Учебные материалы по истории, тема (Moodle)

4. http://www.ru.wikipedia.org. – поиск –Русская литература, История театра в России, Наука в России.

Дополнительная:

1. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2. Зуев М. История России – М., 2005

3. История России – учебное пособие – под ред. Бердинских В.А., Константа: Киров, Академический проспект: М. 2005

4. В.В.Долгов. Краткий очерк истории российской культуры. http://medievalrus.narod.ru/oglavlenie_2.htm

5. История русского искусства

http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva-russia/12.htm

Занятия 19-20

Отмена крепостного права и реформы 60-х – 70-х гг. XIX века

1.Обсуждение крестьянского вопроса и проекты освобождения крестьян в первой половине и середине XIX в. Начало царствования Александра II и подготовка отмены крепостного права.

Какие изменения в положении российского крестьянства предусматривали проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, реформа государственных крестьян 1837-1841 гг., указ об обязанных крестьянах 1842 г.? Что имел в виду Николай I, когда высказался следующим образом: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным»? Почему к середине XIX в. отмена крепостного права стала назревшей необходимостью? Какие меры предпринял Александр II в 1857 – 1861 гг. для подготовки крестьянской реформы?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 2, 4

Дополнительная: №№ 1-9

2. Содержание и реализация Манифеста 19 февраля 1861 г. Историческое значение отмены крепостного права.

Каково было основное содержание Манифесте 19 февраля и «Положений» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости? Какие права и свободы предоставлялись бывшим крепостным крестьянам? Были ли установлены ограничения крестьянских прав? Каким образом определялся размер земельных наделов, переданных крестьянам? Сохранили ли крестьяне то количество земли, которое было предоставлено им для ведения самостоятельного хозяйства до реформы? Как была регламентирована уплата выкупа за землю, и как проходил процесс выкупа в действительности? Что означает выражение «временнообязанные крестьяне»? Справедливо ли реформу 1861 г. называют Великой? В чем можно усмотреть ее позитивные и негативные последствия?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 2, 4

Дополнительная: №№ 1 - 9

3. Земская и городская реформы.

Почему после отмены крепостного права возникла необходимость реформы местного управления? Что представляли собой земства, как они формировались и какие полномочия имели? Какую роль они сыграли в развитии русской деревни? Какие изменения в управлении городами предусматривало «Городовое положение» 1870 г.? Можно ли утверждать, что местное самоуправление в России было создано на полностью демократических основах?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 2, 3, 4

Дополнительная: №№ 1 - 5, 8

4. Судебная и военная реформы.

Какие новые принципы судопроизводства были введены в 1864 г.? В каких нормах «Новых судебных уставов» можно усмотреть конкретные проявления каждого из этих принципов? Насколько изменили судебную деятельность в России эти нововведения? Чем была вызвана военная реформа? Какое преобразование в военной сфере следует считать главным? Была ли повышена боеспособность российской армии в результате реформ?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 2, 3, 4

Дополнительная: №№ 1 - 5, 8

5. Революционное движение в России в пореформенный период.

Каковы были причины быстрого роста революционных настроений в русском обществе в 60-е – 70-е гг. XIX века? Чем различались взгляды представителей трех течений русской общественной мысли этого времени – либералов, радикалов и консерваторов? В чем заключалась основная цель революционных народников, и какими путями рассчитывали достичь этой цели идеологи народничества? Почему потерпело неудачу «хождение в народ»? Как возникла и какими методами действовала организация «Народная воля»? Чего в конечном итоге добились народовольцы, и чем закончилось народническое движение?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 2, 4

Дополнительная: №№ 1 - 4, 11 - 13

Литература

Основная:

1. История России: учебник для вузов/ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М., 2006

2. Электронная хрестоматия по отечественной истории, часть 2. (Moodle)

3. Электронная хрестоматия по отечественной истории, часть 4. (Moodle)

4. Учебные материалы по истории, тема (Moodle)

Дополнительная:

1. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

2. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России – учебник- ТК Велсби, Прометей, М. 2005

3. Деревянко А.П. Шабельникова Н.А. История России -уч. пособие М. «Проспект» 2005

4. Зуев М.Н. История России -Высшая школа- 2005

5. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юрист, 1996.

6. Аграрная политика самодержавия с конца XVIII до начала XX в. http://istoriku.ru/?40._Agrarnaya_politika_samoderzhaviya_s_konca_XVIII_do_nachala_XX_v.

7. Отмена крепостного права в России http://istoriku.ru/?42._Otmena_krepostnogo_prava_v_Rossii

8. Реформы Александра II и контрреформы Александра III http://istoriku.ru/?43._Reformy_Aleksandra_II_i_kontrreformy_Aleksandra_III

9. Экономическое развитие России в пореформенный период http://istoriku.ru/?46._Ekonomicheskoe_razvitie_Rossii_v_poreformennyi_period

10. Капиталистическая индустриализация в России... http://istoriku.ru/?48._Kapitalisticheskaya_industrializaciya_v_Rossii

11. http://www.ru.wikipedia.org. – поиск – Реформы Александра II; Народничество; Земля и воля; Народная воля; Освобождение труда.

12. «Народная воля»: http://www.narovol.narod.ru/history.htm

13. П.А.Зайончковский. Отмена крепостного права в России. http://www.historichka.ru/materials/zaionchkovskii/3.html

Занятие 21

Русская культура во второй половине XIX – начале ХХ в.

1. Образование и наука.

Какие перемены произошли в системе российского образования в пореформенный период? Стало ли образование в России действительно всеобщим и доступным для всех слоев населения? Какие открытия российских ученых в области естественных наук имели мировое значение? Какие учения стали преобладать в этот период в российской философии?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 2, 3, 4

Дополнительная: №№ 1-4

2. Литература.

Что означает понятие «критический реализм»? Какие наиболее известные произведения были созданы Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским, М.Е.Салтыковым-Щедриным? Почему эти произведения считаются вершиной критического реализма? В чем сущность философских взглядов Толстого и Достоевского? Назовите имена и основные произведения других ведущих писателей-реалистов второй половины XIX – начала ХХ вв. Охарактеризуйте особенности модернистских течений в литературе начала ХХ века (акмеизм, символизм, футуризм).

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 3, 4

Дополнительная: №№ 1 - 4, 6 в списке литературы к теме №11 информационного ресурса по курсу «История»

3. Изобразительное искусство.

Какое направление в изобразительном искусстве пореформенной России было ведущим? Почему многих известных художников конца XIX века называли «передвижниками»? Дайте краткую индивидуальную характеристику творчества И.Н.Крамского, В.Г.Перова, В.Н.Сурикова, И.Е. Репина, назовите их наиболее прославленные картины. В чем заключались главные особенности русского авангарда в изобразительном искусстве и «неорусского стиля» в архитектуре?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 2, 3, 4

Дополнительная: №№ 1 - 6

4. Музыка, театр, кинематограф.

Какие наиболее известные произведения были созданы композиторами, входившими в т.н. «могучую кучку»? Почему творчество П.И.Чайковского считается одним из величайших достижений мировой классической музыки?

Каким образом репертуар драматических театров в пореформенный период был связан с общественно-политическим развитием страны? Назовите имена самых выдающихся актеров русской сцены второй половины XIX – начала ХХ вв. Когда появился русский кинематограф и что представляли собой первые художественные фильмы, снятые в России?

Источники информации:

Основная литература: №№ 1, 3, 4

Дополнительная: №№ 1-6

Литература

Основная:

1. История России: учебник для вузов/ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М., 2006

2. Электронная хрестоматия по отечественной истории, часть 4. (Moodle)

Наши рекомендации