Исторические почерки Средневековья
После падения Римской империи и переселения народов в Европе возник целый ряд новых государств. Эти государства освободились от культурного и политического влияния Рима, и каждое государство стало развивать в своем уникальном ключе римскую традицию письма.
В VIII в. альтернативно национальным школам письма возникает в государстве франков и быстро распространяется по всей Европе новый вид общепринятого, унифицированного письма. Это каролингский минускул(названный так по имени династии Каролингов). Он содержит почти все, что в настоящее время нам известно под именем строчных букв. Удобочитаем. Буквы не соединяются друг с другом. В нем завершилось создание строчных букв и делались попытки создать прописные. Вместо них, как правило, употребляются увеличенные строчные и лишь к XI в. появляются самостоятельные формы прописных, т.н. ломбардские версалы(также называемые готскими маюскулами).
В конце XI в. характер минускулов начинает изменяться. Причина — развитие нового стиля, готика. В архитектуре, с которой по прежнему связано развитие шрифта, круглая арка отступает, ее место занимает стрельчатая. В течение XII в. происходит становление нового стиля: в письмо проникают надломленные линии, закругления и эллипсы приобретают миндалевидную форму. В начале XIII в. готика становится господствующим стилем во всей Европе.
Раннее готическое письмо называется текстурой. Для нее характерна сжатость букв, надломленность их концов, экономичность за счет узких пропорций. При письме страница часто делится на два столбца, это подчеркивает принцип вертикальности, характерный для готики. Шрифт как бы объединяется в плотную ткань (textura — тканьё). Равномерные расстояния между штрихами, внутрибуквенный просвет по ширине равен вертикальному штриху. Появляется точка над «i». Со временем готическое письмо выработало свои формы прописных, однако на ранних этапах развития в качестве прописных и инициалов продолжают использоваться ломбардские версалы.
В разных странах готическое письмо приобретало свои особенные черты.
В Италии развивается особый вид раннего готического письма — круглоготическое письмо или ротунда(ит. rotondo — круглый). В буквах ротунды сохраняются закругления, надломлены только верхние концы стоек. Ротунда шире и просторнее других видов готического письма и может рассматриваться как переходная форма между готикой и антиквой. Достигает расцвета к XV веку и завершает развитие готического письма в Южной Европе, теряя свое значение при переходе к Ренессансу.
В Северной Европе развитие готического письма продолжается еще в течение целого периода, названного поздней готикой. Многие виды позднеготического письма разработаны в Германии, распространились главным образом здесь и продержались очень долго.
Из позднеготических видов письма старшим было швабское письмо(или швабах), появившееся в XV в. Оно просторно, как и круглоготическое, и более удобочитаемо, чем текстура.
Следующий вид позднеготического письма — фрактура(fractura — надлом). Происходит она из придворных канцелярий. Для фрактуры характерны изысканно-изящные линии, округлый росчерк пера. Фрактура долго была господствующим видом письма в Северной Европе.
Письмо канцлейпо виду очень близко фрактуре, но гораздо активнее декорировано. Оно применялось в канцелярских учреждениях, прежде всего придворных.
Еще один вид готического письма — бастарда(lettera bastarde —смешанное письмо). Бастарда возникла в Италии из текстуры с сильным влиянием курсива.
Искусство письма в Средние века неразрывно связано с книгой.
Средневековая книга имеет форму кодекса, т.е. стопы скрепленных между собой тетрадей, помещенных в переплет. Листы кодексов изготавливались из пергамена— специально выделанной кожи. Заполнение листа текстом облегчалось нанесением линий строк и полей при помощи костяного ножа или свинцовой палочки. Затем к работе приступал скриптор(переписчик), он работал тростниковым или птичьим ширококонечным пером, оставляя свободными места для инициалов и миниатюр, которые заполняли миниатори иллюминаторпри помощи красок и золота или серебра. Рубрикатор(ruber — красный) писал красной краской заглавия и начала глав (отсюда — понятие «красная строка»).
Переплеты книг изготавливались из дерева и покрывались кожей, часто богато декорировались металлом, в т.ч. драгоценным, а также драгоценными камнями и т.п.