Дайте определение понятиям

Рабочий лист 1

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Д о к у м е н т 1 1

О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую

теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста, и четыре

Пасхи прошли, а я, грешный не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни

среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в

Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каи-

не, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесер-

мен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской.

Вопросы к документу 1:

Назовите выдающееся произведение русской литературы второй половины XV столетия, которому принадлежит приве-

денный выше отрывок текста. Чем оно отличается от подобных произведений XII – XIII вв.? Что Вам известно об истории

его создания? Кто является его автором?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 2 2

В год 5457 (51 до н.э.) Август, кесарь римский пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птоле-

меев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и да-

рами. И бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего

Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына

Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагер-

ду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золо-

тых землях, которые ныне называются Угорской землей; а Пруса, родича своего, послал _____на берега Вислы-реки в города

Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадаю-

щей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прус-

ской землей.

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Нов-

города и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали

бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, кото-

рый был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним кня-

жить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а

третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем вели-

кий князь Рюрик.

А четвертое колено от великого князя Рюрика – великий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым

крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено – правнук его Владимир Всеволодович Мо-

номах.

Вопросы к документу 2:

Фрагмент какого произведения русской литературы конца XV – начала XVI вв. приведен выше? Каково его политиче-

ское и литературное значение?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

1 Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV века. – М., 1982. – С. 465.

2 Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 427.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 3 3

Даже от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие

славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, пра-

вославного христианского царя и владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной

апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинополь-

ского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-

града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твое-

го царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей под-

небесной больше солнца светится.

Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в

едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим,

убойся бога, давшего тебе это, не надейся на золото и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается.

Вопросы к документу 3:

Строки из какого произведения XVI столетия приведены выше? Дайте характеристику его основополагающих идей.

Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, почему именно в это время зародились подобные теории?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 4 4

Как устроить дом хорошо и чисто.Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки

и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда

вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не

должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже

в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить

для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В гряз-

ную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему

она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг

нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслужи-

вает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит испол-

нять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с лю-

бовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми по-

ступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать по-

велевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по

уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах

так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и

больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и

плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не

видели и не слышали.

Вопросы к документу 4:

Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен выше? Каковы центральные идеи данного произве-

дения? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?

___________________________________________

___________________________________________

3 Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 437.

4 Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. – С.

132.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 5 5

Царю, богом прославленному и более того – среди православных пресветлым явившемуся, ныне же – за грехи наши –

ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов

безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но из-за притеснений тягчайших от

власти твоей и от великого горя сердечного дерзну сказать тебе, царь хотя бы немногое.

Зачем, царь, сильных в Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням

предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученической обагрил церковные пороги, и на

доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил,

оболгав православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое

назвать горьким?

Вопросы к документу 5:

Дав название одного из самых известных произведений древнерусской литературы, отрывок из которого приведен вы-

ше, определите, кто являлся участником этой полемики? Какова история создания данного литературного памятника?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 6 6

А писал я эти святые великие книги в Великом Новгороде, когда был там архиепископом. А писал и собирал и воедино

их объединял двенадцать лет, истратив на то большие средства, наняв много писцов, не щадя серебра и всяческих воздаяний.

Но особо большие трудности и заботы преодолел при исправлении и переводе на русский язык иностранных и древних со-

чинений: насколько бог нас вразумил, столько и смогли сделать, а иное же и доныне в них осталось не исправлено, и это ос-

тавили тем, кто с божьей помощью сможет исправить это после нас. А если я где и погрешил по своему незнанию, в этих

иностранных и древних изречениях или если среди этих святых книг окажется написанным ложное или отреченное святыми

отцами слово, а мы не смогли это исправить и изъять, то я прошу у господа бога в этом прощения молитвами всех святых, о

которых в этих книгах написано.

Вопросы к документу 6:

Строки из какого произведения русской литературы середины XVI столетия приведены выше? Почему, на Ваш взгляд,

многие исследователи называют его «энциклопедией русской книжности»?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 7 7

5 Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. – М., 1986. – С. 18.

6 Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. – М., 1986. – С. 481.

Изволением отца и помощью сына и свершением святого духа, по повелению благочестивого царя и великого князя

Ивана Васильевича всея великия России самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии

многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем городам царства его, особенно

же в новокрещенном месте, в городе Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы благоверный царь украшал чтимыми

иконами и святыми книгами, и сосудами и ризами и прочими церковными вещами, по преданию и по правилам святых апо-

столов и богоносных отцов и по постановлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, – великого

Константина и Юстиниана и Михаила и Феодоры и прочих благочестивых царей, в свое время бывших. И поэтому благочес-

тивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии повелел покупать святые книги на торгу и полагать их во святых

церквах – псалтыри, евангелия, апостолы и прочие святые книги. Но из них мало оказалось годных, остальные же все иска-

жены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало

известно царю, и он начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих

народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою преосвященному Макарию митро-

политу всея Руси. Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение богу, сказал царю, что мысль эта ни-

спослана богом и есть дар, нисходящий свыше. И так, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Василье-

вича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в

год 61-й восьмой тысячи; в 30-й же год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской каз-

ны дом, где производить печатное дело.

И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Фе-

дорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не при-

шло к завершению. И начали печатать впервые эту святую книгу, Деяния апостольские и послания соборные и святого апо-

стола Павла послания в год 7070 первый (1563), апреля 19-го, на память преподобного отца Иоанна Палеврета, т.е. из древ-

ней Лавры. Окончены же были в год 7070 второй (1564), марта в 1 день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Ру-

сии, в первый год святительства его, во славу всемогущей живоначальной Троицы отца и сына и святого духа. Аминь.

Вопрос к документу 7:

О каком событии в культурной жизни России XVI столетия говорится в приведенном выше документе?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 8 8

Та же Пилат, поехав от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И прочих наших на Москве жарили да пекли:

Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число бог изо-

чтет.

Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые то апостоли

научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру

приводить. Но господем реченно ко апостолам сице: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет

крестится – спасен будет, а иже не имет веры – осужден будет». Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал

апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать! Татарской бог Магмет написал во своих книгах сице: «Не-

покаряющихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити». А наш Христос ученикам своим нико-

гда так не повелел. И те учители явны яко шиши антихристовы, которые, приводя в веру, губят и смерти предают; по вере

своей и дела творят таковы же. Писано во Евангелии: «Не может древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод добр

творити: от плода бо всяко древо познано бывает».

Да што много говорить? Аще бы не были борцы, не бы даны быша венцы. Кому охота венчатца, не по што ходить в

Персиду, а то дома Вавилон! Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спаси-

теля нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец – вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благо-

словит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобою же за сие о Христе умрети готов. Аще я и не смыслен

гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти,

яко же приях, не прелагаю предел вечных: до нас положено; лежи оно так во веки веком! Не блуди, еретик, не токмо над

жертвою Христовою и над крестом, но и пелены не шевели. А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить:

крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении

явно духу лукавому молитца велят, – я бы им и с ним в глаза наплевал! И около купели против солнца лукаво-ет их водит,

7 У истоков русского книгопечатания / пер. М.В. Щепкиной. – М., 1959. – С. 216 – 220.

8 Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. – М., 1989. – С. 387–388.

такоже и, церкви святя, против солнца же и, брак венчав, против солнца же водят, – явно противно творят, – а в крещении и

не отрицаются сатоны. Чему быть? – Дети ево: коли отца своево отрицатися захотят! Да что много говорить? Ох, правовер-

ной душе! Вся горняя долу быша. Как говорил Никон, адов пес, так и сделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы

не по старому!» – так; су, и сделал. Да больши тово нечим переменить. Умереть за сие всякому подобает. Будьте оне прокля-

ты, окаянные, со всем лукавым замыслом своим, а страждущим от них вечная память 3-жды!

Вопросы к документу 8:

Отрывок из какого известного произведения русской литературы XVII века приведен выше? Как выражается его нова-

торский характер? В чем сущность церковного раскола, и каков характер мировоззрения автора данного литературного па-

мятника?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 9 9

Ибо тоя поборник и сын верный бяше,

Учением правым то миру показаше;

В защищение церкве книгу Жезл создал есть,

В ея же пользу Венец и Обед издал есть.

Вечерю, Псалтырь стихи со Рифмословием,

Вертоград многоцветный с Беседословием.

Вся оны книги мудрый он муж сотворивый,

В научение роду российску явивый.

Вопрос к документу 9:

Что Вам известно о жизни и творчестве знаменитого русского поэта, писателя и проповедника XVII в., о котором ведет

речь в своем «Епитафионе» Сильвестр Медведев?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Д о к у м е н т 1 0 10

Како кто хощет видом си познати,

В первых вещах сих будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суши,

Юный, отверзай в разум твоя ушы.

В колесницу сядь, копием борися,

Конем поезжай, ключем отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други!

Вопросы к документу 10:

9 Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 513.

10 Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 517.

Фрагмент какого произведения конца XVII столетия представлен выше? Что Вам известно об его авторе? Как Вы ду-

маете, о чем свидетельствует появление подобного рода изданий?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________

Рабочий лист 2

Дайте определение понятиям.

Соотносите понятия с темой и помните, что некоторые из них имеют множество значений.

Алтарь– ___________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Апсида– ___________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Барабан– __________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Басма– ____________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Бочка– ____________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Восьмерик– ________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Житие– ____________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Изразец– ___________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Икона– ____________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Иконостас– _________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Кокошник– ________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Кремль– ___________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Купол– ____________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Летопись– __________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Московское (нарышкинское) барокко– _______________________

___________________________________________

_____________________

Обмирщение культуры– ____________________________________

___________________________________________

_____________________

Парсуна– __________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Полуустав– ________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Посадский храм– ___________________________________________

___________________________________________

_____________________

Скоропись– ________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Собор– _____________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Строгановская школа– ______________________________________

___________________________________________

_____________________

Фреска– ___________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Четверик– _________________________________________________

___________________________________________

_____________________

Шатровый храм– ___________________________________________

___________________________________________

_____________________

Рабочий лист 3

Ответьте на вопросы.

1) В каких произведениях средневековой русской литературы и как отразились исторические события 1480 г. – свер-

жения золотоордынского ига? К каким изменениям в русской культуре и общественном сознании привело это событие?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

2) Территория этого памятника русской истории и искусства обширна. Она составляет площадь, равную почти двадца-

ти семи гектарам. Стена имеет протяженность более двух километров, на ней шесть воротных башен, три угловых и десять

глухих. Стены и башни строились с 1485 и, с перерывами, до 1516 г. В конце XVII в. башни были надстроены узорными

шатрами.

Что это за памятник? Какую цель преследовали его создатели? Когда первое подобное сооружение появилось в Моск-

ве?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

3) Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Ру-

си. «Изумленная Европа, – писал К. Маркс, – в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии… бы-

ла поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства…». Политически и экономически ок-

репшему государству понадобились нарядные храмы и дворцы, торжественные здания для приема гостей и иностранных

послов. Именно тогда было возведено невиданное до того по размерам здание.

Это самое большое помещение подобного типа на Руси, ее площадь – четыреста шестьдесят квадратных метров. Чтобы

перекрыть такое пространство, в его центре был поставлен столб, на который опирались четыре крещатых свода. Боясь, что

стены не выдержат распора тяжелого свода, зодчие сделали их толщину более полутора метров.

О каком здании Московского Кремля говорится выше? Кто и когда его построил? Каково его главное предназначение?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

4) Храм этот уникален.

Здесь в праздничные дни раздавали щедрую милостыню многочисленным нищим, и они разносили по всем концам го-

рода молву о целебной силе мощей похороненного здесь юродивого, и со временем его именем привыкли называть и весь

храм.

Но к началу XIX столетия из-за пристроек и выросших вокруг купеческих лавок собор был почти скрыт от глаз. Изба-

виться от этого помог курьез.

Однажды Александру I во время его визита в Англию среди разнообразных диковинок показали рисунок храма. Рус-

ский царь восхитился и сказал, что хотел бы иметь такой собор в России. Императору объяснили, что этот храм с XVI в. ук-

рашает его собственную Москву.

Император устыдился того, что не знает собственных сокровищ и, вернувшись в Россию, приказал расчистить площадь

вокруг собора, открыв глазам дивный памятник русской архитектуры.

Дайте название этого храма. Когда и в честь какого события он был построен?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

5) И спросил благодетель:

А можете ли сделать пригожей

Благолепнее этого храма

Другой, говорю? –

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

– Можем.

Прикажи, государь! –

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях,

И в землях Рязанских

И прочих

Не построили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

О каких известных русских архитекторах середины XVI столетия идет речь в приведенном выше фрагменте из сти-

хотворения Д. Кедрова?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

6) Бурные события начала XVII столетия, получившие у современников название «смуты», нашли широкое отраже-

ние в литературе. Перечислив известные Вам литературные произведения, докажите, соответствует ли это действи-

тельности?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

7) Какие историко-культурные последствия имела церковно-обрядовая реформа патриарха Никона?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

8) Назовите основные жанры русской литературы XV – XVII вв. и охарактеризуйте их развитие от летописей до

бытовых и сатирических повестей.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

9) «Старые добрые изографы писали не так подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста и

труда и всякие скорби. А вы ныне подобие их изменили, пишите таковых же, каковы сами».

О какой важнейшей тенденции развития древнерусской иконописи свидетельствуют приведенные выше слова прото-

попа Аввакума?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

10) «В силу своего средневекового типа русская литература в XV – XVII вв. ограничивала свои европейские связи

только теми европейскими литературами, которые сохраняли тот же средневековый тип литературной системы, или ограни-

чивала свои переводы только теми произведениями, которые были у себя на родине уже далеко не новыми и не передовыми.

Когда же в XVII в. переход к новому периоду русской истории свершился и литература древнерусская перестала быть

средневековой по всему своему строю, – стал возможным и интенсивный процесс усвоения опыта лучшей западноевропей-

ской литературы: литературы личностной, создаваемой гениальными писателями».

Согласны ли Вы с данным высказыванием академика Д.С. Лихачева? Приведите доводы в пользу своего ответа.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________

11) Принято считать, что в XVII столетии заканчивается история русской средневековой культуры и зарождаются

элементы культуры нового времени. Какими примерами Вы можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________

Рабочий лист 4

Заполните таблицы.

Наши рекомендации