В России во второй половине XIX веке

Цель: на основе знаний об особенностях обучения истории во второй половине XIX веке в России, выявить позитивные тенденции в практике преподавания исторических дисциплин, определить достоинства новых учебных программ и учебников истории. Выделить основные этапы становления методики как науки и основные достижения каждого периода.

План:

1. Историческое образование в годы правления Александра II.

а/ необходимость реформы школьного исторического образования и деятельность Министерства просвещения (1855 – 1881);

б/ реформа системы начального и среднего образования 1864, Положение о народных училищах 1864, Университетский устав 1868, Положение о женских училищах 1870, Устав гимназий и прогимназий 1871;

в/ поиск новых путей преподавания истории (методические системы А.Гартвига, М.А. Рожкова и др.).

2. Политика Александра Ш в области образования.

а/ Деятельность министров просвещения (1881 – 1894) и влияние К.П. Победоносцева на школьное историческое образование.

б/ Контрреформы в области просвещения (1881 – 1894).

в/ Факторы, обусловившие становление методики обучения истории как науки.

- первые научные работы в области методики истории;

- создание системы по подготовке учителей.

3. Изменения в области образования в годы правления Николая П.

а/ Система народного образования в дореволюционной России (государственные и частные школы, начальные, средние и высшие учебные заведения).

б/ Содержание исторического образования в конце XIX века (школьные программы и планы). Учебники истории С.М.Соловье (1860), Д.И.Иловайский (1860), В.О.Ключевский (1899), Н.А.Рожков (1904), Н.И. Кареев (1900). Р.Ю.Виппер (1906), С.Ф.Платонов (1909), М.Н.Ковалевский (1912).

Подведение итогов: методическая наука в XIX века: достижения и проблемы.

Литература:

Александрова В. Господа гимназисты //Родина № 8, 1991. С. 87 – 89.

Антонова Т. А.В.Головин // Высшее образование в России. № 4, 1996. С. 112 – 130.

Афанасьев А. «Народная школа. Руководство для начинающих в начальных

училищах» //ПИШ № 4, 1991. С. 107 – 112.

Бабич И.В. Проблема учебника отечественной истории в политике Министерства

Народного просвещения в конце XIX – XX вв. //Вестник МГУ 1990 № 2, С. 73.

Вендеровская Р.Б. Школьная реформа 1915-1916 гг. и преподавание истории

// ПИШ № 4, 1995. С. 22-26.

Галкин Ю., Григорьев Ф., Колесников В., Олесюк Е. Третий университетский устав

//Высшее образование в России № 6, 2001. С. 134 – 136.

Герасимов И. Зарплата профессоров в царской России //Родина № 2, 1996. С. 83.

Господарик Ю. П.С.Ванновский. // Высшее образование в России. № 4, 2002. С. 142 – 148.

Г.Э.Зенгер // Высшее образование в России № 4. С. 148 – 152.

В.Г.Глазов // Высшее образование в России № 4, 2002. С. 152 – 155

Железнякова О. Препод 100 лет назад. // Родина № 6. июнь, 2004. С. 92 - 94

Ермилов В. Средние духовные учебные заведения России (конец XIX – начало ХХ в).

//Первое сентября. История. № 7, 2000. С. 11-13.

Иванов А. Классики и реалисты. Кому открывались двери вузов 100 лет назад.

// Родина, июль, 2001. С. 65 – 71.

Иванова А. Подготовка дипломированных специалистов в России в кон. 19 – н. 20 вв.

//Alma mater № 3, 1991. С. 74 – 80.

Ивенина Т.А.Приобщение народных масс к истории. // ПИШ № 2, 2004. С. 16 – 24.

Кирсанова Р. Московский «латинский квартал». Как жили, ели пили и во что

одевались его обитатели //Родина № 12, 1997. С. 51 – 54.

Корнилов А. Не время умствовать (политика в области просвещения Александра П)

//Родина № 10, 1990

Момот А., Чернета В. Министр эпохи великих реформ. Е.П.Ковалевский.

// Высшее образование в России № 2, 1999. С. 134 – 152.

Методика преподавания истории в средней школе /Под ред. Ежовой С.А. и др.

М.: Просвещение, 1986. Гл.3

Никитин В. Быть по сему (Устав гимназий и прогимназий 1864 г.)

//Родина № 4, 1992. С. 72 – 73.

Орловский А.Я. Учебники истории в школах России 1861 – 1917 гг.

// ПИОШ № 10, 2001. С. 39 – 46.

Паникарова Н.М. Отечественная история в гимназическом образовании

второй половины XIX – XX. //ПИОШ № 7, 2004. С. 46 – 52.

Паникарова Н.М. Школьные учебники по русской истории в оценках Журнала

Министерства народного просвещения //ПИШ № 9, 2004. С. 26 – 31.

Панферова Н.Н. Обучение истории во второй половине XIX – начале ХХ века.

//ПИШ № 1, 2000. С. 69 – 71.

Посохов С.И. Уставы Российских университетов XIX в. в оценках современников и

потомков. //Вопросы образования № 1, 2006. С. 370 – 381.

Правоохранительная деятельность министерства народного просвещения в годы

первой революции //История правоохранительных органов № 3, 2005.

с. 35 – 38.

Репетиторство: болезнь или панацея? //Учительская газета (16 июня 1998) С. 6 – 7.

Розенко Е. Частные школы в России кон. XIX – начале ХХ века.

//ПИШ № 5, 1991. С. 37-42.

Сафонова Т.В. Преподавание истории в школе. Учебное пособие.

- Глазов. 1999, С.74 -80

Студеникин М.Т. Повторение на уроках истории в дореволюционной школе. Взгляды

методистов. // ПИШ № 2, 2004. С. 32 – 39.

Учительский катехизис //ПИШ № 4, 1991. С. 107 – 112.

Ушаков А.В. Российская интеллигенция в кон. 19 – нач. 20 века.

// ПИШ № 1, 2000. С. 12 – 15.

Фукс А.Н. Школьные учебники Д.И. Иловайского и их реакционная сущность.

//ПИШ № 5, 1982. С. 75 – 78.

Хотеенков В. Граф Д.А.Толстой – «лжегосударственный человек»

// Высшее образование в России. С 130 – 148.

Шаханов А.Н. Иловайский и его учебники //Педагогика № 1, 1999. С. 74-80.

Шаханов А.Н. Вопросы среднего исторического образования в творческом наследии

С.М. Соловьева //ПИШ № 4, 1989. С. 21 – 28.

Юрищева И.В. Состояние народного образования в России в начале ХХ века.

Эймонтова Р. Накануне университетской реформы 1863 г.: толки и мнения о

профессуре //Вестник высшей школы № 9, 1990. С. 60 - 68

Тема занятия № 4. Основные этапы становления и совершенствования школьного исторического образования в России в первой половине XX в.

Цель: на основе знаний об особенностях обучения истории в XX веке в России, определить основные этапы становления исторического образования в первой половине ХХ веке в России. Определить особенность и значение каждого этапа.

План:

1. Создание советской системы исторического образования 1917 – 1934 гг.

а/ деятельность Наркомпроса по созданию новой структуры исторического образования.

б/ первые советские программы (Программа ГУСа 1921 – 1923) и учебники по истории, их отличие от дореволюционных программ и учебников;

в/ замена учебной дисциплины «История» на «Политологию» и «Обществоведение».

в/ методы, приемы и средства обучения истории в школе 1920-х гг.

2. Школьное историческое образование в 30-е гг. ХХ века.

а/ Постановление СНК СССР и ВКП/б/ от 16 мая 1934 «О преподавании гражданской истории в школах СССР»,

б/ «Краткий курс ВКП/б/ и его влияние на изменение содержания школьного исторического образования и методы преподавания истории; разработка новой системы учебников;

3. Изучение истории в школах (в тылу и на оккупированной территории) в годы Великой Отечественной войны: усиление воспитательного значения истории.

Наши рекомендации