Развитие координации движений

А ну-ка, догони

Вам потребуется: мяч. Покатите мяч в другой конец комнаты, попросите ребенка догнать его и принести вам. Повторите несколько раз.

Прогулка

Вам потребуются: кукольная коляска или тележка. Дайте ребенку коляску или тележку и отправьте на «прогулку» по квартире.

Зайчик

Предложите ребенку поиграть в зайчиков. Показывайте ребенку движения и просите его повторять их за вами. «Какие у зайчика ушки?». Приложите руки к голове, покажите заячьи ушки, подвигайте кистями рук над головой. «А как зайчик держит передние лапки?». Покажите. «А какой у зайца хвостик?». Сложив пальцы, покажите размеры хвостика. «А как зайчик прыгает?». Подпрыгните. «А теперь давай попрыгаем с заячьими ушками», подпрыгните, подняв руки над головой и так же с лапками и хвостиком. Подпрыгнув несколько раз на одном месте, пригласите ребенка прыгнуть вперед, если у него не получается, поддержите его под руки, прыгните еще раз. Игра способствует развитию координации движений, моторики, укрепляет икроножные мышцы, мышцы ступни.

Заинька, улыбнись

Пойте русскую народную песенку и просите ребенка делать то, о чем в этой песенке поется:

Заинька, улыбнись, серенький, улыбнись,

Вот так, вот сяк улыбнись!

(Улыбнитесь ребенку.)

Заинька, поклонись, серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись!

(Покажите, как надо поклониться.)

Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись!

(Повернитесь с разведенными руками.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!

(Топайте по очереди каждой ногой.)

Повторить 2—3 раза.

Игра способствует развитию координации движений, внимания, расширению словарного запаса, навыков аудирования.

Мишка

Прочитайте малышу русскую народную потешку:

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою — топ!

Обыграйте этот сюжет с малышом.

Повторить 2—3 раза.

Игра способствует развитию координации движений, речи.

Медведь

Покажите ребенку, как ходит медведь на четырех лапах. Попросите его повторить ваши движения. Игра способствует развитию координации движений.

Поиграем в ладушки

Научите ребенка делать хлопки ладошами. После того, как он освоит это упражнение, играйте с ним в ладушки каждый день по несколько минут: сядьте перед ребенком, хлопая ладошами, читайте русскую народную потешку:

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка вкусненька,

Бражка сладенька,

Попили, поели,

Кыш, полетели!

Когда ребенок научится ритмично хлопать в ладоши, хлопайте поочередно: перед собой, над головой, за спиной. Игра способствует развитию координации движений, учит выполнять команды, развивает чувство ритма, речевые навыки.

В поход

Вам потребуются: 4 стула. Расставьте стулья по прямой линии так, чтобы между ними оставалось свободное пространство. Двигайтесь вместе с ребенком вперед, обходя каждый стул по кругу.

При этом можно напевать песенку Винни-Пуха:

Куда идем мы с Пятачком —

Большой-большой секрет!

И не расскажем мы о нем

Да-да, верней, нет-нет».

Через некоторое время малыш сможет самостоятельно проделывать этот путь, напевая песенку без слов. Игра способствует развитию координации движения, вестибулярного аппарата.

За игрушкой

Вам потребуются: кегли. Расставьте кегли в два ряда так, чтобы между ними мог пройти ребенок. В конце дорожки положите яркую игрушку. Попросите малыша принести вам игрушку, пройдя между рядами так, чтобы не сбить кегли. Первое время оставляйте достаточно широкое пространство, сужая его по мере адаптации ребенка. Во время занятия можно читать стишок и ритмично

хлопать в ладоши:

По дорожке мы пройдем

И игрушку принесем.

Игра способствует развитию координации движений, учит двигаться по прямой линии.

Играем в мяч

Вам потребуется: мяч. Сядьте на пол напротив ребенка, покатите ему мяч, объясните, что он должен сделать то же самое. Покатав мяч по полу, покажите малышу, как можно кидать мячик. Дайте ему свободу действий. При этом можно читать стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Игра способствует развитию координации движений, речи.

Мячик прыг

Вам потребуется: мяч. Покажите ребенку, как мяч отскакивает от пола при ударе, пусть он попробует повторить ваши действия. Хлопая мяч о пол, читайте стихотворение:

Мячик — прыг, мячик — скок,

Быстро прыгнул за порог.

Закатился за кусты,

Мячик, мячик, где же ты?

Игра способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы рук.

Ехали мы, ехали

Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая

потешку и изменяя движения соответственно тексту.

Ехали мы, ехали,

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке,

Темной-темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром — по оврагам,

Днем — по ухабам,

Заехали на горку,

И в ямку бух!

Игра способствует развитию координации движений, вестибулярного аппарата, речи.

На лошадке, на коровке

Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая

потешку.

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Как кричит наша лошадка? (Иго-го)

А по кочкам ловко-ловко

Мы проедем на коровке.

Как мычит корова наша? (Му-у-у).

На собаке — по оврагам (Гав-гав-гав),

А на кошке — по ухабам (Мяу).

Мы скакали, мы скакали,

А теперь скакать устали.

В ямку — бух!

Шведская народная песенка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нет.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

— Ав-ав-ав!

(Два цыпленка у порога... кря-кря, две коровки, две

лошадки, два козленка и т.д.)

А ну-ка, отними

Поднимите над головой ребенка яркую игрушку. Попросите ее достать. Игрушка должна находиться на такой высоте, чтобы малышу пришлось подпрыгнуть для того, чтобы дотянуться до нее.

Достань игрушку

1. Положите игрушку на дальний конец дивана, чтобы ребенку пришлось залезть на диван, достать игрушку, а потом слезть с него. Попросите малыша принести вам эту игрушку.

2. Положите игрушку так, чтобы малыш достал ее после того, как пролез под стулом на четвереньках. Попросите достать игрушку.

3. Положите игрушку под диван у стены, чтобы ребенок прополз за ней на животе. Попросите достать игрушку.

Учимся перешагивать

Разложите на полу предметы, через которые надо перешагивать (крупные игрушки, палку и т.д.). Предложите малышу поиграть в «прогулку по квартире», «Гуляйте», держа его за руку, помогайте крохе перешагивать разложенные вами предметы.

Одна из трех

Вам потребуются: яркая игрушка, три коробки. Поставьте перед ребенком 3 коробки. В течение игры наблюдайте за малышом, обращая внимание на то, куда он смотрит. Покажите ребенку игрушку, на его глазах положите ее под одну из коробок, вытащите и положите под другую коробку, затем — под третью, оставьте игрушку там. Спросите у ребенка, где игрушка. Прежде чем он покажет, проследите за его взглядом — малыш должен посмотреть на ту коробку, под которой находится игрушка. Повторите игру, поместив предмет под другую коробку. Если ребенок указывает не на ту коробку, поднимите ее, покажите, что там ничего нет. Когда игрушка будет найдена, похвалите кроху. Игра способствует развитию внимания, поисковых навыков.

Найдешь ли ты?

Вам потребуются: яркий мелкий предмет, три коробки. Положите предмет себе на ладонь и сожмите ее, так, чтобы ребенок это видел. Просуньте руку под одну из коробок, вытащите, не разжимая кулака и не показывая ребенку, есть ли в руке игрушка. Просовывая руку поочередно под каждую из коробок, под одной из них оставьте игрушку. Покажите малышу пустую руку, предложите поискать игрушку. Поднимите коробку, заведомо зная, что там пусто: «Посмотри, здесь нет игрушки, может быть, она под другой коробкой? Давай посмотрим». Коробку, под которой лежит игрушка, поднимайте в последнюю очередь. Побуждайте малыша к самостоятельному поиску. Игра способствует развитию навыков систематического поиска.

Преодолей препятствие

Поиграйте с любимой игрушкой малыша. Во время игры создайте перед игрушкой препятствие (перевернутый стул, большая коробка, подушка и т.п.), для преодоления которого ребенку потребуется некоторое усилие. Если малыш не справляется, покажите ему, как можно достать игрушку. Делайте это в игровой форме: «А где наш мишка? Ух ты, куда он забрался! Ты сможешь его достать? Нет? Ну тогда я попробую», — продемонстрируйте. Продолжайте игру. Игра способствует развитию логического мышления, координации движений.

Обойди препятствие

Играя с ребенком, положите игрушку за препятствие, которое придется обойти (дверь, диван, кресло и т.п.). Попросите малыша достать игрушку: «Бедный-бедный мишка, он упал за дверь и не может с нами поиграть, достань его, пожалуйста». Играйте как можно чаще в эту игру, пусть ребенок учится преодолевать различные препятствия разными способами. Игра способствует развитию координации движений, поисковых навыков.

За стеклом

Вам потребуются: любое прозрачное «препятствие» (ширма из прозрачного пластика, закрепленная пленка, стеклянная банка), яркая игрушка. Поиграйте с малышом в игрушку и спрячьте ее за прозрачный барьер. Попросите кроху достать предмет, понаблюдайте за ним: поймет ли он, что и видимая игрушка может находиться вне пределов досягаемости. Покажите, как можно ее достать. Играйте, используйте разные прозрачные барьеры, каждый раз объясняя ребенку, как достать игрушку. Игра способствует развитию логического мышления, поисковых навыков.

Тяни-толкай

Вам потребуется: детская машина (пластмассовый шарик) на длинной веревочке. Разместитесь с ребенком на полу. Покажите ему, как можно толкать машинку или шарик от себя, после чего подтягивать к себе за веревочку. Дайте малышу поиграть самостоятельно. Игра помогает изучить свойства предметов, развивает координацию движений.

Попал!

Вам потребуются: большой мяч» маленький мяч. Сядьте на пол. Поместите большой мяч на расстоянии 1—1,5 м от себя. Катите по полу маленький мяч, стараясь попасть им в большой. Комментируйте происходящее: «Смотри, маленький мяч попал в большой и столкнул его с места - большой мяч тоже покатился». Пусть малыш попробует повторить ваши действия. Обращайте его внимание на то, что чем быстрее катится маленький мячик, тем сильнее он ударяет большой и, следовательно, тем дальше тот откатывается. Экспериментируйте, меняйте мячи местами. Объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игра способствует развитию глазомера, координации движений, логического мышления, знакомит ребенка с поступательным движением.

Кегли

Вам потребуются: кегли, большой мяч. Расставьте кегли на некотором расстоянии от ребенка. Расставляя, не забывайте называть цвет каждой игрушки. Покажите малышу, как мячом можно сбивать кегли. Обозначайте цвет каждой упавшей кегли. Меняйте расстояние между кеглями, увеличивайте их количество. Расставляйте их в разном порядке: в виде прямой линии, в виде круга, в два ряда, беспорядочно и т.д. Экспериментируйте с мячами разного размера, весело комментируйте все происходящее, хвалите малыша, когда он собьет кеглю. Игра способствует развитию глазомера, координации движений.

Цилиндры

(по методике М. Монтессори)

Вам потребуются: цилиндры разной величины и разных цветов, коробка с отверстиями разного диаметра для цилиндров. Эта игра разработана на основе методики Монтессори Цилиндры могут быть как деревянными, так и склеенными из цветного картона, в последние можно класть колокольчики, крупу, монетки, пуговицы и т.п. Для цикла игр потребуется несколько групп

цилиндров по 5 штук одного цвета, но разных по размеру. Игра развивает навыки сопоставления предметов по размеру, учит систематизировать предметы по одному или нескольким признакам, развивает мелкую моторику.

Игра

Достаньте группу цилиндров одного цвета, рассмотрите их, обозначьте цвет, скажите ребенку, как называются эти предметы, опишите их: «Это цилиндр, посмотри, на что он похож?». Найдите в комнате предметы цилиндрической формы (ножки стула, банки, бутылки и пр.). Покажите, как можно катать цилиндры по полу, как их можно ставить и класть что-нибудь на их плоскую сторону. Пусть ребенок поиграет с фигурами самостоятельно.

Игра

Покажите ребенку как вставлять цилиндры в отверстия коробки. Объясняйте, что большие цилиндры не войдут в отверстия для маленьких. Продемонстрируйте. Предоставьте ребенку самостоятельность. Первое время ребенок может засовывать маленькие цилиндры в отверстия для больших, мягко указывайте ему на неточности.

Игра

Вам потребуются: группа желтых цилиндров и группа синих цилиндров. Смешайте цилиндры, возьмите цилиндр желтого цвета и попросите ребенка подобрать еще один такой же. Поправляйте кроху, если он ошибается: «Этот? Нет, этот цилиндр синего цвета, а нам нужен желтый - вот такой». Пусть малыш попробует еще раз. Не заостряйте внимания на цилиндрах другого цвета, маленькому ребенку еще очень трудно ориентироваться сразу в двух цветах. Группировать предметы по двум и трем цветам можно после того, как ребенок освоит каждый цвет по отдельности.

Игра

Вам потребуются: цилиндры одного цвета, различающиеся по размеру. Поставьте рядом самый большой и самый маленький цилиндры. Покажите их ребенку: «Смотри, какой большой цилиндр, самый большой, он больше всех остальных. А этот совсем маленький, он меньше. Большой (покажите), маленький». Покажите на маленький цилиндр: «Что-то я забыла, это - большой цилиндр?». Достаньте остальные цилиндры этой группы. Подключите к игре кого-нибудь из членов семьи, дружно и весело обсуждайте размеры цилиндров, постоянно обращаясь к ребенку.

Игра

Возьмите три цилиндра разного размера. Постройте их в порядке убывания. Объясните ребенку: «Большой цилиндр — папа, средний цилиндр — мама, а самый маленький - это ты». Повторите, показывая: «Большой, поменьше, самый маленький». Пусть ребенок поиграет. Расставьте цилиндры беспорядочно, спросиге: «Где самый большой цилиндр-папа? (далее «мама» и т.д.)». В дальнейших играх присоединяйте еще по одному цилиндру, сравнивая его по размеру с остальными. Предложите малышу построить забор из цилиндров. Игра способствует развитию навыков сопоставления.

Игра

Вам потребуются: группы цилиндров красного и синего цветов. Предложите ребенку найти два одинаковых по размеру цилиндра. Берите в руки по два цилиндра и сравнивайте их, прикладывая друг к другу. Научите малыша делать то же самое. В дальнейшем можно использовать цилиндры из трех-четырех групп.

Игра

Вам потребуются: две группы цилиндров. Разделите цилиндры, отдав малышу группу одного

цвета. Объясните, что вы будете строить забор по очереди: «Я ставлю желтый цилиндр, а ты — красный» (покажите). «У нас получился красивый двухцветный заборчик». Строить такие заборы можно по принципу: «большой—маленький», «маленький—средний», «маленькие разных цветов» и т.д.

Игра

Когда ребенок освоит основные принципы игр с цилиндрами, усложняйте задания. Например, предложите построить забор только из больших цилиндров (маленьких, средних и т.д.), из цилиндров одного (двух, трех) цветов.

Игра

Если вы сделали цилиндры из картона, заполнив их различными предметами, обращайте внимание ребенка на то, какие звуки издает тот или иной цилиндр, проводите аналогии: «Этот цилиндр звенит, как колокольчик, а этот шуршит, как мышка».

Математические основы

Раз ступенька...

Поднимаясь или спускаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он это будет делать сам, когда поймет суть игры (понимание в этом возрасте включает в себя обозначение словами «раз, два. три, четыре и т.д.» всех повторяющихся действий или предметов). Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т.д. Играя, ребенок учится считать.

Посчитай пингвинов

Читайте малышу стихотворение Алана Милна «Три пингвина»:

Жили-были три пингвина —

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку

Пик, Пак, Пок

Зашагали вперевалку

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы

Пик, Пак, Пок

И еще поймать могли бы

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно все до крошки

Пик, Пак, Пок,

Кроме маленькой рыбешки

Пик, Пак, Пок.

Дружно бросилися в драку

Пик, Пак, Пок,

Учинив большую свалку

Пик, Пак, Пок.

Чтобы жить все время дружно

Пик, Пак, Пок,

Уступать друг другу нужно

Пик, Пак, Пок,

Перечисляя имена пингвинов, каждый раз выбрасывайте или загибайте по одному пальцу на руке. Прочитав стихотворение, еще раз покажите малышу три пальца, повторите, «три, три пингвина». Вскоре ребенок начнет повторять ваши действия.

Один - туда, один - сюда

Вам потребуются: две емкости, кубики или мелкие предметы. Положите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите разложить кубики по коробкам. Берите в руку кубик и говорите, помещая его в коробку: «Один — в эту коробку, вот еще один, — возьмите другой кубик, - один - в другую коробку». Когда ребенок освоит категорию «один», берите по два предмета: «Я

положу два кубика в эту коробку, а ты — положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Прокати

Вам потребуются: пластмассовый шарик, большой мяч, игрушка-машина. Предложите малышу покатать мяч. Сядьте напротив друг друга. Отталкивая мяч от себя, говорите: «Катись!».

Через некоторое время замените мяч шариком. Принцип игры — тот же самый. Шарик поменяйте на машинку. В конце занятия обобщите: мяч катится, шарик катится и машинка катится. Игра учит обобщать предметы по действию.

Папе, маме, малышу...

Вам потребуются: три куклы — большая, средняя и маленькая, три ведерка — большое, среднее и маленькое, мелкие игрушки (пуговицы, детали от конструктора). Покажите ребенку кукол. Расскажите, что большая кукла — это папа, средняя — мама, маленькая — их малыш. Придумайте им имена. Отправьте кукольное семейство на прогулку, но перед этим раздайте им ведерки. Объясните крохе, что большому «папе» нужно большое ведерко, маме — среднее, а ребеночку — маленькое. Пусть ребенок сам распределит ведра между куклами, помогите ему, если он ошибется. Во время прогулки куклам надо собрать грибы (ягоды, мусор и т.д.), для этого рассыпьте по полу мелкие предметы, внимательно следите за тем, чтобы малыш не тащил их в рот. Объясните, что папе надо собрать много грибов, маме - поменьше, а сыну - еще меньше. Вместе с малышом наполните ведерки в соответствии с заданием. Затем высыпьте содержимое каждого ведерка и еще раз повторите: «Эта кучка большая, здесь много грибов, эта — поменьше, а эта — совсем маленькая». Играя, ребенок постигает понятия «большой—маленький», «много—мало».

Где чьи цыплята?

Вам потребуются: вырезанное из бумаги изображение курицы — 2 шт., карточка с изображением 5 цыплят, карточка с изображением 2 цыплят. Расскажите малышу сказку о том, как две курочки вышли погулять со своими цыплятами. У одной курочки было много цыплят (покажите картинку с пятью цыплятами), а у другой - мало (вторая картинка). Вспомните, как квохчет курочка, как пищат цыплята, какие цыплята маленькие и желтые. Продолжите рассказ: цыплята разбежались, и курочки не могут их найти, помоги курочкам. При этом положите обе картинки с цыплятами на видное место. Показывая на одну из курочек, скажите: «у этой курочки мало цыплят, давай поищем, где они». Пусть ребенок покажет соответствующую карточку. Так же найдите карточку с большим количеством цыплят. Игра развивает мелкую моторику, знакомит ребенка с понятием «много - мало».

Много-мало

Вам потребуются: две одинаковые коробки, кубики одного цвета. В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Пригласите малыша построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему. После того как просьба выполнена, еще раз обратите его внимание, что в этой коробке много кубиков. Чаще повторяйте слова «много», «мало», применяя их в различных ситуациях. Игра способствует развитию логического мышления, знакомит ребенка с элементарными математическими понятиями.

Игры на свежем воздухе

Зима

Первый снег

Опишите ребенку свойства снега; он белый, холодный, блестит на солнце, тает, если его взять в руку или принести в комнату. Продемонстрируйте. Положите снег в ручку малыша. Покажите, как из снега можно лепить комочки (снежки) и кидать их. Слепите ребенку несколько снежков. Покидайте их вместе с ним. Спойте песенку Винни-Пуха.

Вот я иду, тирлим-бом-бом,

И снег идет, тирлим-бом-бом,

Хоть нам совсем не по дороге,

Но почему, тирлим-бом-бом,

И от чего, тирлим-бом-бом,

И от чего так мерзнут ноги.

Игра способствует развитию речи, укрепляет доверительные отношения.

Снеговик

Слепите вместе с малышом небольшого снеговика. Весело комментируйте все свои действия: «Я слепила маленький снежок, теперь давай покатаем его по снегу. Снег будет прилипать к нашему шарику, и скоро он станет большим». Пусть кроха приделает снеговику руки, воткнет нос-морковку, сделает глаза, рот. Придумайте имя снежному человечку. Лепить из снега можно не только снеговиков: домики, крепости, фигурки животных и людей, другие предметы — все это вызовет бурную радость у вашего малыша.

Эх, прокачу!

Вам потребуются: детские санки со спинкой. Усадив малыша в санки, предупредите его: «Сейчас я повезу тебя медленно». «А сейчас мы поедем быстрее». Везите санки быстрее. «А сейчас ты поедешь очень быстро!» — двигайтесь с максимальным ускорением. При этом можно петь веселую песенку или читать подходящий стишок. Так малыш освоит понятия «быстро-медленно».

Намеряем глубину

Вам потребуются: короткая и длинная палки. Покажите ребенку длинную и короткую палки. Охарактеризуйте каждую: «Посмотри, какая большая палка, она очень длинная, а вот эта поменьше, она - короткая». Предложите малышу измерить глубину снега. Воткните в сугроб короткую палку, покажите, часть какого размера осталась на поверхности, то же самое проделайте с длинной палкой. Сравните выступающие над снегом части: «Короткая палка еле виднеется, она почти вся ушла в снег, а для того, чтобы спрятать длинную палку, надо еще больше снега». Разрешите малышу самому измерять глубину сугробов. Из палок можно сделать лес или сад, приговаривая: «Это деревце маленькое — еще не выросло, а это — вот какое большое!». Игра знакомит ребенка с понятиями «короткий-длинный», «глубоко-мелко».

Снежная радуга

Вам потребуются: разведенная гуашь одного или двух цветов, большая кисть. Попробуйте порисовать на снегу красками. Обязательно говорите ребенку, каким цветом вы воспользовались, что хотите нарисовать. Обратите внимание, что снег удобнее разрисовывать большой кистью, разрешите ребенку раскрасить снег.

Снежные куличики

Вам потребуются: детское ведерко, фигурные формочки. Научите ребенка делать куличи из снега: плотно набивайте снег в ведерко и в формочки, аккуратно их переворачивая, освобождайте получившиеся фигурки. Попросите малыша вам помочь, пусть он набивает снег, стучит лопаткой по перевернутому ведерку. Если вы взяли с собой краски, получившиеся фигурки можно раскрасить или полить водой, а на следующий день любоваться ледяными скульптурами.

Чьи это следы?

Покажите ребенку, как на ровной снежной поверхности можно делать отпечатки следов. Оставьте на снегу свой след и попросите малыша сделать то же самое. Сравните отпечатки: «Посмотри, какой у меня большой след, а ты еще маленький и ножка у тебя маленькая, поэтому твой след меньше моего». Так же можно сделать отпечатки ладошек. Поищите следы животных и птиц, сравните их со своими. Играя, ребенок обучается сравнивать.

Весна

Листочки спрятались

Рассмотрите вместе с ребенком набухшие почки на деревьях, расскажите ему, что почки — это домики

листьев. Когда пригреет солнышко, станет тепло, листочки выйдут из своих домиков и деревья станут зелеными. Поиграйте в почку и листочек: сложите пальцы бутоном, вытяните руку, приговаривайте: «Становится тепло, наверное, пора выходить из домика». На счет «Раз, два, три!» раскройте ладошку. Попросите ребенка показать, как листочки выходят из домиков. В игре развивается мелкая моторика, ребенок знакомится с природными явлениями.

Плывет кораблик

Сделайте кораблик из любого подручного материала: из бумаги, пенопласта, дерева и пр. Если вы приготовили кораблик заранее, используйте любой плавающий предмет, найденный на улице. Покажите малышу, как кораблик поплывет по течению. Проследите, куда его отнесет ручей. Киньте в ручей камень. Обратите внимание ребенка на то, что в отличие от кораблика, он утонул, а не поплыл.

Строим плотину

Преградите путь ручью камнями, обратите внимание ребенка на то, как скапливается вода у импровизированной плотины, как ручей преодолевает преграду, распадаясь на мелкие ручейки.

Лето

Собери и разложи

Возьмите на прогулку ведерко, договоритесь собирать в него камушки. Набрав полное ведерко камней, высыпьте их и отсортируйте по размеру, раскладывая по разным ведеркам. Игра способствует развитию мелкой моторики.

Куда бежим?

Предложите малышу побегать, но не просто так, а в определенном направлении. Например, скажите: «Давай добежим до того большого дерева». Сначала бегайте вместе с ребенком, указывая ему направление. Затем предложите крохе побегать самому. Называя каждый раз новые ориентиры: до качелей, до скамейки и т.п. Игра способствует развитию координации движений, учит ориентироваться в пространстве.

Лови!

Вам потребуется: небольшой надувной -мяч. Встаньте недалеко от ребенка и попросите его поймать мяч и кинуть вам. В последующие занятия увеличивайте расстояние между вами, меняйте силу броска,

кидайте выше, ниже, справа, слева. Игра способствует развитию координации движений.

Давай потрогаем

Гуляя, предлагайте малышу потрогать тот или иной предмет. Например, ствол старого дерева. Проведите по нему рукой малыша. Прокомментируйте его ощущения: «Какой жесткий шершавый ствол. Сколько на нем трещин и бугорков, чувствуешь?». Затем потрогайте кирпич: «Потрогай, какой он холодный. Он совсем не такой, как дерево, но все равно шершавый». Трогайте все безопасные предметы, какие вам попадутся, обсуждайте ощущения. Игра способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики.

Осень

Листопад

Соберите букет из опавших листьев. Рассмотрите каждый листок. Описывайте ребенку его цвет, форму,

ищите дерево, на котором рос лист. Сравните листья между собой. Обращайте внимание ребенка на отличия цвета. Употребляйте прилагательные «багряный», «золотой» - «коричневый» и т.п. Принесите листья домой, и поставьте их в вазу.

Раз каштан...

Займитесь сбором каштанов. Собирая их в ведерко, считайте: «Один каштан, два каштана...». Обращайте внимание малыша на их округлую форму, гладкость. Сравните между собой несколько каштанов. Каштаны могут служить материалом для различных поделок. Их можно использовать в сочетании с пластилином, спичками, сухими листьями. В игре ребенок обучается счету, знакомится с природным материалом.

Наши рекомендации