Технологическая карта дисциплины

Преподаватель___к.ф.н., доцент , доцент Евчук О.П.________________________

(уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И.О)

Уровень / ступень

образования_____(бакалавриат)_______

С указанием

шифра, названия __________________________________________________

Направления

и профиля __________________________________________________

Наименование

дисциплины/курсаДревнерусская литература_________________________

Код дисциплины

в учебном плане __________________________________________________

Количество зачетных

единиц / кредитов _2_________________________________________________

А) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета

Код формируемой компетенции Виды учебной деятельности студентов Продукт текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Баллы (максимум)
Текущая аттестация
ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Работа с научной литературой, чтение и анализ текстов Конспекты, письменный анализ художественных текстов, подготовка докладов, сообщений, рефератов Внеаудиторная 60 (все конспекты – 15 б., 1 письмен-ный анализа текста – 3 б. (всего 9 б.), 1 сообщение – 2 б., 1 доклад – 5 б., 1 реферат – 10 б. –всего 36 б.)
ОК-3,ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1 Выступление с докладами, сообщениями, развернутыми ответами, выполнение контрольных работ и тестовых заданий Результаты контрольных работ и тестов аудиторная 35 (контрольная работа № 1 – 15 б., контрольная работа № 2 – 15 б., тесты – 5 б.)
Премиальные баллы
ОПК-1, ПК-1 презентации   внеаудиторная
         
Всего премиальных баллов: (5)
Итого по дисциплине:

Приложения к технологической карте:

а) критерии оценивания;

б) методические рекомендации для преподавателя, студента;

В) задания для студентов.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Вопросы для контрольных работ

Контрольная работа №1.

1. В чем особенности христианского средневекового мировоззрения? Как это проявляется в художественном сознании Древней Руси?

2. Источники и жанрово-стилевое своеобразие древнерусской литературы.

3. В чем «Сказание о Борисе и Глебе» отражает признаки жития и в чем отличается от него?

4. Какие образы-символы помогают понять духовно-нравственную содержательность «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона и в чем она состоит?

5. Что дает основание считать «Слово о законе и благодати» образцом стиля торжественного красноречия?

6. В каких жанрах древнерусской литературы наиболее ярко выражен ее историзм и каким образом?

7. Каким образом в житии получает выражение символизм средневекового сознания? Покажите на примерах.

8. Каким образом в хождении получает выражение символизм средневекового сознания? Покажите на примерах.

9. Идейно-нравственная содержательность и художественное своеобразие «Киево-Печерского патерика».

10. Образы каких персонажей «Повести временных лет» и как могут быть сопоставлены с героями былин школьного курса литературы?

11. В чем проявляется жанрово-стилевая пестрота «ПВЛ»?

12. Какие черты облика Владимира Мономаха дают представление о духовно-нравственных принципах жизни человека Древней Руси?

13. Черты каких жанров и почему встречаются в «Слове о полку Игореве»? Как это формирует художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»?

14. Как проявляется влияние фольклора в «Слове о полку Игореве»?

15. Каковы изобразительно-выразительные средства «Слова» и какова их функциональная нагрузка?

16. Как взаимодействует христианская символика и мифопоэтическая традиция в «Слове о полку Игореве»?

17. Черты типологической общности «Слова о полку Игореве» и героического эпоса зрелого средневековья: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде».

18. В чем идейно-художественное своеобразие «Повести о разорении Рязани Батыем»: сюжет, композиция, герои, стиль?

19. Традиции «Слова о полку Игореве» и новаторство повестей Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).

Контрольная работа № 2.

1. Что дает основание считать «Житие Сергия Радонежского» образцом жития?

2. Как в «Житии Сергия Радонежского» проявляет себя стиль "плетения словес" Епифания Премудрого?

3. В чем проявляются черты жанра жития в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

4. Как «Стоглав», «Степенная книга» и «Домострой» выражают главные тенденции развития литературы 16 века?

5. Идейно-стилевое своеобразие переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского.

6. Каковы главные темы публицистики 16 века: основные идейные течения и нравственно-религиозные концепции.

7. Смута, еретические движения и Раскол, их отражение в литературе.

8. В чем идейно-художественное своеобразие купеческого жития Афанасия Никитина?

9. Каковы главные темы, идеи, герои и эстетические тенденции литературы 17 века?

10. Художественное своеобразие бытовой повести 17 века: взаимодействие устно-поэтической традиции и средневекового символизма.

11. В чем проявляется трансформация жанра жития в «Житии протопопа Аввакума»?

12. Какие нарушения жанрового канона жития дают основание считать «Повесть о Юлиании Лазаревской» биографической повестью?

13. Как в творчестве С. Полоцкого проявляется поэтика барокко? Покажите на примерах.

Вопросы к устному зачету по древнерусской литературе

1. Мировоззренческие основания и эстетическое своеобразие древнерусской литературы.

2. Источники, хронологические границы, периоды развития и этапы изучения древнерусской литературы.

3. Система жанров и стилей древнерусской литературы.

4. Место и роль летописи в системе жанров древнерусской литературы. «Повесть временных лет»: история создания, источники, жанровое своеобразие, композиция, идейное содержание.

5. Принципы изображения человека и мира в «Повести временных лет».

6. Житийная литература ХI – ХII вв. «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского».

7. Проповедническая литература ХI – ХII вв. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

8. Учительная литература Киевской Руси: основные идеи, особенности жанра, стиля. «Поучение Владимира Мономаха», «Поучение Феодосия Печерского».

9. Понятие о жанре "хожения" в древнерусской литературе. «Хождение Игумена Даниила». В чем пафос и главная идея жанра, связь со средневековым религиозным сознанием.

10. История открытия и публикации «Слова о полку Игореве». Основные проблемы изучения «Слова».

11. Идейное содержание, сюжетно-композиционнные особенности и жанровое своеобразие «Слова». Место «Слова» в национальной культуре.

12. Стиль, образная система «Слова».

13. Черты типологической общности «Слова» и эпоса европейских народов: «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве».

14. Идейно-художественные особенности Киево-Печерского патерика.

15. Идейно-художественное своеобразие «Моления Даниила Заточника».

16. «Повесть о разорении Рязани» как образец жанра воинской повести.

17. Житие Александра Невского.

18. Отражение Куликовской битвы в древнерусской литературе. «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

19. Культура постмонгольского периода: архитектура, иконопись, литература.

20. Философские и эстетические основания стиля "плетения словес" Епифания Премудрого.

21. Историческое и литературное значение «Хожения за три моря» Афанасия Никитина.

22. Еретические движения "стригольников", "жиджовствующих", "иосфлян", "нестяжателей" и их отражения в литературной и общественной жизни.

23. Идейная направленность, темы и стиль публицистики Максима Грека, Даниила-митрополита, Ивана Пересветова.

24. Литература периода "второго монументализма". «Стоглав», «Степенная книга», «Домострой».

25. Послания Ивана Грозного, их идеи и стиль.

26. Жанровое и идейно-эстетическое своеобразие «Повести о Петре и Февронии».

27. Повести "смутного времени". «Повесть о Скопине-Шуйском».

28. Бытовые повести: жанр, идеи, стиль. «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне».

29. Жанровое и художественное своеобразие сатирических повестей. «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Калязинская челобитная», «Повесть о куре и лисице».

30. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Юлиании Лазаревской» и «Житие протопопа Аввакума».

31. Вирши Симеона Полоцкого.

32. Русский театр ХVII века. «Комедии притчи о блудном сыне».

Темы рефератов

1. Роль византийской книжности в формировании древнерусской литературы.

2. Эстетическое своеобразие византийской культуры.

3. Философское содержание святоотеческой мысли.

4. Агиографическая традиция в древнерусской литературе.

5. Принципы художественного изображения в «Повести временных лет» и фресковой, мозаичной живописи XI – XIII веков.

6. Картина мира зрелого средневековья.

7. Слово Древней Руси в контексте главных концептов миросозерцания.

8. Символизм древнерусского художественного сознания в аспекте взаимодействия мифологического и христианского мировоззрения.

9. Аспекты взаимовлияния фольклора и древнерусской литературы.

10. Литературные стили феодальных княжеств.

11. Художественное своеобразие литературы Древней Руси XI – XIII веков.

12. Основные особенности литературы переходного периода XVI – XVII веков.

13. Еретические движения на Руси и феномен старообрядчества.

14. Святые в русской духовной культуре.

15. Проблема перевода «Слова о полку Игореве».

16. Традиции русской иконописи.

17. Значение «Слова» для истории развития русской литературы.

18. Литература эпохи «смуты».

19. Культура и литература постмонгольского периода XIV – XV веков.

20. Творчество Симеона Полоцкого и проблема русского барокко.

Тесты по «ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Вариант I.

1. Каковы хронологические границы древнерусской литературы?

2. Была ли древнерусская литература самостоятельной областью общественного сознания средневековья

А. да

Б. нет

3. Кто в литературе XVII века утвердил основные принципы силлабической поэзии?

4. Какая тема не свойственна древнерусской литературе?

А. тема любви к родине

Б. тема веры и святости

В. тема любви к женщине

Г. тема красоты природы

5. Какой стиль характерен для «Повести временных лет»?

6. Первый памятник древнерусской литературы?

А. «Изборник»

Б. «Остромирово Евангелие»

В. «Повесть временных лет»

7. Кто был первым митрополитом на Руси?

8. Какой жанр древнерусской литературы наиболее ярко выражает и учительный характер?

А. слово

Б. житие

В. хожение

9. Назовите первых русских святых.

10. Какая символика определяет художественный мир «Слова о полку Игореве»?

А. воды

Б. хлеба

В. солнца

11. С каким произведением европейского средневековья типологически близко «Слово о полку Игореве»?

12. В каком произведении древнерусской литературе упоминается образ Евпатия Коловрата?

А. «Повесть временных лет»

Б. «Повесть о гибели Рязани»

В. «Слово о погибели Русской земли»

13. Какая идея средневекового христианского сознания определяет тему хожения как жанра?

А. идея долга перед отечеством

Б. идея истины и смысла земной жизни человека

В. идея любви к ближнему

14. Кто был главным противником И. Волоцкого в делах церкви?

А. епископ Геннадий

Б. Нил Сорский

В. Даниил Митрополит

15. Кто был противником "грозной" власти царя?

А. Нил Сорский

Б. Максим Грек

В. Даниил Митрополит

16. Какая традиция наиболее актуальна для «Повести о Петре и Февронии»?

А. агиографический

Б. устнопоэтическая

В. историко-публицистическая

17. Какие качества древнерусского сознания наиболее ярко отражено в литературе XVII века

А. историзм

Б. этикетность

В. дидактизм

18. Когда Никон осуществил церковную реформу?

А. конец XVI века

Б. середина XVII века

В. начало XVII века

19. Что не определяло стиль «Жития протопопа Аввакума»?

А. книжная агиография

Б. смеховая традиция

В. эпическая традиция

20. В чем художественное своеобразие «Жития Юлиании Лазаревской» в сравнении с агиографической традицией?

А. подробное бытописательство

Б. открытый дидактизм

В. яркий символизм

Вариант II.

1. Кому принадлежит теория стилей древнерусской литературы?

2. Какой признак не свойственен древнерусской литературе?

А. анонимность

Б. философичность

В. социальность

Г. историзм

3. Как называется самое известное стихотворное произведение Симеона Полоцкого?

4. Кого Пушкин назвал "Колумбом древней России"?

А. Г.Р. Державина

Б. Н.М. Карамзина

В. В.Н. Татищева

5. В каком стиле написано «Житие Сергия Радонежского»?

6. Какое произведение не относится к литературе Киевской Руси?

А. «Повесть временных лет»

Б. «Поучение Владимира Мономаха»

В. «Повесть о Петре и Февронии»

7. Сколько сыновей было у Владимира "Красное солнышко"?

8. Кто является автором «Слова о законе и благодати»?

А. Никон

Б. Сильвестр

В. Иларион

Г. Феодосий

9. Каким постоянным эпитетом награждает автор летописи Святополка, который был виновником гибели Бориса и Глеба?

10. Каков центральный образ-символ «Слова о полку Игореве»?

А. образ героя

Б. образ русской земли

В. образ русского воина

11. Какому историческому событию посвящена «Задонщина»?

12. Кто в своем творчестве развивал стиль "плетения словес"?

А. Ермолай Еразм

Б. Епифаний Премудрый

В. Максим Грек

13. Как агиографический канон в древнерусской литературе толкует главное условие святости?

А. усердное моление

Б. любовь у ближнему

В. страдания за веру

14. В каком веке возникает теория "Москва – III Рим"?

А. 14

Б. 15

В. 16

15. Какая литература особенно активно развивалась в XVI веке?

А. публицистика

Б. агиография

В. историческая

16. Какое произведение относится к Эпохе Смуты?

А. «Повесть о Петре и Февронии»

Б. «Повесть о Скопине-Шуйском»

В. «Повесть о Фроле Скобееве»

17. Где проявляются антиклерикальные настроения сатирических повестей XVII века?

А. «Повесть о куре и лисице»

Б. «Повесть о Ерше Ершовиче»

В. «Азбука о голом и небогатом человеке»

18. К какому периоду относят второе южно-славянское влияние?

А. 15 в.

Б. 14 в.

В. 16 в.

19. К какой философской традиции тяготела "святоотеческая" мысль?

А. идеализм

Б. иррациональный мистицизм

В. рационализм

20. Какие признаки не свойственны русскому барокко?

А. нарочитая церемониальность

Б. нагромождение несовместимых стилевых компонентов

В. символизм

Г. орнаментальность сюжета и языка

Вариант III.

1. Когда было опубликовано «Слово о полку Игореве»?

2. Какой признак не свойственен средневековому миросозерцанию?

А. символизм

Б. историзм

В. этикетность

Г. дидактизм

Д. нормативность

3. Кто в «Повести временных лет» назван учителем славян, принесшим им "слово Божье"?

А. Владимир – Красное солнышко

Б. Апостол Павел

В. Андрей Первозванный

4. Какой жанр древнерусской литературы имел сводный характер?

А. повесть

Б. летопись

В. послание

5. Даты первого периода древнерусской литературы.

6. Какой жанр не относится к древнерусской литературе?

А. житие

Б. повесть

В. былина

Г. поучение

7. Что случилось с Владимиром накануне крещения?

8. Какой князь впервые сделал главой митрополии русского?

А. Ярослав Мудрый

Б. Владимир Мономах

В. Александр Невский

9. Какое природное явление предшествовало походу Игоря Новгород-Северского на половцев?

10. В каком произведении древнерусской литературы упоминается Кожемяка?

А. «Повесть временных лет»

Б. «Повесть о гибели Рязани»

В. «Слово о погибели Русской земли»

11. Какое историческое событие упоминается в житии “Александра Невского”?

12. Какое свойство древнерусского художественного сознания обнаруживает себя в стиле "плетения словес"?

А. историзм

Б. символизм

В. патриотизм

13. Кто был главным идеологом Московского Централизованного государства?

А. Иосиф Волоцкий

Б. Иван Пересветов

В. Даниил-Митрополит

14. Когда произошло окончательное объединение русских земель вокруг Москвы?

А. в середине 15 века

Б. в конце 15 века

В. в конце 14 века

15. К какому стилю относится «Степенная книга»?

А. монументальный историзм

Б. идеализирующий биографизм

В. эмоционально-экспрессивный

16. Какова главная тема «Повести о Горе-Злосчастии»?

А. тема судьбы молодого поколения

Б. тема человека и власти

В. тема чести и добродетели

17. В каком произведении встречается сатира на неправедный суд?

А. «Калязинская челобитная»

Б. «Повесть о Ерше Ершовиче»

В. «Повесть о Карпе Сутулове»

18. Ведущее свойство литературы 17 века

А. символизм

Б. жанровая и стилевая пестрота

В. этикетность

19. В каком жанре особенно ярко проявилось русское барокко 17 века?

А. бытовая повесть

Б. виршевая поэзия

В. сатирическая повесть

20. Какое произведение древнерусской литературы оказало наибольшее влияние на «Задонщину»?

А. «Слово о гибели Рязани»

Б. «Слово о погибели Русской земли»

В. «Слово о полку Игореве»

Установите соответствия между произведением и стилем  
1. «Слово о полку Игореве» А. беллетристический стиль
2. «Повесть временных лет» Б. идеализирующий биографизм
3. «Степенная книга» В. торжественное красноречие
4. «Повесть о Горе-злочастии» Г. монументальный историзм
Установите соответствие между примером из текста и тропом  
1. «тучи идут, стяги глаголют» гипербола
2. «мечи булатные», «сабли каленые» олицетворение
3. «Со зарания во пяток потопташе поганые полки половецкие» постоянный эпитет
4. «Ярослав Осмомысл подпер горы Угорские» аллитерация

Тематический план дисциплины для очного отделения

  № Древнерусская литература Раздел (модуль) дисциплины Всего часов (в трудоемкости) Аудиторные Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
Мировоззренческие основания и эстетическое своеобразие древнерусской литературы. - -
Система жанров и стилей изображения человека и мира. -
Основные принципы русского летописания. -
Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» в контексте литературы XII в. и воинских повестей XIII – XIV вв. -
Литература, архитектура, иконопись эпохи Епифания Премудрого и Андрея Рублева. (XIV – XV в.) -
Литература и публицистика XVI в. - -
Общая характеристика литературы XVII века и идейно-художественное своеобразие бытовых, сатирических повестей. -
Раскол и творчество протопопа Аввакума -
Творчество Симеона Полоцкого - -
  ИТОГО: -

Тематический план дисциплины для заочного отделения(3,5 и 4,5 года)

  № Древнерусская литература Раздел (модуль) дисциплины Всего часов (в трудоемкости) Аудиторные Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
Мировоззренческие основания и эстетическое своеобразие древнерусской литературы. - -
Система жанров и стилей изображения человека и мира. - -
Основные принципы русского летописания.   -
Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» в контексте литературы XII в. и воинских повестей XIII – XIV вв. - -
Литература, архитектура, иконопись эпохи Епифания Премудрого и Андрея Рублева. (XIV – XV в.) - -
Литература и публицистика XVI в. - -
Общая характеристика литературы XVII века и идейно-художественное своеобразие бытовых, сатирических повестей. - -
Раскол и творчество протопопа Аввакума - -
Творчество Симеона Полоцкого - - -
  ИТОГО: - -

Основное содержание

(по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)

Наши рекомендации