Секреты древних рудознатцев

С явлением «жесткого света» оказывается тесно связанной еще одна жигулевская загадка – легенда о кладах, зарытых здесь в стародавние времена (рис. 30).

Но чтобы понять эту связь, сначала нужно вспомнить «Фауста» Гете, а именно те строки, где Мефистофель дает ученому точное указание о методах поисков спрятанных под землей сокровищ (рис. 31).

Здесь мы прочитаем следующее:

«И если ноет поясница,

А кости ломят и мозжат,

Скорей ломайте половицы

И ройте здесь - под вами клад».

Оказывается, в ряде мест Самарской области эту рекомендацию Мефистофеля на вполне научных основаниях можно использовать для поиска редких и драгоценных металлов - например, серебра. Об этом совершенно точно знает аналитик организации «Авеста», кандидат технических наук Сергей Маркелов (рис. 32).

- Небольшие месторождения серебра непромышленного значения в нашем крае известны уже сотни лет. Во всяком случае, некоторые народные умельцы из мордовских сел Шелехметь, Подгоры, Выползово и других соседних с ними еще при графе Орлове смогли раскопать в толще гор серебряные жилы, а потом даже выплавить из этой руды белый металл. Во всяком случае, самарским этнографам хорошо известны серебряные украшения местного производства.

Сразу же следует сказать, что подобные месторождения драгметалла для нашего края - большая редкость. На этом фоне крайне удивительным выглядит тот факт, что самодеятельные рудокопы прошлого вообще смогли распознать нужное место в земной коре, чтобы потом вырыть здесь пусть небольшую, но все же шахту, а затем извлечь из нее серебряную руду.

Однако если вспомнить приведенные выше строчки из «Фауста», то объяснение подобной прозорливости древних геологов можно найти довольно легко. Действительно, ныне научно доказано, что крупные скопления металлов под землей, а также подземные жилы с содержанием металлов заметно влияют на электромагнитное поле Земли.

В свою очередь такое измененное поле оказывает воздействие на любой живой организм. Это воздействие может быть весьма разнообразным, в том числе и таким, каким оно описано у Гете. Кстати, именно на этом эффекте основан широко известный метод лозоходства (рис. 33)

(сейчас его именуют биолокацией), с помощью которого древние рудознатцы еще в стародавние времена находили металлические месторождения.

Клады в Жигулях и прочих местах Самарской Луки искали еще в XVIII веке, - продолжает Сергей Александрович. - Их связывали или со Стенькой Разиным, или с его легендарной подругой атаманшей Манчихой, по имени которой впоследствии была названа гора у села Подгоры. Считалось, что именно в этих местах Манчиха и ее ватага когда-то зарыли несметное число сундуков с награбленными у богатеев сокровищами. Однако, несмотря на многочисленные попытки кладоискательства, местным «джентльменам удачи» так ни разу и не удалось найти ни одного сундука.

Но между тем законы физики нам подсказывают, что подземные сокровища нужно искать именно в тех местах, где над горами отмечались упомянутые выше «столбы жесткого света». Как показывают свидетельства последних лет, это явление лежит уже не в области легенд - достоверно доказано, что «столбы» существуют на самом деле.

С точки зрения физики объяснить это редкое явление можно довольно легко. «Столбы света» имеют явную электромагнитную природу. Они возникают над теми участками земной коры, где проходящая на некоторой глубине полиметаллическая жила или подземный водный поток делают крутой изгиб. Именно в таких точках излома резко меняется структура земного электромагнитного поля, приводящая к ионизации воздуха над этим участком и к его последующему свечению.

А в отдельных, очень редких случаях все та же ионизация может привести и к тому, что в данной точке пространства лучи света будут не рассеиваться, а поглощаться. Здесь-то возникают не «светлые», а уже «черные колонны». Вспомните: в лампе дневного света тоже есть совершенно черные участки, внутри которых поглощаются кванты света.

Все эти предположения о древних кладоискателях и о серебряных жилах в Жигулевских горах пока в значительной степени остаются только предположениями. Но вот один вполне реальный факт, подтверждающий, что месторождения серебра в Самарской области - далеко не вымысел. В двух километрах от села Подгоры, в горной долине, находится глубокий колодец под названием Серебряный. Местное население брало из него воду испокон веков, не без основания считая ее очень вкусной, и даже более того - целебной. А не так давно ученые из группы «Авеста» взяли пробы воды из этого колодца, а потом подвергли их химическому анализу. Результат выглядит поистине сенсационным: содержание серебра в этой воде превышает норму более чем в 100 раз!

Значит, и в самом деле где-то в глубине Жигулей подземная вода омывает серебряную жилу, насыщаясь этим благородным металлом? Или, может быть, она все-таки протекает не через серебряное месторождение, а через сундуки с сокровищами легендарной атаманши Манчихи?

Сообщения о месторождениях драгметаллов в Самарской области поступали и в советское время. Вот выдержка из статьи геолога А. Плахова, опубликованной в газете «Волжская коммуна» в сентябре 1935 года: «…Летом в устье родника все горные породы и почва покрывались белой серебристой плесенью. Вскоре мне удалось из куска найденного пирита (весом в 250 граммов) при разложении добыть 25 граммов чистой ртути и немного золота и серебра. Затем я однажды обнаружил в куске руды мелкие вкрапления золота».

В этих строках исследователь описал заброшенный рудник близ села Трубетчина Сызранского района Куйбышевской области, где, по его сведениям, еще в дореволюционное время находили благородные металлы. Конечно же, их промышленной добычи в «сызранском Клондайке» тогдашние рудознатцы наладить так и не смогли, однако в ряде случаев им повезло также, как и Плахову: в некоторых кусках руды они нашли вкрапления самых настоящих золота и серебра.

Хотя всем хорошо известно, что территория Самарской области сложена осадочными горными породами, и здесь вроде бы не должно быть никаких металлических месторождений, все же реальная жизнь уже опровергла эти сложившиеся десятилетиями классические каноны наук о Земле. Ведь еще знаменитый естествоиспытатель П.С. Паллас побывавший на территории современной Самарской области в 1768 году, в своей книге «Путешествия по разным провинциям Российской империи» указал на месторождения меди в верховьях рек Шешма и Зай, что протекают по нынешним Клявлинскому и Шенталинскому районам Самарской области. Ученый писал, что в местных песчаниках «оказалась худая медная руда, обыкновенно много песку и глины содержащая». А до него еще при Петре I как это следует из сообщения в газете «Ведомости» за 1703 год, из такой же руды на реке Сок пытались выплавлять медь. Однако из-за ее бедности получить промышленное количество металла разработчикам так и не удалось.

И в Жигулях, при карьерной добыче строительного камня не раз вскрывались слои с такими прожилками, состоящие в основном из гидрокарбонатов меди, которые более известны под именем минералов малахит и азурит. В частности, в 60-х годах при разработке Яблоневского месторождения известняков и доломитов экскаваторщики обнаружили мощную медесодержащую жилу протяженностью около 700 метров. В ней хорошо были заметны серо-зеленые кристаллы малахита и сине-голубые кристаллы азурита.

В той же жиле также нашли минералы с высоким содержанием железа, меди, алюминия, хрома, свинца, молибдена, никеля и даже таких редких и экзотических для Среднего Поволжья металлов, как германий, рений, вольфрам, серебро и золото. Затем в течение нескольких лет вот такие странные прослойки, правда, меньшей мощности, в жигулевских известняках находили не раз. Сам факт этих находок в течение примерно пятнадцати лет был засекречен - до тех пор, пока в конце 70-х годов прошлого века геологи не пришли к выводу, что промышленного значения жигулевские металлические прожилки не имеют. Вот потому-то этот геологический феномен и был описан в небольшой брошюре, изданной крохотным тиражом.

Еще большая секретность в 30-е годы висела над работами по разведке месторождений алюминия на Самарской Луке. Оказалось, что наиболее мощные пласты этого минерала залегали (и по сей день залегают!) на небольшой глубине у села Ермаково на Самарской Луке - там, где сейчас раскинулся обширный дачный массив. А поскольку для выплавки алюминия из любой горной породы требуется много электроэнергии, соседство ГЭС с алунитовым рудником обещало дать стране фантастически дешевый металл - стоимость его могла быть на порядок ниже, чем на ведущих зарубежных заводах.

В 1942-1944 годах около села Ермаково шли буровые работы с целью определения запасов минерала и точного содержания в нем алюминия. И тут выяснилось, что залежи алунита на Самарской Луке очень незначительны - мощность слоев не превышала полуметра. К тому же в них обнаружили много соединений кремния, стоимость очистки металла от которых сводила на нет дешевизну его добычи и транспортировки. Именно поэтому с идеей добычи алюминия на берегах Волги решили повременить. А после открытия в 50-х годах огромных месторождений бокситов в Сибири и строительства здесь гигантов алюминиевой промышленности вопрос о разработке средневолжского алюминия был снят окончательно.

Тем не менее следует признать, что земные недра в районе Среднего Поволжья, в том числе и на Самарской Луке, по сей день все еще остаются плохо изученными. А это значит, что новые геологические исследования в нашем регионе могут преподнести ученым еще немало сюрпризов

По прибытию домой

-До свидания, ребята!Мы надеемся, вам было интересно побывать в нашем небольшом путешествии.

Наши рекомендации