Требования к школьным учебникам(пособиям). Построение учебника. Методика работы

В учебниках можно выделить основные структурные компоненты. Можно выделить две составляющие: текст и нетекстовые компоненты. Главной составляющей учебника все же является текст. Он подразделяется на основной (повествовательный, описательный, проблемный, обобщающий), дополнительный (документы, отрывки из худлита, биографические справки), пояснительный (определения терминов, подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках и т.д.). К нетекстовым компонентам относят иллюстрации (фотографии и репродукции картин, достоверные изображения эпохи, картосхемы, схемы, карты), аппарат ориентировки (оглавление, рубрикации, сигналы и символы (особенно в учебниках 5 класса), указатели, рекомендуемая литература), методический аппарат (вопросы и задания, выделения в тексте, пункты параграфов, даты, термины, таблицы, инструктивно-методические материалы и т.д.).

Учебник имеет несколько функций: информационную (он выступает источником знаний, раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учеников), систематизирующую (обеспечивает последовательность изложения содержания и его систематизацию), координирующую (выступает как основное, в некоторой степени главное средство обучения), интегрирующую (соединение знаний и умений школьников), трансформирующую (является носителем программного материала), контролирующую (носитель обязательного учебного материала), воспитательную (помогает реализовывать воспитательные задачи обучения истории).

Исходя из указанных функций можно говорить о способах использования материалов учебника на уроке. Использование словесно-печатного метода подразумевает работу учителя и учащихся с учебником, хрестоматией, дополнительной литературой на уроке. Основу текста учебника составляют знания об основных понятиях, законах, теориях, способах деятельности. Непосредственно к основному тексту относится все то, что раскрывает логику подачи, построения материала в учебнике. Учитель должен изучить учебник, материал каждого параграфа. Нужно соотнести объяснение учителя на уроке с материалом учебника, не повторяя его и в то же время не отходя от него далеко. Важно отобрать фрагменты текста, которые могут быть использованы для организации самостоятельной работы учащихся, при этом необходимо учитывать разные возможности и степень подготовленности к самостоятельному усвоению учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству учащихся.

Следует выделять два типа заданий по тексту учебника:

Вопросы, требующие конкретного, лаконичного ответа (термины, понятия, даты, выводы)

Самостоятельное знакомство с одним из аспектов работы

Необходимо отметить, что самостоятельная работа учащихся с текстом учебника не должна рассматриваться изолировано от иных вариантов их работы на уроке. Самостоятельная работа эффективна лишь тогда, когда является элементом общей структуры урока. Учителю нужно четко сформулировать и определить задачи учащихся. Задания для работы с текстом учебника могут быть следующие:

Выпишите определения и понятия из учебника; сравните их с определениями в словаре

На основе параграфа (параграфов одной темы) составьте хронологическую схему (календарь) событий

Нанесите на контурную карту историко-географические объекты, которые упоминаются в тексте.

Составьте план параграфа (простой или сложный), пункта параграфа

Подберите примеры, раскрывающие основную идею текста параграфа, подтверждающие главный вывод, иллюстрирующие содержание и т.д. и заполните конкретизирующую таблицу.

Составьте сравнительно-обобщающую таблицу по итогам сопоставления двух и более однородных фактов, изложенных в учебнике

Изучите логику изложения конкретного вопроса и составьте логическую схему, раскрывающую ход мысли автора.

Самостоятельно сформулируйте выводы по каждому пункту параграфа и обобщающий вывод по всему тексту. Расскажите об историческом событии, изложенном в параграфе, от имени одного из его участников, в разговоре действующих лиц и т.д.

При работе с текстом учебника можно ставить вопросы к тексту, использовать комментированное или аналитическое чтение. Пример вопросов для комментированного чтения по теме "Древний Египет" могут быть следующие:

В какой части света находится Египет? Покажите на карте границы страны, нанесите их на контурную карту.

Что такое папирус? Знаете ли вы, как египтяне использовали это растение

Для аналитического чтения:

В древности Египет назывался Та-Кемет (Черная земля). Почему его так называли сами египтяне? Почему это название не сохранилось?

Наши рекомендации