Развитие интереса к древностям России в первой половине XIX века

В этот период времени большое влияние на многие страны оказала Французская революция, произошедшая в конце XVIII в. и приведшая к крушению французского феодализма. Провозглашенная «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.) объявила свободу слова, печати, собраний, давала возможность критиковать власть, утверждала неприкосновенность частной собственности. Идей французской революции проникают и в Россию, они находят отражение в творчестве Ф. В. Кречетова, А.Н. Радищева, Н.И Новикова.

На рубеже XVIII и XIX вв. - в начале XIX вв. в России наблюдается возрастающий интерес к научной мысли, к проблеме народности, ощущается подъем патриотизма. Развитию этих тенденций способствовали события Отечественной войны 1812 г. Примером тому является успех труда Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского» (Т. 1-12, 1816-1829). Стало пересматриваться пренебрежительное отношение к допетровской эпохе. А.С. Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом». Первая глава «Истории» Н.М. Карамзина, названной «О народах, издревле обитавших в России, о славянах вообще», на основании античных источников упоминаются древнегреческие города Причерноморья и определяется их местонахождения. Упоминаются скифы, сарматы, аланы, готы, гунны и другие народы, приводятся некоторые эпизоды из их истории, излагается ранняя история славян.

Карамзинская «История» всколыхнула в русской литературе интерес к своей истории. Появляются такие произведения, как «Аскольдова могила» М.Н. Загоскина; «Пир Святослава Игорьевича», «Елена Глинская», «Минин» - Н.А. Полевого, писателя и ученого-историка, член-корреспондента Петербургской АН; «Марфа Посадница», «Дмитрий Самозванец» - М. П. Погодина писателя и ученого, академика Петербурской АН; «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Эти и другие произведения раскрывали перед читателем богатство и своеобразие отечественной истории.

В.Ф. Рылеев призывал А.С. Пушкина отказаться от введения в свою поэзию античных образов, а обратиться к славянской мифологии. Происходит постепенный переход от увлеченности классической литературой и историей к отечественной национальной историей.

В XIX в. в поле зрения археологов все больше попадают центральные губернии России. Начало исследования славянских древностей связано с именем Зориана Ходаковского, поляка по происхождению. В 1818 г. он издал работу «О славянстве до христианства» на польском языке. Зориан хотел организовать рад экспедиций по изучению славянских древностей. В Польше он не смог реализовать свои планы и переехал в Петербург, где опубликовал ряд научных работ, в которых обосновывал идею необходимости изучения славянских древностей. В 1829-21 гг. ему правительством были выделены средства на проведение экспедиции. Он обследовал северные земли России и провел раскопки ряда могильников. Ходаковский умер в бедности в 1825 г. Он оставил после себя огромный архив, интерес к нему проявляли А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, М.П. Глинка, Н.В. Гоголь. М.П. Погодин разобрал этот архив и опубликовал незавершенные труды Ходаковского.

Заслугой З. Ходаковского является составление карты славянских городищ целого ряда губерний, которая была опубликована через много лет после его смерти (1871 г.).

Основные идеи З. Ходаковского сводились к следующему: не следует полностью доверять летописям, написанным после принятия христианства, поскольку в них языческое прошлое славян искажалось. Тенденциозными, по его мнению, были и известия о славянах иностранцев. Правдивые данные о древнеславянских народах можно было получить из вещественных, фольклорных, топонимических источников. И еще, очевидно просматривалось стремление у Ходаковского перейти от случайных раскопок к систематическому изучению древностей страны.

Эти идеи нашли поддержку у друга Герцена В.В. Пассека. Он поставил вопрос о широком исследовании дописьменной истории России по археологическим материалам, не исключая те периоды, по которым имеются и письменные данные. Он говорил, что как бы ни была богата Италия письменными источниками, как бедна была бы ее история без богатейшего археологического материала. То же должны дать для российской истории степные курганы и другие археологические памятники старины. В предложенном Пассеком плане исследований речь шла о важности изучения погребального обряда для определения этнической принадлежности исследуемых памятников прошлого, картографировании разнотипных археологических объектов. По финансовым причинам Пасеку не удалось организовать экспедиционную работу. Он умер от туберкулеза в 1842 г. В память о нем осталось великолепная коллекция половецких изваяний (каменных баб), находящаяся в Государственном Историческом музее в Москве, к созданию которой он имел отношение.

З. Ходаковский и В.В. Пассек не внесли значительного вклада в собственно полевые исследования, значение их деятельности заключается в другом. Они указали путь, как расширить круг исторических источников и предложили научные программы археологического изучения России.

Определенный всплеск интереса к русским древностям был вызван находкой клада драгоценных вещей XII-XIII вв. в Старой Рязани, разгромленной монголами. В разных изданиях появилось множество статей об этой находке. А в 1831 г. вышла фундаментальная книга А.Н. Оленина «Рязанские русские древности» (СПб., 1831).

Важную роль играл ежемесячный журнал «Отечественные записки» (издавался с 1839 г.), с которым сотрудничал В.Г. Белинский. В «Записках» регулярно появлялись сведения о древностях Москвы, Новгорода, Пскова, Киева, Смоленска, Владимира, Ярославля, о памятниках Северного Кавказа. Кроме публикаций М.П. Погодина, И.А. Стемпковского, в журнале с постоянной периодичностью публиковались статьи П.П. Свиньина (1788-1839 гг.), который являлся издателем «Записок». Он объезжал одну губернию за другой, эти свои вояжи он называл «Археологическими путешествиями по России», по результатам которых делал описания археологических достопримечательностей.

Логическим продолжением идей З. Ходаковского и В.В. Пассека была деятельность Алексея Сергеевича Уварова. Он в соответствии с составленной программой приступил к исследованию курганов во Владиро-Суздальской земле (1851-1854 гг.). Им было раскопано 7729 курганов. Задача, которую поставил Уваров, изучение жизни и быта славянского населения конкретной территории. В таком подходе несомненное достоинство работ Уварова, хотя в методическом отношении эти раскопки проводились на низком уровне.

Накопление материалов по прошлой истории России, рост фондов Оружейной палаты, собраний Эрмитажа, который возник как собирание частной коллекции Екатерины II а 1754 г. и открыт для посещения в 1852 г., вызвало необходимость их обобщения и систематизации.

Как бы подведением итогов развития археологии в России за рассматриваемое время является указ Николая I от 1846 г. о создании комиссии по подготовке и изданию шести томов «Древностей Российского государства», которое было закончено в 1853 г.

Содержание томов было следующим:

1-й том – иконы, кресты, храмовая утварь и пр.;

2-й том – царская утварь и одежды;

3-й том – оружие, знамена, конское снаряжение;

4-й том – великокняжеские, боярские инородные одежды;

5-й том – древняя и столовая и домашняя утварь;

6-ё том – памятники древнего народного зодчества.

Надо отметить, что в то время разными авторами публиковались и другие работы: «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с древнейших времен» (А.В. Висковатов, 1841 г.); «Памятники московской древности» ( И.М. Снегирева, 1842-1845 гг.); «Древности Московского Кремля» (А.Ф. Вельтмана, 1843 г.); «Памятники древнего русского зодчества» (Ф.Ф. Рихтер, 1851 г.).

Изучение российских древностей получило международное признание. В 1843 г. в Датском Обществе изучения северных древностей была открыта Русская секция.

Наши рекомендации