание и принципы школьного исторического образования.

2. Сформулируйте развернутую, триединую цель к уроку по теме «Экономическое развитие России в XVII веке. Крестьянское и барское хозяйство» (История Отечества 7 класс).

Билет № 9.

1. Учебник истории: проблемы и перспективы развития. «Альтернативные» учебники.

2. Локальные представления школьников в процессе изучения истории. Разработайте и предложите не менее 5 различных видов вопросов, заданий и задач по теме «Восточные деспотии» (История древнего мира 5 класс).

Билет № 10.

1. Учебно-методический комплекс по истории: современное состояние и перспективы развития.

2. Роль понятий в изучении истории. Разработайте систему приемов и средств формирования понятий «оброк», «барщина», «десятина» (История средних веков 7 кл.).

Билет № 11.

1. Перспективная подготовка учителя к уроку (характеристика основных этапов).

2. Традиционные приемы и средства эмпирического изложения исторического материала. Разработайте систему традиционных приемов и средств изучения темы «Природа и хозяйство Древнего Египта» (История Древнего мира 5 класс).

Билет № 12.

1. Факторы процесса обучения истории. Познавательные возможности учащихся как фактор обучения истории.

2. Традиционные приемы и средства изложения теоретического материала. Разработайте систему приемов средств изучения темы «Промышленный переворот в Англии» (Новая история 7 класс).

Билет № 13.

1. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.

2. Методика формирования исторических представлений: воссоздание образов природы, материальных предметов, людей – участников событий, динамичных и статичных образов. Разработайте систему образов, которые необходимо сформировать при изучении темы «Великие географические открытия» (История средних веков 6 класс).

Билет № 14.

1. Познавательная мотивация как фактор обучения истории.

2. Упражнения и познавательные задания со статистическим материалом. Продемонстрируйте методику организации работы учащихся со статистическим материалом (на примере одного из описанных в методической литературе урока)

Билет № 15.

1. Методика создания исторических представлений в процессе обучения истории: факты, явления и процессы.

2. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала. Приведите примеры использования данных приемов в разделе «История Древней Греции» (История Древнего мира 5 класс).

Билет № 16.

1. Приемы и средства создания хронологических представлений учащихся в процессе обучения истории.

2. Раскрытие исторических закономерностей в школьных курсах истории. Черчение логических и графических схем и таблиц. Разработайте не менее двух видов таблиц и схем по теме «Первая русская революция 1905 – 1907 гг.» («История России ХХ век).

Билет № 17.

1. Приемы и средства создания локальных представлений в процессе обучения истории.

2. Хронологические представления школьников в процессе изучения истории. Разработайте и предложите не менее 5 различных видов вопросов, заданий и задач по теме «Счет лет в истории».

Билет № 18.

1. Приемы и средства изучения исторических личностей на уроках истории.

2. Приемы изложения главных и неглавных исторических фактов. Составьте план изложения главных и неглавных фактов по теме «Арабы VI – XI вв.» (История средних веков 6 класс).

Билет № 19.

1. Быт и нравы как объект изучения на уроках истории.

2. Воспитательные возможности курса истории. Определите воспитательный потенциал темы «Хождение в народ (Общественное движение в России в 1860 – 1880 – е гг.)».

Билет № 20.

1. Приемы работы со статистическими сведениями в школьных курсах истории.

2. Формирование исторических знаний у школьников. Приведите примеры структуры исторических знаний к теме «Эпоха реформ Петра Великого. Россия в первую четверть XVIII века» (История Отечества 7 класс).

Вопросы к зачету по «Методика преподавания истории»

Билет № 1.

1. Понятие о методах обучения истории. Классификация методов.

2. На основе описания хода урока истории проведите его анализ по известной Вам схеме.

Билет № 2.

1. Метод устного изложения (словесный метод). Приемы устного изложения учебного исторического материала. Требования к устному слову педагога на уроках истории.

2. Методика использования записей на доске в течении урока истории. Продемонстрируйте многообразие приемов и средств оформления записей на доске к уроку по теме «Первая русская революция 1905 –1907 гг.» (9 кл.).

Билет № 3.

1. Наглядный метод обучения. Классификация наглядности. Методика работы с наглядностью, требования к ее отбору на урок истории.

2. Приведите пример карточки-инструкции к уроку истории для индивидуальной и групповой работы по теме «Дар Нила» («Древний Египет» 5 кл.).

Билет № 4.

1. Лабораторный метод обучения истории. Приемы работы с историческими источниками и документами и требования, предъявляемые к ним.

2. Составьте методические рекомендации по использованию в обучении истории Internet и мультимедийных учебных программ.

Билет № 5.

1. Многообразие форм организации обучения истории (репетиторство, факультативы, консультации и т.п.). Краткая характеристика основных форм.

2. «Интегративный урок». Методика организации и проведения (на примере 1 из описанных в методической литературе урока).

Билет № 6.

1. Современный урок истории: понятие, классификация. Рабочий план урока. Подготовка учителя к уроку.

2. Приемы работы с текстами и иллюстрациями учебника истории. Разработайте систему заданий по одному из параграфов учебника истории (на выбор).

Билет № 7.

1. Нестандартные (нетрадиционные) уроки истории: роль, место, признаки, требования к проведению.

2. Методика работы с условно-графической наглядностью на уроке истории. Разработайте систему вопросов и заданий по теме «Русско-турецкая война» 8 кл.

Билет № 8.

1. Урок лекция: определение, цели, задачи и специфика. Требования к проведению. Классификация лекций. Достоинства и недостатки лекционной формы урока.

2. Методика работы с историческими источниками и документами. Разработайте систему вопросов и заданий к документу «Русская Правда» 7 кл.

Билет № 9.

1. Урок семинар: определение, цели, задачи и специфика. Требования к проведению. Классификация уроков-семинаров. Достоинства и недостатки семинарской формы урока.

2. Методика организации и проведения уроков истории на основе игровых технологий. Приведите сценарии игр по истории (для 1 урока истории – на выбор).

Билет № 10.

1. Урок лабораторное занятие по истории в школе: понятие, цели, задачи, структура, специфика. Достоинства и недостатки лабораторной формы урока истории.

2. Методика использования монологических приемов устного метода в обучении истории. Приведите фрагмент одного из приемов устного монолога по теме «Историческая личность в истории России» (на выбор).

Билет № 11.

1. Практическое занятие по истории в школе: понятие, цели и задачи, структура и специфика. Достоинства и недостатки практической формы урока истории.

2. Диалоговые приемы устного метода изложения исторического материала. Беседа в обучении истории. Требования к проведению различного вида бесед. Приведите примерные вопросы и задания к беседе по теме «Предпосылки объединения Русских земель XIV – XV вв.» («История Отечества» 7 кл.).

Билет № 12.

1. Анализ и самоанализ учебных занятий по истории. Схема анализа и самоанализа.

2. Методика работы с предметной наглядностью на уроке истории. Разработайте систему вопросов и заданий к предметной наглядности (например, археологической коллекции) на уроке истории.

Билет № 13.

1. Межпредметные и внутрикурсовые связи в обучении истории. Проблема межпредметной интеграции. «Интегративные уроки».

2. Многообразие способов и средств проведения диагностики для оценки уровня успеваемости учащихся по истории. Предложите несколько видов диагностики для урока по теме «Восстание декабристов 1825 г.».

Билет № 14.

1. Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории.

2. Методика использования художественной литературы в преподавании истории. Разработайте систему заданий с использованием художественной литературы по теме «Отечественная война 1812. Бородино» («История Отечества» 8 кл.).

Билет № 15.

1. Организация краеведческой работы в курсе истории.

2. Проблемы использования компьютера в обучении истории. Дайте методические рекомендации по использованию информационных технологий в обучении истории.

Билет № 16.

1. Система (функции, структура, формы, приемы и средства) проверки знаний по истории в соответствии с современными требованиями.

2. Методика работы с изобразительной наглядностью на уроке истории. Разработайте систему вопросов и заданий к учебной картине «Английская мануфактура XVI в.» («История средних веков» 6 класс).

Билет № 17.

1. Внутришкольный контроль в школьном историческом образовании: понятие, цели, виды и формы.

2. Методика проверки формализованных знаний и умений учащихся на уроке истории. Предложите систему заданий для проверки формализованных знаний учащихся «Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина» («История Отечества» 7 класс).

Билет № 18.

1. Соотношение оценки и отметки в обучении истории. Проблема внедрения рейтинговой системы контроля за результатами обучения по истории.

2. Сформулируйте несколько проблемных вопросов и задач для учащихся 9 класса («История Отечества ХХ век») по любой теме (на выбор).

Билет № 19.

1. Педагогическая диагностика.

2. Методика проверки неформализованных знаний и сложных познавательных умений на уроке истории. Предложите несколько видов творческих заданий для учащихся по теме «Александр П Освободитель. Эпоха Великих реформ».

Вопросы к экзамену по «Методике преподавания истории»

1. Предмет, задачи и специфика методики обучения истории. Место методики в системе педагогических наук.

2. Обучение истории и развитие методической мысли в России в XVIII вв.: достижения каждого этапа.

3. Обучение истории и развитие методической мысли в России в XIX в.: достижения каждого этапа.

4. Развитие методики и совершенствование школьного исторического образования в ХХ веке: достижения каждого этапа развития.

5. Модернизация школьного исторического образования Российской Федерации в конце XX – начале XXI вв.: основные этапы реформирования структуры школьного исторического образования (Учебные планы, линейных и концентрический принципы, Государственный стандарт).

6. Дифференцированный подход в процессе изучения истории. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

7. Основные концепции содержания образования в средней школе. Содержание (Государственный стандарт и программы) и принципы современного школьного исторического образования.

8. Воспитательный потенциал школьных курсов истории. Цели и задачи школьного исторического образования. Методика целеобразования.

9. Учебно-методический комплекс по истории (учебники и учебные пособия, хрестоматии и рабочие тетради, методические пособия и т.д.): современное состояние и перспективы развития.

10. Перспективная подготовка учителя к уроку: календарно-тематическое и блочное планирование.

11. Познавательные возможности учащихся как основной фактор процесса обучения истории.

12. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.

13. Познавательная мотивация как фактор процесса обучения истории.

14. Основные компоненты исторического материала (представления, понятия, факты).

15. Методические приемы и средства создания хронологических представлений учащихся в процессе обучения истории.

16. Методические приемы и средства создания локальных представлений в процессе обучения истории. Картографическая наглядность на уроке истории.

17. Методика изучения роли народа и исторической личности на уроках истории.

18. Быт и нравы как объект изучения на уроках истории.

19. Методика формирования исторических понятий: классификация понятий, пути, традиционные и нетрадиционные приемы и средства формирования исторических понятий.

20. Методика раскрытия исторических закономерностей в школьных курсах истории. Многообразие приемов и средств раскрытия закономерностей (схемы, таблицы, планы).

21. Методика работы со статистическими сведениями в школьных курсах истории.

22. Традиционные приемы и средства изложения эмпирического и теоретического материала.

23. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала в процессе обучения истории.

24. Методы обучения истории: понятие и классификации. Приемы устного изложения исторического материала.

25. Наглядный метод изложения. Методика работы с различной наглядностью на уроках истории.

26. Лабораторный метод обучения истории. Приемы работы с историческими источниками и художественной литературой на уроке истории.

27. Проблемный метод обучения истории. Методика создания проблемных ситуаций и формулировки проблемных заданий и задач по истории.

28. Игры в обучении истории. Методика организации и проведения игр в обучении истории.

29. Многообразие форм организации обучения истории: репетиторство, факультативы, консультации и т.п.

30. Урок – основная форма обучения истории. Современный урок истории: понятие, классификации (виды, типы, формы уроков истории). Методика подготовки и технология проведения урока. Рабочий план урока истории.

31. Нестандартные (нетрадиционные) уроки истории: определение, признаки, место в учебно-воспитательном процессе. Методика организации и проведения нестандартных уроков истории.

32. Основные формы учебных занятий по истории (лекции, семинары, лабораторные и практические занятия).

33. Анализ и самоанализ учебных занятий по истории.

34. Межпредметные и внутрикурсовые связи в обучении истории. Проблема межпредметной интеграции. Методика организации и проведения «интегративных уроков».

35. Методика работы с техническими средствами обучения на уроке истории. Основные требования к техническим средствам обучения.

36. Компьютер в обучении истории. Использование информационных технологий в историческом образовании (мультимедийные программы и учебники истории, Интернет).

37. Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории.

38. Организация краеведческой работы в школе в курсе истории.

39. Характеристика познавательных умений, необходимых для изучения истории. Способы обучения школьников основным приемам учебной работы.

40. Система (формы, приемы, функции, структура, средства) проверки знаний и результатов обучения истории в соответствии с современными требованиями.

41. Контроль за результатами обучения истории в школе. Методика организации проведения проверки формализованных (тесты, перфокарты и т.п.) знаний по истории.

42. Методика организации и проведения проверки неформализованных (сочинения и эссе, образные и логические задания, рефераты и т.д.) знаний по истории.

43. Диагностика результатов обучения и качества подготовки учащихся по истории.

44. Оценка результатов изучения истории: рейтинговая и 5-балльная системы оценки знаний учащихся.

45. Формы итоговой аттестации по истории: зачет, экзамен. Методика подготовки и проведения экзамена по истории. Проблемы внедрения Единого Государственного Экзамена по истории на современном этапе.

46. Основные направления внеклассной работы по истории в школе (цели и задачи, содержание, средства и формы, место внеклассной работы по истории в общешкольном воспитательном плане).

47. Кабинет истории в школе. Организация работы на базе кабинета истории.

48. Творческий поиск учителя истории. Инновационные идеи педагогов – новаторов в историческом образовании.

49. Концепция современного обществознания. Цели и содержание обществоведческого образования в общеобразовательной школе.

50. Учебно-методический комплекс по обществоведению (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники документов и др.): современное состояние и перспективы развития.

51. Урок – основная форма обучения обществознания: понятие, классификация (типы, виды, формы), подготовка (рабочий план) и технология проведения урока. Требования к современному уроку обществознания.

52. Методика работы с документами в процессе обществоведческого образования.

53. Работа с понятиями в школьном курсе обществознания.

54. Система (формы, приемы, функции, структура, средства) проверки знаний и результатов обучения обществоведению в соответствии с современными требованиями.

55. Формы итоговой аттестации по обществоведению: зачет, экзамен. Методика подготовки проведения экзамена по обществознанию. Проблема внедрения Единого Государственного экзамена по обществознанию на современном этапе.

56. Кабинет обществоведения в школе. Организация учебной и внеклассной работы на базе кабинета.

Список литературы

Основная

1. Пчела, И. В. Методика использования элементов юмора в школьных курсах истории. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008. – 108 с.

2. Пчела, И.В. Методика изучения повседневной культуры, жизни и быта народов в школьном курсе истории. - Уссурийск: Изд-во ДВФУ, 2011. – 164 с.

3. Пчела, И.В. Программа по теории и методике обучения истории и обществоведению. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2011. – 32 с.

4. Соловьев, К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России (Конец XVI – XVIII век). М.: «Вако», 2011. – 208 с.

5. Арасланова, О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России (XX – нач. XXI вв). – М.: «Вако», 2011. – 320 с.

6. Арасланова, О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.– М.: «Вако», 2011. – 510 с.

7. Соловьев, К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России (С древнейших времён до к. XVI в). - М.: «Вако», 2011. – 207 с.

Дополнительная

1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. В 2 ч. Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Владос, 2001. – 325с.

2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред. Колосковой А.Г. – М.: Просвещение, 1984.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 1999. – 176с.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – 176с.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: Владос, 2003. – 384с

6. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Под ред. Ежовой С.А., Лебедевой Л.М, Дружковой А.В. и др. – М.: Просвещение, 1986. – 272с.

7. Методика преподавания обществознанию в школе: учебник для студентов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Владос, 2002. – 304с.

8. Настольная книга учителя истории. 5 – 11 классы. /Авт. – сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624с.

9. Настольная книга учителя истории: справочно-методическое пособие /Сост. Т.И. Тюляева. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 527с.

10. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Владос, 2000. – 320с.

11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2 ч. – М.: Владос, 2002. – 304с.

12. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2000. – 240с.

13. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2001. – 240с.

14. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2002. – 240с.

15. Андрюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории Древнего мира 5 кл. Пособие для учителей. – М: Владос, 1999. – 95с.

16. Андрюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории Средних веков 6 кл. Пособие для учителей. – М: Владос, 1999. – 95с.

17. Бородина О.И, Щербакова О.М. Тесты по истории России XIX в. – М.: Владос, 1996. – 205с.

18. Васильева В.М. Изучение вопросов культуры XI – XVI вв. на уроках истории СССР. Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 94с.

19. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории. /Под ред. Колосковой А.Г. – М.: Просвещение, 1990. – 109с.

20. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.

21. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. Книга для учителя. Из опыта работы. –М.: Просвещение, 1992. – 159с.

22. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

23. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. /Сост. А. Головатенко. – М.: Первое сентября, 2001. – 304с.

24. Шевченко С.Д. школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991. – 134с.

25. Химик И.А. Как преподавать МХК. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 157с.

26. Титова В.В. Туристко-краеведческие кружки в школе. – М.: Просвещение, 1988 – 123с.

27. Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры XI – XIX вв. – М.: Владос, 1998. – 204с.

28. Полторако Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. – М.: Просвещение, 1987. – 205с.

29. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. / Ред. Л.Н. Алексашиной и др. – М.: Дрофа, 2002. – 92с.

30. Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории. – М.: Просвещение, 1979. – 156с.

31. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 208с.

32. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Нагнлядность в преподавании истории и обществоведения. – М.: Просвещение, 1978. – 318с.

33. Лернер И.Я. Задание для самостоятельной работы по истории СССР. Пособие для учителя. – М.: просвещение, 1988. – 109с.

34. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории в 7 – 10 кл. – М.: просвещение, 1987. – 142с.

35. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 0 9 кл. – М.: Просвещение, 1990. – 191с.

36. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Владос, 2003. – 256с

37. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. –М.: Владос, 1999. – 175с.

38. Коваленко О.В. История Российского приморья. Учебно-методическое пособие. – Уссурийск: Библиотека учителя, 2003. – 84с.

39. Клокова Г.В. Методика факультативных занятий по истории. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 126с.

40. История древнего мира и средних веков. 5 – 6 кл.: Дидактические материалы. /Ред. В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2000. – 352с.

41. Игры и занимательные задания по истории /Авт. – сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2003. – 336с.

42. Захарова Е.Н. Примерное планирование курсов истории и обществознания для 10 – 11 кл. – М.: Школа – пресс, 1999. – 112с.

43. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. – М.: Просвещение, 1978. – 98с.

44. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни. Из опыта работы учителя истории 536 школы Ленинграда. – М.: Педагогика, 1986. – 127с.

45. Головина Е.Ф. Вопросы преемственности при формировании понятий на уроках истории 4 – 8 кл. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 208с.

46. Вурста Н.И. Как сдать ЕГЭ по истории России на 100 баллов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 346с.

47. Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. –Ростов-на-Дону, 2005. – 188с.

48. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории. – М.: Владос, 2000. – 272с.

49. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. – М.: Владос, 1999. – 192с.

50. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2004. – 224с.

51. Вяземский е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – М.: Владос, 2000. – 159с.

52. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. Пособие для учителей. – М.: просвещение, 1999. – 112с.

53. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. –М.: Русское слово, 1997. – 224с.

Наши рекомендации