Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда

Представь себе Смотреть Смотреть Яркий Блестящий Яркий Блестящий Яркий Блестящий

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда - student2.ru

Слушать Говорить Громко Слушать Говорить Громко

Трогать Касаться Горячо Трогать Касаться Горячо Слушать Говорить Громко

Теперь — само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает парт­неру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответ­ствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, ра­зумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь роля­ми.

* Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем ме­няетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень про­стой пример — если я вам говорю «Смотрите-ка!», это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю «картинку»; это значит, что я сам для себя такую «картинку» сконструировал и буду реагировать полноценно только на «визуальные ар­гументы». В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, до­вольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а муж­чины — в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типич­ный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став на­чальством, учтите, что самые распространенные мо­дальности — визуальная и кинестетическая. Воз­можно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это — таблица (см. таблицу 1),в которой по вер­тикали даны слова из четырех групп: неопределен­ные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение №8. Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть поп­робовать несколько модальностей, но на каждый от­резок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Установка Перспектива, точка зрения Комментарий, мнение Направленность, уклон, стойка
Обдумать Осветить Обговорить Прочувствовать
Проявлять настойчивость Высматривать, выслеживать Выслушивать, подслушивать Добиваться, упорствовать, держаться
Продемонстрировать Показать Объяснить Раскидать, вытащить, рассортировать
Испускать что-либо Сиять, лучиться, искриться Звучать, резонировать Дрожать, вибрировать
Отсутствовать Быть пустым, чистым Быть оглушенным, безмолвным Онеметь, замереть
Обычный, привычный Тусклый Однозвучный, приглушенный Вялый, дряблый, безвкусный
Занятный, привлекающий внимание Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза Громкий, оглушительный Прилипчивый, упорный, поразительный
       
Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Быть внима­тельным Присматриваться приглядываться Прислушиваться Беспокоиться, волноваться
Игнорировать Упускать из виду Не услышать Не почувствовать, пропустить
Сделать заметным, привлекающим внимание Выставить на вид, проявить Провозгласить, оглашать Выдвигать вперед, выставлять
Замечать Осматривать Вслушиваться Вчувствоваться
Воспроизвести, повторить Сделать обзор, просмотреть, обозреть Обговорить, проговорить Пройтись по..., прогнать
Изложить Показать Рассказать Провести
Придумать Вообразить Припомнить звучание Ухватить, охватить
Напомнить о чем-либо Выглядеть знакомым Согласовываться с чем-либо, быть созвучным Состыковываться, соприкасаться
Привлечь внимание к чему-либо Указать Намекнуть Коснуться
Лишенный ощущений Слепой Глухой Бесчувственный
Давайте обду­маем Давайте рассмотрим Давайте обговорим Давайте прикинем

Обсуждение. Самоотчеты участников:

-Было нетрудно разговаривать визуальным и кинестетичес­ким языком, с другими были проблемы...

— Для меня были трудными неопределенные слова...

— Было ощущение искусственности такого об­щения, не могу поверить, что оно может быть эф­фективным.

С. Горин: Я говорил о преодолении барьера вашей собственной модальности, и те трудности, с которыми вы столкнулись, просто указали вам на те области, где вам еще предстоит усовершенствоваться. Ну, а по поводу искусственности общения... Я до­бавлю вам еще один аргумент, пример А. Ситникова: "...Это случается, когда мы смотрим телевизион­ный репортаж и внезапно исчезает изображение. Диктор, который сидит там, на стадионе, пытается вам рассказать то, что он видит: «Посмотрите, какой удар!» А что вы видите? Вы видите мелькание. Если бы диктор знал, что вы в это время не видите изображение, он бы представил себя радиорепорте­ром и начал передавать информацию так, чтобы вы представили: «Он ведет правой ногой, мяч летит сюда...». Чтобы не было так: «Посмотрите, как ин­тересно, надо же, какой». Чтобы этого не возникло, нужно информацию всегда организовывать от коммуникатора (приемника). Не передавать на той волне, на который удобно передавать, а передавать на той волне, на которой удобно воспринимать. Если я передам информацию в той модальности, в которой в данный момент работает мой партнер, получается так же, как в системе декодирования цвета. Я кодирую сигнал в той же системе кодировки цвета, в которой он декодирует тот же самый сигнал. Если я кодирую в системе ПАЛ, а он декодирует в системе СЕКАМ, то получается черно-белое изображение... Не так ярки мои доводы и убеждения. И вряд ли он воспримет мои слова, как очень важную инфор­мацию. И именно для этого нужно использовать ту модальность, которая происходит в нем. Вообще, замечательно, что существуют индикаторы, которые позволяют узнать, в какой модальности работает партнер".

Наши рекомендации