Соотнесение печатных и письменных букв. 6. Работа со схемами слов «ежик», «ель», «ракета»
6. Работа со схемами слов «ежик», «ель», «ракета».
– С помощью картинки назовите первое слово. Интонационно выделите каждый звук в этом слове.
– Назовите первые два звука вместе. Какой буквой обозначим эти звуки? Впишите пропущенную букву.
Аналогичная работа с остальными словами.
– Сравните работу буквы ев первом и последнем словах.
– Продолжите заданную на двух строчках последовательность букв.
– Сформулируйте задание, которое надо выполнить. Допишите буквы в каждую пару. Отделите вертикальной чертой первую группу букв. Сколько раз повторяется эта последовательность?
– Прочитайте сочетания букв на следующей строке. Чем интересны эти сочетания? Допишите строку до конца.
Диктант по картинкам.
Учитель показываетдетямкартинки, на которых изображены: мячи, кошка, грибы, копьё, окно и т. п.
– Запишите последнюю букву каждого слова на свободной строке. Что можете рассказать об этих буквах?
III. Итог урока.
– Какое задание вам понравилось больше других? Почему?
Урок 32
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ ы
Цели:отработать начертание буквы ы; учить соотносить печатные и письменные гласные буквы; развивать образную память; воспитывать положительное отношение к письму.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы услыхали от совы:
Совсем нет слов на букву Ы.
Е. Благинина
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы будем писать строчную букву ы.Что вы знаете об этой букве? На что она похожа?
– Есть слова на букву ы? –
Мы спросили у совы.
Призадумалась сова
И переспросила: «А?»
Слух хороший у совы,
Но не знает слов на ы.
Ы нужна нам или нет –
Дайте, дети, мне ответ.
А. Евтушенко
1. Работа с образцом строчной буквы ы.
– Рассмотрите образец строчной буквы ы. Сравните печатную и письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Почему нет заглавной буквы ы?
– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы ы. (Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем закруглять до середины наклонной палочки. Затем пишем присоединительный элемент от середины овала до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочку с закруглением внизу – начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, ведем вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Самостоятельно допишите элементы буквы ыи целиком буквуына 1–4-й строках.
Чтение и запись буквосочетаний.
– Прочитайте буквосочетания, записанные на следующих трех строках. (Учитель показывает образец записи на доске, ученики пишут в прописи.)
Диктант по картинкам.
Учитель показываеткартинки, на которых изображены: аист, яблоко, обруч, ёлка, улитка, юла, экскаватор, енот.
– Запишите первую букву каждого слова на свободной строке. Что можете рассказать об этих буквах? Какой гласной буквы нет среди записанных? Почему? (Нет буквы ы, так как в русском языке не бывает слов, которые начинаются на эту букву.)
– Напишите букву ы.
Я возьму шар большой,
Подниму над головой,
Выгну спину – шарик кину.
4. Работа со схемами слов «сыр», «рыба», «ноты».
– Рассмотрите картинки. С помощью схем допишите в словах пропущенные буквы.
– Прочитайте слова. Какое слово называет множество предметов? (Ноты.)
– Измените слова «сыр» и «рыба» так, чтобы они называли несколько предметов. Сколько звуков «ы» стало в этих словах?
Упражнение на внимание.
По вторникам над мостовой
Воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил…
Даниил Хармс
– В каждом воздушном шарике зачеркните «лишнюю» букву. (В зеленом шарике лишняя буква – печатная ы. В желтом шарике лишняя буква – письменная а.В синем – печатная ыили буква ь. В красном – печатная ыили буква ю.)