III. Работа по теме урока Чтение и обсуждение статьи
— Прочитайте, как беседуют об этом профессор Самоваров и Аня и Ваня.
(Хорошо читающие ученики читают вступительную статью на с. 4.)
— Почему, по мнению детей, книга — самое великое чудо?
— Сколько существует книг на свете и где ребята их видели?
— Что здесь говорится о старинных книгах?
— Прочитаем статью еще раз, выразительно.
IV. Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку —
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире —
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
V. Закрепление изученного
— Прочитайте пословицу (с. 4), объясните ее смысл.
— Какие пословицы о книге вы еще знаете?
— Познакомьте нас со своими любимыми книгами. (Ребята показывают свои книги и рассказывают о них.)
VI. Рефлексия
— Что вы поняли на уроке?
— Что осталось непонятным? Почему?
— Что бы вам хотелось узнать на этих уроках?
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие правила пользования книгой вы повторили?
— Почему книга является самым великим чудом на свете?
— Какие книги бывают? (Старинные, рукописные; современные, печатные.)
Домашнее задание
Сходить в библиотеку. Узнать, какие книги там можно найти. Подготовить рассказ о том, как вы искали нужную книгу.
Урок 3. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения
Цели: ознакомить учащихся с тем, как создавались книги в давние времена, прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; провести подготовку к составлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства».
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с загадки. Прочитайте ее медленно, попробуйте отгадать.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга.)
— Как названа книга в загадке? (Страна чудес.)
— Как вы поняли последнюю строчку?
— Прочитайте выразительно эту загадку.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Что вы узнали на прошлом уроке о книге?
— Что вы узнали в библиотеке? Расскажите об этом.
— Рассмотрите иллюстрацию (с. 5) учебника. Попробуйте определить тему и цели урока. (Высказывания детей.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как писали книги раньше, кто и как их создавал.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название статьи на с. 6 учебника. Как вы думаете, о чем она? (Предположения детей.)
— Почему старинные книги называют рукописными? (Потому что они писались от руки. Ведь раньше не было печатных машин и станков.)
— Прочитаем статью и проверим наши предположения. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.)
— Что вы узнали о рукописных книгах?
— Кто их писал и переписывал?
V. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
VI. Продолжение работы по теме урока
Подготовка сообщения
— Прочитайте текст еще раз.
— Составьте с другом сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Используйте вопросы учебника (с. 7).
(Самостоятельная работа учащихся. Получившиеся тексты дети записывают в рабочую тетрадь.)