Перечень вопросов для собеседования
Общие критерии
Магистр по направлению подготовки 035000 Издательское дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- научно-педагогическая в системе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- издательский маркетинг;
- редакционная подготовка печатных и электронных изданий;
- проектная деятельность в образовательной, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах;
- управление издательскими процессами.
В ходе собеседования абитуриент должен продемонстрировать:
- знания об истории создания, производства и распространения книги как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры, основных тенденциях издательского, типографского, полиграфического дела и направлениях развития книгораспространения; умение ориентироваться в историческом процессе развития книжного дела; навыки работы с учебной литературой;
- достаточный общекультурный уровень, умение использовать при подготовке ответа знания разных гуманитарных наук;
- хорошую специальную подготовку в области русского языка, общего редактирования, книгоиздательского дела.
Программа собеседования. Общая характеристика
Русский язык
Язык как важнейшее средство человеческого общения и как средство выражения мысли. Речь как виды и акты использования языка в качестве средства общения и орудия выражения мыслей. Основные функции языка и их характеристика: коммуникативная, когнитивная, эмоциональная, номинативная, функция обобщения. Вопрос о происхождении человеческого языка. Биологические теории происхождения языка. Социальные теории происхождения языка. Факторы, обусловившие развитие человеческого языка.
Формирование русского национального языка. История русской лексикографии.
Основные типы словарей русского языка. Толковые словари русского языка. Словарь Даля, его особенности. Орфографические словари. Орфоэпические словари. Ассоциативные словари. Этимологические словари. Словари стилистически ограниченной лексики. Словообразовательный анализ слова. Понятие морфемы. Типы морфем. Корневые и аффиксальные морфемы. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы. Префиксы и постфиксы. Суффиксы и флексии. Понятие основы.
Учение о частях речи. Понятие части речи. Проблема выделения частей речи. Критерии выделения частей речи. Знаменательные части речи и их грамматические признаки. Служебные части речи и их грамматические признаки. Основные части речи в русском языке. Предложение и его признаки. Принципы классификации предложений.
Понятие синтаксиса. Предложение и словосочетание. Основные признаки предложения. Структурная схема предложения. Структурные типы предложений. Актуальное членение предложения. Понятие языковой нормы. Стилистическая дифференциация русской лексики.
Функции языка. Понятие «функция» применительно к теории языкознания. Коммуникативная функция и ёё место среди других функций языка. Номинативная, когнитивная и другие частные функции языка.
Язык и мышление. Различные подходы к соотношению языка и мышления. Виды мышления и их связь с языком. Проблема невербальности мышления. Речевые зоны мозга, их функционирование.
Язык и общество. Общественная природа языка. Общественные факторы, влияющие на развитие и функционирование языка. Формы существования языка. Койне, социальные диалекты, территориальные диалекты, литературный язык. Формирование русского литературного языка. Языковая политика, ее формы.
Основные единицы языка.
Проблема выделения единиц языка. Особенности основных единиц языка. Фонемы, морфемы, слова, предложения.
Общее редактирование
Аспекты редакторского анализа текста. Структура редакторского анализа по единицам текста. Единицы текста как речевого произведения. Графические единицы текста. Редакторский анализ по разноцелевым мыслительным операциям. Мысленное составление плана текста. Выделение смысловых опорных пунктов. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями. Соотнесение по содержанию разных частей текста. Наглядные представления. Предвосхищение содержания текста.
Приёмы и методы работы над авторским оригиналом. Анализ и оценка композиции произведения. Типы и подтипы построения текста. Анализ и оценка рубрикации. Рабочее оглавление. Правила оформления перечней. Анализ и оценка фактического материала. Приёмы проверки фактической точности текста. Правила цитирования. Анализ и оценка текста с логической стороны. Законы логики и качество текста. Анализ и оценка языка и стиля.
Подготовка справочного аппарата издания. Аппарат издания. Выходные сведения. Аннотация. Реферат. Библиографический материал. Содержание.
Направление и этапы работы над изданием. Причины актуальности профессии редактора. Понятие редактирования. Редактирование и критика. Редактирование и рецензирование. Этапы работы редактора над текстом. Виды правки текста. Дисциплины редакторской ориентации.
Слово как объект редакторского анализа. Лексическое значение слова. Семема как микроструктура сем. Денотативные и коннотативные семы. Компонентный анализ как метод выявления семной структуры слова. Парадигматические и синтагматические отношения слов. Понятие фразеологизма. Основные типы текстовых ошибок, вызванных несоблюдение системных отношений в лексике. Стилистическое значение слова. Общеупотребительная, книжная и разговорная лексика. Стилистические ошибки. Грамматическое значение слова. Ошибки, связанные с неправильным образованием слова и форм слова.
Предложение как объект редакторского анализа. Предложение и его ключевые признаки. Формальный, семантический и коммуникативный синтаксис. Тема-рематическое членение предложение. Модусно-диктумная организация предложения. Грамматические синтаксические ошибки.
Текст как объект редакторского анализа. Понятие «текст» в современной лингвистике. Признаки и категории текста. Связность текста. Целостность текста. Функции заглавия. Требования к заглавию. Членимость текста. Понятие о стилистической принадлежности текста. Стили современного русского языка.
История книжного дела.
Объект и предмет истории книжного дела. Источники, их классификация (письменные, кино-, фото-, фотодокументы, на электронных носителях). Вспомогательные дисциплины. История отечественной и зарубежной книги: методологические и мировоззренческие основания истории книги как книговедческой дисциплины. Источниковедение и историография истории книги. Методы исторического изучения книги. Исторические формы книги. Дореволюционная историография истории книги и книжного дела. Советская и постсоветская историография истории книги и книжного дела. Периодизация истории книжного дела.
Исторические и технические предпосылки изобретения книгопечатания в эпоху Возрождения. Изобретение И. Гутенберга. Распространение печатного дела в Европе. Механический способ производства книг. Инкунабулы и палеотипы. Начало кириллического книгопечатания в славянских странах. Появление крупных книжных фирм в XVI-XVII вв. Всемирно-историческое значение и сущность изобретения книгопечатания. Первопечатная книга. Развитие книжной торговли и библиотек в Европе.
Прогресс в книгопечатании и формирование полиграфии как отрасли книгопроизводства. Новшества в технике печати. Стандартизация и изобретение типометрии. Европейское книжное дело в век Просвещения.Развитие научного книгоиздания. Новые типы изданий и усиление роли издателя в процессе создания книги. Совершенствование оптовой торговли книгами. Появление газет и журналов, их распространение. Университетские книжные центры.
Возникновение крупных национальных книгоиздающих фирм и корпораций: «Брокгауз» и «Майер» в Германии, «Макмиллан» в Великобритании, «Лярусс» и «Ашетт» во Франции, «Мак-ГроуХилл» в США. Издание массовой книги и ее специфические черты. Выработка устойчивых форм редакционно-издательской подготовки, полиграфического и художественного оформления европейской и американской книги. Создание корпораций и союзов книгоиздателей и книготорговцев в Европе. Выпуск книговедческой периодики. Научные исследования и профессиональное образование в области издательского дела и книговедения.
Формирование межгосударственных книгоиздательских и книготорговых монополий. Транснациональные компании в мировом книжном деле. Создание системы частных предприятий, книжных цепей, корпораций. Влияние банковского капитала на процессы книжного рынка. Реклама как ведущий фактор книжного дела. Развитие «книжных клубов» и тенденции формирования прямых связей книгоиздателей с потребителем. Международные ярмарки, выставки. Прогресс в полиграфии и компьютеризация редакционно-издательских и книготорговых процессов. Появление новых типов изданий — пейпербеков, покетбуков. Бестселлер как общественное явление. Взаимодействие книги со средствами массовой информации. Будущее книги как феномена человеческой цивилизации в условиях информационного общества.
Общественно-культурные условия и основные этапы развития книжного дела в Древней Руси. Массовая гибель книг в период монголо-татарского ига. Влияние византийской книжной культуры на развитие древнерусской книги. Рукописная книга в Древней Руси. Монастыри как центры книгописания и книгораспространения. Организация работы и процесс разделения труда в русском книгописании. Древнейшие памятники книжности московской Руси в XI-XV вв. Ранние исторические сведения о продаже книг и их стоимости. Зарождение книжного торга и появление профессиональных торговцев книгами. География распространения книг. Основные группы заказчиков и читателей книг. Крупнейшие древнерусские библиотеки, их состав и характеристика.
Социально-культурные и материально-производственные условия введения книгопечатания. Особенности создания и деятельности первой типографии в Москве. Кустарно-ремесленный способ производства печатных книг. Введение книгопечатания в Русском государстве. Деятельность первопечатников И. Федорова и П. Мстиславца и их роль в развитии техники и технологии изготовления книг. Распространение книгопечатания на территории Литвы, Белоруссии, Украины. Выдающиеся памятники старопечатной славянской книги. Взаимосвязь рукописной и печатной книги. Организация торговли рукописными и печатными книгами в Москве. Продажа книг в торговых рядах. Соотношение цен на рукописные и печатные книги. Основные группы потребителей.
Основные центры книгопечатания на рубеже XVI-XVII вв. Разделение труда и начало мануфактурного периода в русском типографском деле. Московский Печатный двор, его техническое оснащение и организация работы. Государственная политика в области книжного дела. Церковный раскол и его влияние на распространение книг. Старообрядческая письменность и старообрядческие книги. Роль церковной цензуры. «Верхняя типография» С. Полоцкого, характеристика ее продукции. Формирование книжного рынка страны. Центры по производству рукописей. Практика принудительной продажи книг. Цены на рукописные и печатные книги. Социальные группы потребителей книг. Состав и характеристика книжных собраний частных лиц. Введение гражданского шрифта и техническое переоснащение Печатного двора. Создание светских типографий и процессы централизации. Становление государственной монополии в книжном деле России. Тематика и типы гражданских книг. Начало заграничной торговли книгами. Первая Публичная библиотека. Изменение качественного состава частных собраний. Создание Академии наук и начало научного книгоиздания. Зарождение новых форм книгораспространения. Иностранные книги на рынке. Основные группы потребителей книг. Вклад М.В.Ломоносова в развитие книгоиздания и книгораспространения. Открытие типографий Московского университета, Морского и Сухопутного Шляхетного корпусов. Начало частного книгоиздания и Указ 1783 г. о вольных типографиях. Н.И.Новиков — основатель издательской и книготорговой фирмы на капиталистических началах. Рост книготорговой сети. Проникновение иностранных предпринимателей на книжный рынок России. Распространение народных изданий и лубка. Появление издательских центров на периферии. Ограничение вольного книгопечатания в конце XVIII в.
Законодательство о печати и цензурные уставы. Возникновение отечественных словолитен, литографий. Аренда государственных предприятий. А.Ф.Смирдин — основатель предпринимательских отношений в книжном деле. Введение авторского гонорара и профессионализация писательского труда. Разделение функций издателя и редактора. Издательская деятельность Академии наук, университетов, научных обществ. Развитие книжной торговли в центре и в губерниях. Реформы 1860-х гг. и развитие книжного дела. Цензурная политика правительства и церкви. Технические новшества в полиграфическом производстве. Рост читательской аудитории как фактор развития книжного дела. Крупнейшие универсальные издательские фирмы. Специализированное книгоиздание. Вольная печать за границей и в России. Деятельность земских книжных складов. Многоукладный характер в книжном деле и монополизация капитала в книгоиздании. И.Д.Сытин — крупнейший издатель дореволюционной России. Концентрация производства в полиграфической промышленности. Крупнейшие акционерные издательские компании. Частные и кооперативные универсальные книгоиздательские и книготорговые фирмы. Издательская деятельность литературных объединений (символисты, футуристы, имажинисты). Первые объединения и съезды русских предпринимателей издательского дела. Русская книга на ярмарках и выставках. Русская книга на мировом рынке.
Декрет о печати. Первые постановления советского правительства в области книгоиздания. Политика национализации предприятий полиграфии, книгоиздания и книжной торговли. Организация советского государственного и партийного книгоиздания. Деятельность издательств ВЦИК, Московского, Петроградского и губернских Советов. Литературно-издательские отделы наркоматов, общественных и научных организаций. Судьбы крупнейших частных собраний книг. Государственное издательство (ГИЗ) РСФСР. Кооперативное и общественное книгоиздание. Книгоиздание в Красной Армии. Белогвардейская печать и книгоиздание. Политика «военного коммунизма». Запрет свободной торговли книгами. Распределительная политика Центропечати. Агитпоезда и агитпропы. Распространение печатных изданий на фронтах гражданской войны. Рост библиотечной сети. Создание библиотечного коллектора. Изменение контингента читателей.
Идеологизация книгоиздательской отрасли. Курс на огосударствление системы книжного дела в стране. Первая пятилетка печати. ОГИЗ РСФСР (1930-45 гг.) и СССР (1946-49 гг.) Книготорговое объединение государственных издательств (КОГИЗ) и другие книготорговые системы. Преимущества и недостатки централизованной системы управления книжным делом. Советское книгоиздание и распространение книг в годы Великой Отечественной войны (1941-45).
Восстановительный период в книжном деле СССР в послевоенный период. Особенности планирования и управления книгоизданием. Главполиграфиздат СССР (1949-53 гг.). Политика централизации и ее последствия. Общественный подъем второй половины 1950-х и книгоиздание. Прогресс науки, техники, образования, литературы, искусства. Создание Госкомиздатов, системы специализированных, объединенных и межобластных издательств (1963 г.). Советские издательства 1960-80-х гг. Серийные, подписные издания, книги для детей, научная, справочная, общественно-политическая литература. Полиграфический потенциал советского книгоиздания. Советская книга на международных выставках и на мировом рынке. Кризис государственного книгоиздания. Потребности советских читателей и возможности внутреннего книжного рынка. Состояние книгоиздания и книгораспространения в 1990-х гг. Книжное дело в ходе перестройки. Закон о печати и демократизация книжного дела. Отмена цензуры. Возникновение частных и общественных книгоиздающих и книготоргующих предприятий. Состояние библиотечного дела в России. Электронные библиотеки. Современные информационные технологии и развитие книжного дела в России. Перспективы развития книги в условиях информационного общества в системе средств информации и культуры в начале XXI в.
Перечень вопросов для собеседования
1. Основные этапы развития русского языка.
2. Звуковая система русского языка; принципы русской орфографии.
3. Русская лексикология и лексикография. Типы словарей.
4. Словообразовательный анализ слова.
5. Учение о частях речи.
6. Предложение и его признаки. Принципы классификации предложений.
7. Понятие языковой нормы. Стилистическая дифференциация русской лексики.
8. Функции языка.
9. Язык и мышление. Язык и общество.
10. Основные единицы языка.
11. Происхождение и развитие языка.
12.Аспекты редакторского анализа текста.
13. Приёмы и методы работы над авторским оригиналом.
14. Подготовка справочного аппарата издания.
15. Направление и этапы работы над изданием.
16. Слово как объект редакторского анализа.
17. Предложение как объект редакторского анализа.
18.Текст как объект редакторского анализа.
19. Методологические основы изучения истории книжного дела
20. Книжное дело в первые века книгопечатания
21. Книжное дело в период технической революции в книгопечатании в XVIII в.
22. Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX в.
23. Книжное дело за рубежом в ХХ в.
24. Книжное дело в Древней Руси
25. Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XIVв.
26. Книжное дело в России в XVII в.- XVIII в.
27. Книжное дело в России в XIX в.
28. Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1920-е гг.)
29. Книжное дело СССР в 1930-40-х гг.
30. Отечественное книжное дело во второй половине XX в. – начале XXI в.