Историческое развитие языкознания

До 19 века изучение языка опиралось на принцип логицизма:

язык – единообразное, статичное образование, служащее выражению универсальных логических категорий.

Различия между отдельными языками мыслились лишь как различия во внешней форме выражения единого для всех языков содержания.

Вопрос о причинах многообразия языков и об их исторической изменчивости не рассматривался подробно вплоть до 19 века, когда в языкознании утвердилось господство исторического (генетического) подхода к своему объекту, опирающегося на принцип эволюционизма (историзма).

На основании этого принципа исследователи пришли к выводу, что, например:

общим предком индоевропейских языков был либо санскрит, либо другой реально существовавший в далёком прошлом язык, а новые языки пришли к своему современному состоянию каждый своим путём в результате специфических изменений в их структуре и в инвентаре их элементов [3, 4].

Принципы исследования языка:

  1. Язык следует рассматривать как целостную систему, в которой её элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Филипп Фёдорович Фортунатов, Фердинанд де Соссюра).
  2. Важную роль играет описательный подход к языку и описательные грамматики, объектом которых становились факты живого, реального употребления языка.
  3. Не следует подменять исследования внутренней логики строения и развития языков объяснениями из сферы психологии, физиологии и т.п.

Представителями этой концепции акцент в лингвистических исследованиях был перенесён на формальные аспекты языка, его внутреннюю (имманентную) структуру.

Третий принцип – структурализм (объединяющий первые два). При таком подходе реализуется более или менее значительное обособление внутренней (имманентной) структуры языка и преимущественное или исключительное внимание к отношениям между элементами языковой системы. Приоритет был отдан принципу инвариантности языковых элементов (и, соответственно, однородности языковой системы). По третьему принципу работало множество научных школ всего мира, как то: Женевская лингвистическая школа (Шарль Балли, Антуан Сешэ и др.), Пражская школа функциональной лингвистики [5] (Вилем Матезиус, Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон и др.), французская функционально-лингвистическая школа Андре Мартине, глоссематика главы Копенгагенского структурализма Луи Ельмслева, дескриптивная лингвистика в США на разных этапах её развития (от Леонарда Блумфилда до Зеллига З. Хэрриса), Лондонская лингвистическая школа Джона Фёрса, Московскаяй фортунатовскаяй и Ленинградская / Петербургская.

В 50-60-х годах 20-го века лингвистический структурализм в его классической форме в основном себя исчерпал, а серия работ Ноуэма Хомского по порождающей трансформационной грамматике ознаменовала новый этап в развитии мировой лингвистики, но по существу это – формальная, имманентная лингвистика.

На первом этапе представители формального языкознания работали преимущественно в сфере фонетики (фонологии) и морфологии, и на этом материале были развиты строгие формальные методы анализа, среди которых следует отметить дистрибутивный анализ, оппозиционный анализ, коммутационный анализ.

Дистрибутивный метод представляет так называемую дескриптивную лингвистику: ориентируясь на фонему и морфему как основные языковые элементы, они в принципе отказывались от учёта фактора значения в анализе языка. Метод создан в США.

Оппозиционный анализ (в форме компонентного анализа значений) и идеи системности языка к лексическим явлениям позволил впоследствии построить структурную семантику (структурную лексикологию), в центре внимания которой стоят проблемы семантических полей и семантических дифференциальных признаков (сем). Обращение к синтаксическому материалу дало возможность разработать метод анализа по непосредственно составляющим, позволяющий предложение как линейное образование представить в виде иерархической структуры (грамматика фразовых структур) и создать теории парадигматического синтаксиса.

В работах Н. Хомского по трансформационной порождающей грамматике в центр внимания выдвинулся синтаксис, и предложение было объявлено главной единицей языковой системы.

Однако и классический структурализм, и трансформационные теории, ориентирующиеся на форму языка, отдающие приоритет принципу формализма и исключающие обращение к употреблению языка, игнорирующие реальную неоднородность языка, которая обусловлена особенностями его функционирования в разных социальных группах, уже к 60-70-м годам перестали удовлетворять всё возрастающие запросы общественной жизни. Формальное языкознание в последние десятилетия 20 в. было серьёзно потеснено новыми концепциями, которые в совокупности образуют так называемую функциональную лингвистику.

Бурный расцвет испытала лингвистическая семантика, выдвинувшаяся в качестве лидирующей дисциплины. Сформировалась лингвистическая прагматика.

Языкознание 20 века проделало следующий путь:

фонетика (фонология) > морфология > синтаксис > семантика > прагматика

В отличие от формальной лингвистики, моделирующей структуру (или систему) языка, функциональная лингвистика строит модели использования (употребления) языка. Но в них сохраняется многое из того, что имелось в формальных моделях языка. Успехи функционального языкознания позволяют надеяться, что мы близимся к созданию в 21 веке интегральной, холистической модели языка.

Современные функциональные направления, ориентированные на изучение языка в его употреблении в определённом социальном, коммуникативном и когнитивном контекстах, опираются на концептуальный аппарат и арсенал методов, выработанный формальной лингвистикой.

Формальная лингвистика дала нам: типологию языков, интерлингвистику, компьютерную лингвистику, прикладную лингвистику, математическую лингвистику. Поэтому формальная, имманентная лингвистика должна служить ядерным компонентом интегральной теории языка.

Классификация языков мира

Известное современной науке количество языков достигает примерно 10 тысяч. Между отдельными языками существуют более близкие или весьма отдалённые родственные связи, проявляющиеся в наличии многочисленных совпадений, прежде всего, в инвентаре материальных единиц (морфем и слов).

Эти связи свидетельствуют, что родственные языки восходят к одному источнику (праязыку, языку-основе) и разошлись в силу неопределённых исторических причин. На этом материале строится генеалогическая классификация.

Совпадения в структурной организации языков фонологических, морфологических и синтаксических систем позволяет отнести тот или иной язык к определённому структурному типу в рамках типологической классификации. Наибольшие типологические сходства отмечаются между языками родственными. Однако структурные совпадения могут характеризовать и неродственные языки. Структурные сходства между языками могут оказаться не только результатом их происхождения из общего источника, но и следствием их сближения (конвергенции) в силу весьма продолжительных этнических контактов в одном ареале или в соседствующих ареалах. Один из взаимодействующих языков может раствориться в другом, оставив в нём более или менее заметные следы как язык-субстрат или как язык-суперстрат. Сравнительно-историческое исследование группы языков необходимо осуществлять дополнительно в русле ареальной лингвистики.

Классификация языков не всегда опирается только на признак генетической (и вообще материальной) близости. Наряду с ним используется и географический признак.

В некоторых случаях по традиции под один класс подводятся языки и/или группы языков, не находящиеся в родстве (так обстоит дело, например, с терминами «палеоазиатские языки», «австралийские языки», «индейские языки»). Под один класс может подводиться множество языков, образующих в результате длительных контактов языковой союз (например, «кавказские языки», «балканские языки»).

Нижнее место в классификационной иерархии занимает диалект. Отдельный язык представляет собой, как правило, множество диалектов (начиная от мелких говоров и кончая крупными наречиями), носители которых, в принципе, могут понимать друг друга и относят себя к одному этносу.

Родственные языки объединяются в семьи. Однако часто возникает необходимость в многоступенчатой классификации. Наиболее крупная группировка более или менее родственных языков в современной литературе часто называется филией (или филой). Далее следуют выделяемые в качестве классов макросемьи (или крупные семьи), семьи, подсемьи, группы (или ветви), подгруппы (или подветви) и, наконец, отдельные языки и диалекты.

Количество иерархических ступеней в классификации зависит от количества классифицируемых объектов, характера связей между ними и позиции исследователя [1, 4, 6].

Наши рекомендации