Историография средних веков в СССР 1930-1950-х гг
Лишь в 1934 г. исторические факультеты в университетах были восстановлены. Реорганизовано было и управление исторической науки – при Академии Наук СССР был создан Институт Истории, а также В Академию Наук влился ГАИМК, который стал называться Институт ИМК. Это исключило параллелизм в работе этих структур. Введение истории средних веков в среднюю школу, создание кафедр истории средних веков при университетах стимулировало быстрое развитие данного раздела историографии. Внимание стало уделяться и подготовке научных кадров историков. С 1934 г. при исторических факультетах университетов по всем разделам истории появилась аспирантура.
В связи с реорганизацией научно-исследовательских учреждений некоторые исторические журналы прекратили своё существование («Известия», «Сообщения», «Проблемы докапиталистических формаций»), вместо них появились новые, из которых стоит отметить издававшиеся с 1934 г. «Исторические записки», с 1937 г. «Вестник древней истории», с 1942 г. сборник «Средние века» (продолжающееся издание), с 1947 г. «Византийский временник», как продолжение старого «Византийского временника». Несколько старых исторических журналов в 1937 г. объединились в «Исторический журнал», который в 1945 г. был реорганизован в «Вопросы истории».
Лишь в 1935/36 учеб. году лекционные курсы в университетах были прочитаны в полном объёме. Стенограммы этих лекций стали первыми учебниками. Для практических занятий были необходимы первоисточники в русских переводах, поэтому развернулась активная работа в этом направлении. Следует также отметить многочисленные издания памятников средневековой художественной литературы, являвшимися источниками для культурной истории («Божественная комедия» Данте, «Песнь о Роланде», «Кентерберийские рассказы» Чосера, произведения Петрарки, Боккаччо, Леонарло да Винчи, «Утопия» Томаса Мора и т. д.).
С 1935 г. появился целый ряд монографий, посвящённых в основном аграрному строю. Среди них можно отметить работы Н. П. Грацианского «Бургундская деревня в X – XI столетиях», Е. А. Косминского «Английская деревня в XIII веке», С. И. Архангельского «Аграрное закодательство великой Английской революции». Работа А. Д. Удальцова «Из аграрной истории каролингской Фландрии» посвящена генезису феодализма, В. В. Стоклицкой – Терешкович «Немецкий подмастерье XIV - XV вв.» и «Очерки по социальной истории немецкого города в XIV – XV вв.» – урбанистике. Она выступала против теории Допша о непрерывном развитии города от эпохи Римской империи до нового времени. Были выяснены типичные черты городской жизни XV вв. И в дальнейшем, в 1940-50-х гг. Стоклицкая-Терешкович занималась проблемами генезиса города и городского строя, коммунального движения, что нашло отражение в её монографии «Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв.» (1960).
Проблеме перехода от античности к средним векам уделяли внимание Е. М. Штаерман, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, З. В. Удальцова, А. П. Каждан.
Общественным строем древних германцев занимались А. И. Неусыхин, А. Д. Удальцов, Н. П. Грацианский. Последний одним из первых советских историков стал активно использовать такой трудный, требующий кропотливого анализа источник, как варварские правды. Наиболее же плодотворными, широкими по масштабам и значительными по выводам были изыскания, произведённые А. И. Неусыхиным по всей совокупности правовых источников западноевропейского средневековья, которые затем были сведены в фундаментальном труде «Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв.».
По истории классического средневековья исследований было больше, причём преобладали, как правило, изыскания по истории аграрных отношений, но намечается уже тяга и к изучению новых явлений – возникновению и развитию городов, складыванию феодальной сословной монархии, международным отношениям, культуре.
В истории Англии, например, аграрную тематику, вслед за Косминским, продолжал М. А. Барг – «Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв.» (1962). Впервые началась разработка темы истории английских городов – которая не привлекала ни дореволюционных отечественных, ни советских историков. Здесь появились работы Я. И. Левицкого, А. А. Кириллова. Развитие сословно-представительной монархии изучала Е. В. Гутнова.
По истории Германии стоит отметить работы А. И. Данилова, М. М. Смирина («Очерки политической борьбы в Германии перед Реформацией» – 1952), по аграрной истории Италии – М. Л. Абрамсон (ж), Л. А. Котельниковой. Эпоху Возрождения, помимо Гуковского, изучал В. И. Рутенбург, в монографии «Очерки истории раннего капитализма в Италии. Флорентийские кампании XIV в.» (1951) пытавшегося разобрать социально-экономические основы Возрождения во Флоренции.
В изучении позднего средневековья следует прежде всего отметить дискуссию об определении грани, разделяющей средневековье и новое время. Ещё с 1934 г. фактически было восстановлено старое, ещё восходящее к гуманистам деление истории на древнюю, среднюю и новую. Эта периодизация была совмещена с марксистской периодизацией по общественно-экономическим формациям. Таким образом, средние века получили характеристику как «эпоха зарождения, развития и разложения феодализма». Если с нижней границей средневековья проблем не было, то верхнюю границу установить можно было только условно. Маркс и Энгельс три столетия – XVI-XVIII вв. считали переходным периодом от феодализма к капитализму, и вставал вопрос, куда их отнести – к средним векам, или к новому времени. Вначале возобладала вторая точка зрения, и средние века стали доводить до Французской революции, т. е. до 1789 г. (до 1940 г.), затем было принято решение, уже намеченное Марксом и Энгельсом, и озвученное Сталиным, рассечь этот период на 2 части – до Английской революции отнести к средним векам, после – к новому времени.
Из исследований, относящихся к этому периоду стоит отметить работы по истории Франции XVII в. Б. Ф. Поршнева «Народные восстания во Франции перед Фрондой. 1623-1648» (1948) и А. Д. Люблинской.
Следует сказать и о византинистике, которая к этому времени считалась наиболее запущенной дисциплиной, так как долгое время не было притока молодых кадров. Лишь с 1936 г. в Ленинградском университете в состав кафедры истории средних веков был включён один профессор-византинист (сначала В. Н. Бенешевич, затем – М. В. Левченко). В 1945 г. курс истории Византии был введён и в МГУ, где его стал читать Б. Т. Горянов. Москвичи стали издавать «Византийский временник», дав ему 26 порядковый номер, подчёркивая тем самым преемственность со старым русским византиноведением, лучшим в мире. Но упрёки в низкопоклонстве перед буржуазной наукой, следовательно принцип: «Не нужны ссылки на иностранных учёных без критики»,т. о. заранее исключалась возможность использовать достижения зарубежной науки.
Из византинистов этой эпохи следует отметить М. В. Левченко, автора первого советского обобщающего труда по истории Византии, Е. Э. Липшиц (ж), Н. В. Пигулевскую, А. П. Каждана. Основателем третей отечественной школы византинистики в Свердловске стал М. Я. Сюзюмов.