Тема 14. Возникновение буржуазного государства во Франции.
1. Великая французская революция. Учредительное собрание. «Декларация прав человека и гражданина 1789г.»
2. Первая конституция 1791 г. Конституционная монархия.
3. Первая республика во Франции. Конвент, жирондисты и якобинцы.
4. Якобинская республика. Декларация и Конституция 1793 г., революционный порядок управления.
Контрольные вопросы и задания:
1. На основе положений Декларации определите:
А). Как понимались « естественные и неотчуждаемые права человека»?
Б). В чем отличие их трактовки от американской «Декларации независимости»
4. Основные причины прихода якобинцев к власти.
5. На каком основании режим якобинцев называют диктатурой?
6. Как якобинцы решали аграрный вопрос?
7. Проанализируйте социальную политику якобинского блока.
8 Как в коституции 1791 г. были реализованы основные положения « декларации прав и свобод»?
9. Насколько долговечной была судьба конституции 1791 г.?
Термины: активные граждане, «бешенные», болото, гора, гильотина, Дантон, Демулен, «Декларация прав человека и гражданина» ( 1789г. ), Жан-Жак Руссо,жирондисты, Комитет общественной безопасности, Комитет общественного спасения, конвент, конституционалисты, Людовик ХYI, Мария-Антуаннета, монтаньяры, ( фельяны ), Максимилиан Робеспьер, Марат, общественный договор, Парижская коммуна, Революционный трибунал, Сен-Жюст,
Литература:
1. Адо А.В. К истории борьбы за проведение в жизнь аграрного законодательства якобинцев // Французский ежегодник. М. 1968.
2. Бовыкин Д.Ю. Революция окончена? Итого термидора / Д.Ю. Бовыкин.-М., 2005.
3. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. История и современность. // Советское государство и право. 1989. - №7.
4. .Документы истории Великой французской революции. Т.1., 1990.
5. История Франции. В 3-х Т. – М., 1973. – Т.2.
6. Карлейль Т. Французская революция / Т. Карлейль. – М., 1991.
7. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права / К.Е. Ливанцев. – Л., 1986.
8. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция XVIII в. / А.З. Манфред. – М., 1956.
9. Манфред А.З Три портрета эпохи Великой Французской революции: Ж.Ж. Руссо, О.Г. Рикетти де Мирабо, М. Робеспьер / А.З. Манфред .- М.,1978.
10. Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой правовой мысли. В 5-ти Т. – М., 1999. Т.3.
11. Олар А. Политическая история Французской революции: происхождение и развитие демократии и республики. / А. Олар. – М., Л., 1986.
12. Ревуненков В.Г. Якобинская республика и её крушение. / В.Г. Ревуненков. – Л., 1983.
13. Ревунков В.Г. История Французской революции /В. Г. Ревунков.- СПб., 2003.
14. Французская революция ХYIII века: Экономика, политика, идеология .- М., 1988.
15. Якобинство в исторических итогах Великой Французской революции: Круглый стол // Новая и Новейшая история. – 1996. - №5.
Тема 15. Гражданский кодекс Франции 1804 года и Германский гражданский кодекс 1900 г.
1. Общая характеристика кодексов (история создания, источники, принципы, система).
2. Право собственности. Статьи 544, 545, 546, 547, 552 Кодекса Наполеона. § 908, § 905, § 906 Г.Г.К.
3. Обязательственное право.
4. Основные черты семейного и наследственного права.
Контрольные вопросы и задания:
1. В каком кодексе впервые введен термин «юридическое лицо»?
2. Какое определение собственности дается в обоих кодексах.
3. Что понимали под «юридическим лицом»?
4. Какую роль сыграл Наполеон в разработке и принятии Гражданского кодекса Франции?
5. Назовите имена французских и немецких юристов, участвовавших в разработке кодексов.
6. В каком кодексе было лучше разработано обязательственное право и почему?
7. Сравните брачно-семейное и наследственное право в Германии во Франции
8. Как ГГК юридическими методами контролирует капиталистическую конкуренцию?
9. Выделите особенности правомочий собственника по распоряжению вещами в ГГК.
10. Виды собственности по ГК Франции.
Термины: Биго де Приамне, Закон Ле Шапелье (1791г.), (запрещение шиканы ), Камбасерес, концессионный порядок, Мальвиль, обязательная доля, пандектная система, парантелла, право присоединения, Порталис, Тронше, учреждения, ферейны,
Решите задачи: