I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас!

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Посмотрели все направо,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И урок письма начнём.

II. Изучение нового материала.

– Ёжик – гость нашего урока. Он поможет вам открыть тайну буквы Ё.

Работа по учебнику. Звуковой анализ слова.

– Рассмотрите картинку в учебнике. Произнесите слово «ёжик» по слогам. Назовите первый слог. (Слог [й’о].)

– Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё. (Показ буквы.)

– На что похожа буква ё?

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е. Тарлапан

Разгадывание кроссворда.

– Прочитайте слова с буквойё. (Утёнок, ёжик.)

– В каких словах эта буква обозначает два звука? (В слове «ёжик». Буква ё в начале слова и после гласных обозначает два звука.)

– Придумайте примеры таких слов. (Ёлка, каёмка.)

3. Работа по картинке в учебнике. Нахождение места звуков [й’], [о] в слове.

– Проведите звуковой анализ слова «ёлка», гласные звуки обозначьте буквами. Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава.

– Можно ли назвать картинку словом дерево? Как правильно назвать картинку?

– Прочитайте слово ёлка, ведя указкой по схеме звукового состава. Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

– Определите, какой это звук. Какой фишкой обозначим звук [й’]? (Зеленой.)

– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Какой второй звук в слове ёлка? Какой фишкой обозначить звук [о]? (Красной.)

– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Какой это звук? Какой фишкой обозначим звук [л]? (Синей.)

– Назовите его мягкую пару. (Звук [л’].)

– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук. Определите, какой это звук. Какой фишкой обозначим звук [к]? (Синей.)

– Назовите его мягкую пару. (Звук [к’].)

– Определите пятый звук в слове ёлка. Какой фишкой обозначим звук [а]? (Красной.)

– Замените первые две фишки в модели буквой Ё. Это любимая буква ежика. А вот и секрет. Запомните правило: «Если в слове звуки [й’]и [о] находятся рядом, пиши букву ё».

Работа в прописи.

На доске – образцы написания букв Е,е,Ё,ё.

– Сядьте правильно, следите за положением тетради. Напишите строчку Ё, ё.

СКАЗКА ПРО БУКВУ Ё

– Однажды ежик гулял по лесу и встретил букву ё. Произошел интересный случай. Сейчас вы узнаете, откуда взялись у буквы Ёвверху две шишки. Ой! Нет! Две точки. Интересно? Тогда слушайте.

Однажды буква Еубежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Еупали две шишки, от которых на голове у Е тоже образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.

Люди договорились (во избежание недоразумений и неожиданных превращений) в словах с буквой ё ударение не ставить.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки –

Словно в лесенке гвоздочки.

В. Степанов

I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас! - student2.ru

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Впиши пропущенные буквы.

– Отгадайте загадки. В слово-отгадку впишите пропущенную букву, руководствуясь схемой.

Что же это за девица – не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

(Ёлка.)

Бежит между ёлками
Живой клубок с иголками.
Вдруг волк навстречу появился –
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся – и не видно ножек.
Ответьте, кто же это? ...

(Ёжик.)

– Какую букву вписали? Объясните почему? (В начале слова буква ё обозначает два звука [й’], [о].)

– Посчитайте и запишите количество букв и звуков в словах-отгадках: ёлка – 4 б., 5 зв.; ёжик – 4 б., 5 зв. Объясните, почему количество звуков и букв разное?

– Какой секрет буквыё открыл вам ёжик?

Работа со скороговорками.

– Наш ёжик отправился домой, но вам оставил скороговорки. (На доске написаны скороговорки.)

1) Ёжик желтой сыроежке

Рад, как белочка орешкам.

2) Лежит ёжик у елки, у ежа иголки.

– Подготовьтесь к чтению скороговорок, прочитайте:

1) про себя;

2) шепотом;

3) вполголоса;

4) громко.

Письмо гласных букв.

– Назовите буквы. Объясните, на что указывает синяя точка. Найдите «лишнюю» букву.

III. Итог урока.

– Вот ёжик и дома, а нам он оставил воздушные шарики. Найдите «лишнюю» букву в каждом шаре. Объясните свой выбор.

– Какого цвета шарик вам хотелось бы подарить ёжику? Объясните свой выбор.

– В каких случаях буква ёможет передавать один звук, а в каких – два?

Урок 24
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВ [о] и [а] БУКВАМИ

Цели: формировать умение правильно обозначать звуки [о] и [а] буквами; учить составлять текст по серии сюжетных картинок; обогащать словарный запас детей; расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Ход урока

Наши рекомендации