Урок35. Внеклассное чтение. Знаменитые зарубежные сказочники
Урок 37. Раздел «Все мы родом из детства». Иван Бунин «Детство»
Цели:
♦знакомство с разделом «Все мы родом из детства»;
♦развитие памяти, воображения, мышления;
♦выявление эмоционального отношения к прочитанному;
♦воспитание жизнерадостного отношения к окружающему миру.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. После проверки домашнего задания учитель переходит к знакомству с новым разделом «Все мы родом из детства».
- Внимательно прочитайте названия произведений и обратите внимание на фамилии авторов, создавших их, вспомнить, какие из этих фамилий знакомы и какие произведения этих авторов детьми уже прочитаны.
В первую очередь четвероклассники называют Корнея Чуковского, поскольку этот автор на слуху у них с дошкольных лет, и, конечно же, вспоминают его сказки: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Путаница», «Федорино горе» и т.д.
Некоторые учащиеся называют Сергея Есенина, говорят о том, что читали его стихи, также вспоминают и о белорусском поэте — Янке Купале.
С именем Алексея Толстого может произойти путаница. По учебнику III класса учащиеся помнят произведения Льва Толстого («Прыжок», «Булька»), поэтому им необходимо уточнить, что они будут знакомиться с произведением другого писателя с такой же фамилией — у него другое имя — Алексей Толстой, а известен он в детской литературе своей повестью-сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
4. Затем учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к этому разделу. Он объясняет, что в этом маленьком отрывке из стихотворения Виктора Шнипа есть как бы ключ к тому, о чём они будут читать в разделе, — каким является для взрослого человека его детство. Взрослому кажется, что его детство давно прошло, что оно спряталось где-то далеко за горами, но воспоминание о нём будоражат, как белая птица, которую видишь вдали, но поймать её не удаётся. Зато в сердце и в душе взрослых людей живёт память о детстве — самой счастливой и незабываемой поре жизни. Поэтому многие писатели, став взрослыми, с теплом и грустью вспоминают своё детство и пишут о нём книги. Такие книги называются автобиографичными.
5. Следующий этап урока - продолжение беседыс четвероклассниками, но уже об их раннем детстве.То есть учитель предлагает учащимся вспомнить о самом незабываемом моменте или интересной истории из их дошкольного детства. Обобщая рассказы детей, важно подчеркнуть, что для них дороги и важны их детские впечатления, как дороги они и поэтам, которые передают в стихотворениях свои чувства, впечатления, настроения.
И хотя сейчас зима, а лето осталось далеко позади, память помогает нам запечатлеть самые значимые для нас дни и часы лета. «Что вам удалось увидеть летом и что особенно запомнилось?» — спрашивает учитель. Ответы на этот вопрос — мостик к чтению стихотворения «Детство» Ивана Бунина. Лирический герой стихотворения — десятилетий мальчик, находящийся в жаркий солнечный день в бору. Бродить по утреннему бору, вдыхать его запахи, восторгаться величавостью сосен, наслаждаться теплом и свежестью утра — впечатления, которые запомнились поэту на всю жизнь, радость от которых он и передаёт в своём стихотворении.
Физкультминутка
6. Затем учитель выразительно читает стихотворение, выявляет эмоциональное его восприятиеучащимися («Каким настроением проникнуто стихотворение?») и даёт возможность четвероклассникам ещё раз «про себя» перечитать его.
7. Методический аппаратк этому стихотворению даёт возможность использовать различные виды работы с поэтическим текстом: анализ художественных приёмов создания образов, выборочное чтение, выразительное чтение и даже творческую работу: какую музыку можно сочинить к стихотворению (весёлую, задорную, быструю или немного грустную, медленную, спокойную)? какие музыкальные инструменты можно использовать для её создания?
8. Домашнее задание: дополнительным материалом к домашнему заданию (выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Детство») может быть подготовка учащимися устного рассказа о своём самом счастливом дне детства либо работа в тетради.
9. Подведение итогов.
10.Рефлексия.
Урок 38. Иван Бунин «Помню — долгий, зимний вечер...»
Цели:
♦ активизация эмоций и чувств учащихся;
♦ наблюдение за поэтическим словом;
♦ формирование навыков выразительного чтения;
♦ развитие воображения, фантазии; формирование интереса к чтению классической поэзии.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Рассказы четвероклассников о самом счастливом дне из своего детства.
Обобщая рассказы детей, учитель подчёркивает, что эти воспоминания им дороги, они запомнили волнующие их события и, конечно же, будут помнить их долго, даже став взрослыми.
Затем учащиеся выразительно читают стихотворение И. Бунина «Детство»,а учитель даёт оценку их чтению:какие чувства удалось передать при чтении, а какие нет. Особое внимание следует уделить восклицательным предложениям в тексте, при которых необходимо передать радость и восторг.
3. Затем, продолжая тему, можно перейти к рассказуо том, что у русского поэта Ивана Бунина сохранились и другие детские воспоминания, например о зимней вечерней буре и ласковой беседе с мамой, которая успокаивала сына и навевала добрые сны. Логичным продолжением беседы будет выразительное чтение учителем стихотворения«Помню — долгий, зимний вечер...» Ивана Бунина.
4. Эмоциональный отклик учащихся на слушание — их ответ на вопрос:
• Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
5. И далее после перечитывания детьми стихотворения «про себя» следуют вопросы на воспроизведение текста и выборочное его чтение:
1Как вы думаете, почему именно буря запомнилась мальчику?
1. Почему он не мог заснуть?
2. Что предложила мама сыну? Прочитайте.
3. Какое состояние от мамы передалось сыну? Найдите в тексте.
4. Какие картины лета мама помогает вспомнить мальчику? Прочитайте.
5. Какое настроение создают эти картины? (Спокойствия, радости от увиденного, от наслаждения природой.)
6. Как словами из текста можно доказать, что мать и сын любят друг друга? (Мать обращается к сыну со словами — «дорогой мой», хочет, чтобы он был утром
«добрым и весёлым», а сын «доверчиво внимает» её советам; ласковые слова мамы его успокаивают и убаюкивают.)
Можно подключить и фантазию, воображение детей:
• Какие бы вы добавили картины лета, кроме тех, что описаны в стихотворении, чтобы они навевали спокойствие, умиротворение?
Физкультминутка
6. Следующим этапом урока станет словарная работа— анализ слов «лампада», «грёзы», «межа» и перенос их в словарь учащихся путём зрительных представлений либо составления предложений с ними.
7. Важное значение на уроке имеет и работа над художественными приёмами изображения картин в тексте.Прежде всего это изображение бури. Поэт использует приём одушевления природы: «буря плачет у окна». Причём четвероклассники могут подобрать к глаголу «плачет» синонимы: воет, завывает, свистит, поёт, стонет и т.п. К тому же синоним «воет» употреблён в тексте в третьей строфе.
Приём одушевления природы использован автором и в строчках: «Ходят медленно и плавно / Золотые волны ржи!», «шёпот зреющих колосьев», что также должны отметить учащиеся.
Одновременно можно спросить, с чем связано использование поэтом слова «золотые» (волны ржи). То есть учащиеся должны увидеть перенос значения слова «золото» на внешний вид ржи (хотя использование приёма метафоры пока не называется).
8. Обязательным этапом урока, на котором изучаются стихотворения, должно стать их выразительное чтение.В данном случае четвероклассники коллективно выясняют, какие чувства и настроения необходимо передать при чтении (добрые, ласковые, нежные чувства матери и тёплое, доверчивое отношение сына к ней). Кроме того, необходимо определить тон, темп и ударные слова в стихотворении.
9. Дополнительным материалом к урокуможет стать стихотворение А. Фета «Спи — ещё зарёю...». Его лирический герой — ребёнок, к которому близкий человек (мать или отец) обращается ранним весенним утром, когда только просыпаются петухи, пробуждая природу, дышащую негой и свежестью.
Вот на этом любовании сказочной красотой утра, на передаче утренних звуков и ощущений необходимо заострить внимание учащихся, чтобы продолжать «чувства добрые лирой пробуждать».
10. Домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение И. Бунина, а на урок принести книги сказок и переводов для детей К. Чуковского.
11. Подведение итогов.
12. Рефлексия.