Тема 8. Освободительные реформы Александра II (1855-1881). 9 часов
Крымская война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.
Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860–1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)
Завершение промышленного переворота к 1890-м годов, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.
Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года. .
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры – достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И. Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
Тема 9. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией. 9 часов.
Александр III (1881-1894): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю. Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации.
Промышленный подъем на рубеже XIX-XX веков и формирование монополий . Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.
Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894–1917), формирование подпольных партий: социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И. Ленин (особенности личности и политических взглядов).
Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894–1907),Русско-японская война (1904-1905 гг.): причины, поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.
Революция 1905–1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной Думы, окончание и значение революции для модернизации России.
Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.
Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907–1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (нобелевские премии Павлова и Мечникова) и высокой культуры «серебряного века» (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX–XX вв: рост грамотности, появление массовой культуры.
Обобщение и контроль по модулю 4. (2 часа)
Тематическое планирование курсов «Всеобщая история Нового времени» и «История России» 8класс.
№ | Тема | Количество отведенных часов |
Всеобщая история: Рождение индустриального Запада Вводная тема | 2 часа | |
Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. | 4 часа | |
Тема 2. Разрушение аграрного общества в Европе. (1799–1849 гг.). | 6 часов | |
Обобщение и контроль по модулю 1. | 2 часа | |
Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам. | 3 часа | |
Тема 4. Мир за пределами западной цивилизации (1800 - 1880-е годы). | 5 часов | |
Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX-XX веков). | 4 часа | |
Обобщение и контроль по модулю 2. | 2 часа | |
Российская история: Нужна ли России модернизация? Тема 6. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825). | 7 часов. | |
Тема 7. Консервативный путь развития. Россия при Николае I (1825- 1855). | 6 часов | |
Обобщение и контроль по модулю 3. | 2 часа | |
Российская история: Ускоренная модернизация России. Тема 8. Освободительные реформы Александра II (1855-1881). | 9 часов | |
Тема 9. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией. | 9 часов | |
Обобщение и контроль по модулю 4. | 2 часа | |
Итоговое повторение по курсу. | 2 часа | |
Резерв. |
Календарно-тематическое планирование курсов «Всеобщая история Нового времени» и «История России» 8класс. | |||||
№ | Тема | Дата проведения урока | Примечание | ||
по плану | по факту | ||||
1. Всеобщая история: Рождение индустриального Запада Вводная тема (2 часа) Мир к началу XIX века. | |||||
Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация - переход от аграрного к индустриальному обществу | 01.09.2016 | ВИ с.6-13. | |||
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции | 05.09.2016 | ВИ с.13-26. | |||
Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. (1800-1880-е годы) (4 часа) | |||||
Наука и техника превращают природу в мастерскую. | 08.09.2016 | ВИ §1 | |||
Капиталисты и рабочие создают капиталистическую экономику | 15.09.2016 | ВИ §2 | |||
Консерваторы, либералы и социалисты спорят о будущем общества | 19.09.2016 | ВИ §3 | |||
Искусство XIX века - «зеркало» меняющейся жизни | 22.09.2016 | ВИ §4 | |||
Тема 2. Разрушение аграрного общества в Европе. (1799–1849 гг.) (6 часов) | |||||
Создание империи Наполеона | 26.09.2016 | ВИ §5 | |||
Крах империи Наполеона | 29.09.2016 | ВИ §6 | |||
Венский конгресс – новая система международных отношений | 03.10.2016 | ВИ §7 | |||
Варианты развития европейских стран | 06.10.2016 | ВИ §8 | |||
Европейские революции 1848-1849 | 10.10.2016 | ВИ §9 | |||
Европейские революции 1848-1849 | 13.10.2016 | ВИ §10 | |||
Обобщение и контроль по модулю 1. | 17.10.2016 | ||||
Стартовый контрольный срез. | 20.10.2016 | ||||
2. Всеобщая история: Мировая победа индустрии Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам (3 часа) | |||||
Образование национальных государств Германии, Италии и на Балканах | 24.10.2016 | ВИ §11 | |||
Модернизация в ведущих странах Западной Европы | 27.10.2016 | ВИ §12 | |||
США в XIX веке: через гражданскую войну к мировой державе | 31.10.2016 | ВИ §13 | |||
Тема 4. Мир за пределами западной цивилизации (1800-1880-е годы) (5 часов) | |||||
Западные колонизаторы делят мир | 07.11.2016 | ВИ §14 | |||
Исламский Восток в XIX веке: борьба с колонизаторами | 10.11.2016 | ВИ §15 | |||
Индия – «жемчужина в короне Британской империи» | 14.11.2016 | ВИ §16 | |||
Китай в XIX веке: от империи к полуколонии | 17.11.2016 | ВИ §17 | |||
Япония: от закрытой страны к европейской модернизации | 21.11.2016 | ВИ §18 | |||
Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX-XX веков) (4 часа) | |||||
Бурные перемены в индустриальном обществе Запада | 24.11.2016 | ВИ §19 | |||
Демократизация стран Запада на рубежеXIX- начала XX веков | 28.11.2016 | ВИ §20 | |||
Успехи модернизации в колониальном мире | 01.12.2016 | ВИ §21 | |||
Путь к мировой войне | 05.12.2016 | ВИ §22 | |||
Обобщение по модулю 2. | 08.12.2016 | Повторить модуль 2. | |||
Контроль по модулю 2. | 12.12.2016 | ||||
Модуль 3. Российская история: Нужна ли России модернизация? | |||||
Тема 6. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825) (7 часов) | |||||
Российская империя к началу XIX века | 15.12.2016 | РИ с.7-23. | |||
Либеральные реформы Александра I | 19.12.2016 | РИ §1 | |||
Направления внешней политики Александра I | 22.12.2016 | РИ §2 | |||
Начало Отечественной войны 1812 года | 26.12.2016 | РИ §3 | |||
Победа в Отечественной войне 1812 года | 29.12.2016 | РИ §4 | |||
Россия после победы над Наполеоном: между либерализмом и консерватизмом | 16.01.2017 | РИ §5 | |||
Восстание декабристов: разрыв государства и общества | 19.01.2017 | РИ §6 | |||
Тема 7. Консервативный путь развития. Россия при Николае I (1825-1855) (6 часов) | |||||
Начало промышленного переворота в России | 23.01.2017 | РИ §7 | |||
Абсолютизм Николая I – русский консерватизм | 26.01.2017 | РИ §8 | |||
Осмелившиеся противостоять «николаевской системе» | 30.01.2017 | РИ §9 | |||
39-40 | Начало «золотого века» русской культуры | 02.02.2017 06.02.2017 | РИ §10-11 | ||
Войны Николая I | 09.02.2017 | РИ §12 | |||
Обобщение по модулю 3. | 13.02.2017 | Повторить модуль 3. | |||
Административный тематический контрольный срез. | 16.02.2017 | ||||
Модуль 4. Российская история: Ускоренная модернизация России. | 16.02.2017 | ||||
Тема 8. Освободительные реформы Александра II (1855-1881) (9 часов) | |||||
Крымская война – поражение николаевской России | 20.02.2017 | РИ §13 | |||
Подготовка освободительных реформ | 27.02.2017 | РИ §14 | |||
Отмена крепостного права – «великая реформа» 1861 года | 02.03.2017 | РИ §15 | |||
От освобождения крестьян к освободительным реформам 1860-1870-х годов | 06.03.2017 | РИ §16 | |||
Первые результаты освободительных реформ 1860-1870-х годов | 09.03.2017 | РИ §17 | |||
Расширение Российской империи при Александре II | 13.03.2017 | РИ §18 | |||
Наследники «золотого века» российской культуры | 16.03.2017 | РИ §19 | |||
Споры о путях развития пореформенной России | 20.03.2017 | РИ §20 | |||
Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870-1880-х годов | 23.03.2017 | РИ §21 | |||
Тема 9. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией (9 часов). | |||||
Консервативный курс Александра III | 03.04.2017 | РИ §22 | |||
Российские деревни и города на рубеже веков | 06.04.2017 | РИ §23 | |||
От Александра III к Николаю II | 10.04.2017 | РИ §24 | |||
Победы и поражения России на рубеже XIX-XX веков | 13.04.2017 | РИ §25 | |||
Начало первой российской революции – 1905 год | 17.04.2017 | РИ §26 | |||
К чему стремились политические партии России? | 20.04.2017 | РИ §27 | |||
Самодержавное правительство и революционный парламент | 24.04.2017 | РИ §28 | |||
Столыпинские реформы – новый вариант модернизации России | 27.04.2017 | РИ §29 | |||
«Серебряный век» русской культуры | 04.05.2017 | РИ §30 | |||
Обобщение по модулю 4. | 08.05.2017 | Повторение Модуля 4. | |||
Контроль по модулю 4. | 11.05.2017 | ||||
Повторении по курсу | 15.05.2017 | Повторение всего материала | |||
Итоговый контрольный срез | 18.05.2017 | ||||
Резерв | 22.05.2017 | ||||
Резерв | 25.05.2017 29.05.2017 |
Формы контроля
Раздел программы | Формы контроля | Сроки |
Всеобщая история: Рождение индустриального Запада | Контрольный срез | 20.10.2016 |
Всеобщая история: Мировая победа индустрии | Контрольный срез | 12.12.2016 |
Российская история: Нужна ли России модернизация? | Контрольный срез | 16.02.2017 |
Российская история: Ускоренная модернизация России | Контрольный срез | 11.05.2017 |
Итоговое повторение по курсу | Контрольный срез | 18.05.2017 |