Проблема видеть прекрасное в обыденном
*Секрет постижения красоты, по мнению известного публициста В.Солоухина, заключается в любовании жизнью, природой. Разлитая в мире красота обогатит нас духовно, если мы научимся созерцать её. Автор уверен, что надо остановиться перед ней, «не думая о времени», только тогда она «пригласит тебя в собеседники».
*Великий русский писатель К.Паустовский писал, что «в природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».
*Современный публицист, писатель Ю.Грибов утверждал, что «красота живёт в сердце каждого человека и очень важно разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись».
Проблема отношения к родному языку
*Известный публицист М. Молина писала: «У русскоговорящих людей, живущих в России или разъехавшихся по всему миру, язык - единственное общее наследие... Первейшая забота не дать ему погибнуть».
*С. Еричев отмечал, что «с помощью словесных мыслеобразов мы можем созидать или разрушать свою генетическую структуру... Одни слова оздоравливают организм..., другие - разрушают».
*«Война и мир» Л.Н. Толстого начинается с пространного диалога на французском, и весьма жалко выглядел лепет Анатоля Курагина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по-русски.
*Известный публицист А. Просвирнов в статье «Зачем нам импортные сорняки?» возмущается необоснованным злоупотреблением иностранных слов и жаргона в нашем языке.
* С. Казначеев в одном из своих очерков писал о том, что «слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, разрушению слов, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций.
* Н. Галь считает, что одной из опаснейших болезней нашей речи является канцелярит. Штампы угнетают «живое ядро» языка, они опасны и в живой речи людей , и в речи персонажей литературных произведений.
*Публицист В. Костомаров уверен, что «язык подчиняется людям, которые им пользуются». Он отражает состояние общества. Так что «не язык надо сейчас исправлять…»
Проблема будущего книги
*Популярный публицист С.Курию рассуждал в очерке «Книга и компьютерный век» о том, умрёт ли книга при условии развития современных информационных технологий. Автор утверждал, что книга — это прежде всего текст, а вот в каком формате он подан, не имеет значения для сути произведения.
* В. Солоухин пишет об огромном преимуществе книги перед кино. Читатель, по его мнению, сам «режиссирует» свой фильм, кинорежиссёр не навязывает ему внешнего облика персонажей. Таким образом, чтение книг - процесс более творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.
Роль книги в жизни человека
*По мнению известного писателя Ф. Искандера, «главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».
*Известный писатель и публицист Ю. Олеша писал: «Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг... Они вне времени».
*М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
* В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.
Раздел 6
Научно-технический прогресс
Проблемы
1.Образование и культура
2. Воспитание человека
3. Роль науки в современной жизни
4. Человек и научный прогресс
5. Духовные последствия научных открытий
6. Борьба нового и старого как источник развития
Утверждающие тезисы
1. Познание мира ничем нельзя остановить.
2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.
3. Цель науки - делать человека счастливым.
Цитаты
1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древ негреческий философ).
2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).
3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).
4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).
IV. Аргументы