Тема 5. Разработка теоретических и методологических проблем в советской археологии в 40-е – 80-е годы XX в.
Вопросы
1. Увеличение объема археологических исследований. Работы в зонах крупных новостроек.
2. Поиски новых методов обработки археологического материала.
3. Интенсификация теоретических исследований в археологии.
1. Увеличение объема археологических исследований. Работы в зонах крупных новостроек
Общие характерные черты данного периода: активизация археологических исследований, работа советских экспедиций за рубежом, образование новых археологических центров и активизация их работы, обобщение результатов исследований в фундаментальных изданиях, усиления интереса к методическим и теоретическим проблемам археологии. В указанный период происходит усиление полевых и кабинетных археологических исследований практически по всем направлениям археологии.
Палеолитические памятники ежегодно исследуются в европейской и азиатской части СССР. Происходит открытие новых памятников на Печоре, в Зауралье, Сибири и даже на Камчатке. Исследование верхнепалеолитической Ушковской стоянки Н.Н. Диковым, открытой им в 1962 г. в долине реки Камчатки дало материал, имеющий отношение к освоению человеком Америки и значительно расширило представление о территории обитания первобытного человека. На стоянке исследовано двухкамерное наземное жилище, в котором были найдены различные изделия из камня: кремневые ножи, скребки, резцы, нуклеусы. На стоянке было обнаружено также погребение древнего человека, обильно засыпанного охрой. С погребенным найдено большое количество каменных бус.
Открытие таких памятников как Сунгирь под Владимиром, изучение Каповой пещеры на Урале дало уникальный материал, характеризующий культуру жителей палеолита. Особый интерес представляет верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, располагавшейся на берегу реки Клязьмы на восточной окраине Владимира. Стоянка была обнаружена в 1955 г. и исследовалась О.Н. Бадером. Она стала широко известной благодаря открытию погребений мужчины, мальчика (12-14 лет) и девочки (9-10 лет). Одежда подростков была украшена большим количеством бус, изготовленных из костей мамонта, с погребенными были найдены браслеты и другие изделия, а также копья из кости мамонта, длина одного из которых достигала 2,4 м. Реконструкция свидетельствует, что обитатели Сунгирьской стоянки носили одежду, сходную с одеждой современных северных народов. На северной окраине Сталинграда С.Н. Замятниным в 1952 и 1954 гг. была исследована среднепалеолитическая стоянка с непереотложенным культурным слоем, давшая великолепную коллекция каменных орудий труда. Новые открытия позволили создать твердую базу для разработки периодизации эпохи палеолита.
Были открыты новые памятники мезолита на Урале, на северо-западе и в центральной части страны. Были выявлены культурные зоны мезолитических памятников, их связь с европейскими и передневосточными культурными ареалами.
Стали ставиться большие комплексные задачи: выявление и распространение производящих форм хозяйства: возникновение и распространение металлургии. Что касается производящих форм хозяйства, то тщательно изучаются памятники неолитической и энеолитической эпох по южным районам страны (типа Намазга-Тепе в Туркмении и другие), в Закавказье, в юго-западных районах СССР, откуда производящие формы хозяйства проникали в более северные широты. Устанавливается синхронизация степных культур энеолита и ранней бронзы с культурами Балканского полуострова, Кавказа, Средней Азией. Значительно продвинулось изучение лесных и лесостепных культур бронзового века. Исследование новых памятников фатьяновской, абашевской и сейминско-турбинской культур значительно расширили представление о связях населения племен этих культур на огромном расстоянии от Дуная до Урала и Западной Сибири.
Были достигнуты значительные успехи в изучении раннего железного века. Активизировалось изучение предскифского времени, так называемой киммерийской проблемы. В послевоенное время к широкомасштабным раскопкам скифских памятников Северного Причерноморья приступила экспедиция, возглавляемая Б.Н. Граковым, проводившая раскопки курганов и Каменского городища. В 60-е годы было положено начало массовому исследованию скифских курганов на Украине экспедицией под руководством А.И. Тереножкина. Были произведены раскопки курганов, принадлежащих скифской знати (Толстая, Бабина, Соколова могилы и др.) (Мозолевский, Полин, 2005. С. 29-48). В первой половине 70-х годов на Алтае был раскопан курган Аржан экспедицией, руководимой М.П. Грязновым, материалы которого активизировали исследование проблемы происхождения скифов. В работах А.И. Мелюковой Ставятся и решаются проблемы взаимоотношений скифов и фракийского мира. Проблемами отождествление археологических памятников скифов с названиями их групп по данным Геродота занимаются М.И Артамонов и другие исследователи. Изучается социальная структура скифского общества по данным погребального обряда.
Активно исследуются древности Кавказа, по отдельным периодам его истории появляются обобщающие труды с использованием археологических источников (Крупнов, 1960, Виноградов, 1963) и других авторов.
В послевоенное время активизируется исследование археологических памятников на Кубани, здесь начинают работать Кубанская экспедиция ИИМК АН СССР под руководством К.Ф. Смирнова, Усть-Лабинская экспедиция под руководимая Н.В. Анфимова, которые вели раскопки могильников и поселений. Со временем интенсивность археологических работ на Кубани возрастала. Особенно очевидным это стало в 70-80-годы, когда стало создаваться Краснодарское водохранилище и строится сеть оросительных систем (Античное наследие Кубани, 2010. С. 82-104).
В Средней Азии продолжает работы Хорезмская экспедиция АН СССР во главе с С.П. Толстовым, начавшая их здесь еще в довоенное время. Одной из основных ее задач было изучение домусульманских периодов в истории этого чрезвычайно интересного региона, слабо освещенных письменными источниками. Экспедицией решался и практический вопрос, выявления площадей древнего орошения в низовьях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. Было установлено, что в древности эта площадь более чем в три раза превосходила площадь орошения в современное время (Толстов, 1962. С. 319, 320). По результатам работы периодически издавались труды экспедиции и монографические исследования.
Значительные масштабы археологических исследований на Нижней Волге и Дону были достигнуты в связи с крупными стройками, в зоне которых располагалось большое количество археологических памятников. Это строительство Волго-Донского канала, Цимлянской и Волжской ГЭС, которое предполагало создание ряда крупных водохранилищ. Экспедициями, работавшими в зонах новостроек, и другими экспедициями, работавшими в последующее время был добыт обширный материал, позволившим более подробно изучить культуры разных эпох6 бронзового, раннего железного веков и средневековья.
Большой прорыв был достигнут в области изучения генезиса славянских народов. Одним из важных моментов было открытие славянских памятников середины I тыс. до н.э., непосредственно предшествующих образованию Древнерусского государства. Систематическим раскопкам подвергаются большие древнерусские города: Киев, Новгород, Москва, Псков, а также малые – Изяславль, Любеч и др.
Огромную роль, как уже отмечалось, в расширении археологических исследований играют раскопки в зонах крупных новостроек. В текст Конституции – основного государственного закона была внесена статья об охране исторического наследия и принят закон об «Охране и использовании памятников истории и культуры». Полевым комитетом была учреждена специальная форма «Открытого листа» для исследования археологических памятников, находящихся под угрозой разрушения. В это время были образованы и работали в зонах новостроек крупные экспедиции: Красноярска (Грязнов М.П.), Саяно-Тувинская (Грач А.Д.), Волго-Донская (Артамонов М.И.), Сталинградская (Крупнов Е.И., Смирнов К.Ф.).
Эти масштабные работы выявили необходимость решения ряда задач: обеспеченье квалифицированными кадрами археологические экспедиции и не только археологами, но и специалистами других наук, поскольку исследования должны были носить комплексный характер. Требовалось создать эффективную службу, занимающуюся спасением археологического наследия. При Институте археологии АН СССР в 1972 г. был образован сектор, регулирующий археологические раскопки в зонах новостроек по хоздоговорам. Экспедициями, руководимыми сотрудниками сектора и экспедициями других учреждений, были проведены масштабные раскопки в зонах строительства оросительных систем в южных районах страны. Встал вопрос и о хранении археологического материала, создании при музеях специальных хранилищ.
В этот период расширились связи советских археологов с зарубежными коллегами. В первую очередь это было связано с тем, что археологические культуры не соблюдали современных государственных границ, их памятники могли распространяться как на территории СССР, так и других, соседних государств. Оперативное их исследование могло осуществляться совместными экспедициями. Такие экспедиции создавались и в ряде случаев работали в течение многих лет.
В 1948-1949 гг. в Монголии проводит исследованияСоветско-Монгольская археолого-этнографическая экспедиция под руководством С.В. Киселев. В составе экспедиции работало два археологических отряда. Один из них, возглавляемый С.В. Киселевым, занимался раскопками Каракорума – столицы общемонгольской империи, другой, руководимый А.П. Окладниковым, осуществлял поиск и изучение памятников каменного века. С 1960 по 1968 гг. в Монголии работает Советско-Монгольская археологическая экспедиция, руководимая А.П. Окладниковым. С 1969 г. начинает свои исследования Советско-монгольская комплексная историко-культурная экспедиция, в составе которой находились три археологических отряда, в их обязанности входило изучение памятников каменного, бронзового, раннего железного веков и средневековья.
Советско-Афганская археологическая экспедициябыла создана в 70-е годы прошлого века.Афганистан был относительно слабо изучен в археологическом отношении по сравнению с прилежащей с севера среднеазиатской территорией СССР. Сначала экспедиция занялась составлением карты археологических памятников Афганистана. Уже в первые годы работы экспедиции на его территории было выявлено около 200 памятников от неолита до раннего средневековья. Работы этой экспедиции ознаменовались открытием в 1978 г. уникальных памятников в Тилля-тепе, шести царских захоронений раннекушанского времени, в которых было найдено большое количество изделий из золота, являвшихся выдающимися памятниками искусства той эпохи.
Советско-Болгарской экспедицией изучались поселения бронзового века и производились раскопки древней столицы Болгарии г. Плиска. Советско-Венгерская исследовала памятники неолита, энеолита, а также римский город Валкум и средневековые памятники. Наши ученые во главе с Б.Б. Пиотровским приняли участие в раскопках в Египте в связи со строительством там Асуанской ГЭС. Советская экспедиция под руководством Р.М. Мунчаева, Н.Я. Мерперта с 1969 г. производила раскопки в Ираке. Отдельные ученые участвуют в экспедициях других стран и начинают разрабатывать проблемы становления и развития цивилизаций Африки, Америки, Юго-Восточной Азии.
В обозначенный период выходит целый ряд фундаментальных изданий, в которых был обобщен и археологический материал. В 50-е годы вышли первые тома «Очерков по истории СССР», «История СССР» в 12-и томах, первый том которой был подготовлен сотрудниками Института археологии. В эти годы издаются многотомная «Всемирная история»; многотомная «История Сибири», первый том которой построен на основании археологического материала; трехтомная «Археология Украины» и др. С конца 50-х годов начали издаваться Институтом археологии АН СССР «Своды археологических источников». В это же время была задумана и с начала 80-х годов стала издаваться «Археология СССР» в 20-и томах.
С начала 80-х годов начинает выпускаться серия специальных изданий, посвященных методике полевых археологических исследований. В первом из них (1983 г.) обосновывается их необходимость. Потребность в такого рода методических пособиях неизмеримо возросла в последнее время в связи с все растущим размахом полевых археологических работ в нашей стране. Перед советскими археологами стояла задача быстрого и в то же время достаточно тщательного и всестороннего исследования археологических объектов, подвергающихся разрушению в процессе строительных и иных хозяйственных работ. Там же указывалось, что необходимость таких изданий вызвана появлением новых центров, привлечение большого количества молодых исследователей, которые должны совершенствоваться в методике изучения археологических памятников.