Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
2.1 Библейское сказание о сотворении мира, человека, начале человеческой истории и появлении еврейского народа.
2.1.1 Сотворение природы.
Найдите в тексте сказание о творении мира Богом до появления человека. Укажите основные этапы сотворения природы. Какую структуру имеет природа с точки зрения христианства? Сравните христианское и современное научное представление об эволюции и структуре природы.
2.1.2 Сотворение человека, райская жизнь и грехопадение.
Найдите в тексте сказание о сотворении человека. В чем отличие человека от остального сотворенного мира? Чем человеческая душа отличается от животной? Каково предназначение человека в мире? В чем смысл библейского сказания о создании женщины из ребра мужчины?
Найдите в тексте сказание о жизни людей в раю, грехопадении и изгнании из рая. Какую заповедь Бога нарушили люди в раю? Как они повели себя, будучи уличенными? Как люди были наказаны? Какое новое положительное качество приобрели люди, совершив грех? В чем смысл сказания о грехопадении?
2.1.3 Человеческая история до Закона.
Найдите в тексте сказание о Каине и Авеле. Как в этом сказании выражено исторически первое общественное разделение труда? В чем была причина первого убийства? Как был наказан убийца? В чем смысл этого наказания?
Найдите в тексте сказание о всемирном потопе. С какой целью Бог задумал всемирный потоп? Почему род Ноя был сохранен? Как Бог объяснил и оправдал зло, находящееся в человеке? Почему Бог запретил убийство человека? Какой завет дал Бог Ною? В чем смысл сказания о всемирном потопе?
Найдите в тексте сказание о появлении народов, разделении языков и первом патриархе еврейского народа (Аврааме). Как в Библии объясняется разделение человечества на народы? Как объясняется рабское положение одного народа по отношению к другому? Как объясняется множественность языков? Какое обещание дает Бог Аврааму? Поясните смысл выражения «земля обетованная». Раскройте смысл сказания о приношении в жертву Авраамом Исаака.
2.2 Закон.
2.2.1 Общая характеристика Закона.
Найдите в тексте сказание о заключении Богом завета с еврейским народом и о предписании еврейскому народу законодательства. Кто такой Моисей и какова его роль в истории еврейского народа и становлении иудаизма?
В чем суть завета, данного Богом еврейскому народу через Моисея? Что должно обязать евреев выполнять данный Богом Закон: совесть, любовь к ближнему или страх?
2.2.2 Декалог Моисея.
Найдите в тексте десять главных заповедей Закона, (Декалог Моисея). Укажите, какие из этих заповедей регламентируют отношение человека к Богу, а какие – человека к человеку. По какому принципу строится отношение к Богу, по какому — к человеку? Разъясните смысл заповедей: «Не делай себе кумира» и «Не произноси имени Господа напрасно».
2.2.3 Уголовно-правовые нормы в Законе.
Найдите в тексте Закона нормы, имеющие уголовно-правовой характер. Обратите внимание на диспозицию и санкцию. Укажите нормы, построенные по принципу талиона. Сравните древнееврейское и современное российское уголовное законодательство. Покажите, как изменились взгляды людей на самые распространенные преступные деяния. (Что оценивается более строго, что – менее?)
2.3 Книга Екклесиаста.
В чем Екклесиаст усматривает несовершенство земного бытия человека? Какое самое большое несчастье неизбежно для человека? Получает ли человек адекватное воздаяние на земле за свои действия? Бессмертна ли человеческая душа по представлению Екклесиаста? Допускает ли данная Екклесиастом оценка человеческого бытия выполнение условий договора (завета) между человеком и Богом? Какой практический вывод делает Екклесиаст из своих рассуждений? Что рекомендует людям?