IV. Закрепление изученного. Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
– В каком году и где родился М. В. Ломоносов?
– Кем был его отец?
– Как прозвали односельчане судно Ломоносова?
– Чем интересовался Ломоносов в 10 лет?
– Во сколько лет Михаил стал учить грамоту?
– Кто был его первым учителем?
– Назовите первые учебники Ломоносова.
– Какое решение принял Ломоносов?
– Когда и каким образом он добрался до Москвы?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения Н. Некрасова «Школьник».
1-й ученик. – Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
– Эй! Садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися, что за дело,
Это многих славных путь.
2-й ученик. Вижу я в котомке книжку,
Так учиться ты идешь?
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
3-й ученик.Или, может, ты дворовый,
Из отпущенных? Ну что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
4-й ученик.Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву.
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
5-й ученик. Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Учитель. Сколько было лет Ломоносову, когда он отправился в Москву?
– Куда ему удалось поступить в Москве?
– Какой язык был международным языком науки в то время?
– Какие трудности возникли у Ломоносова?
– Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?
– Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?
– В каких областях раскрылся талант Ломоносова?
– Какие он сделал открытия?
– Что организовал Ломоносов?
– Что сказал великий ученый для развития образования в России?
– Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
Ответы учащихся:
В 1711 году неподалеку от города Холмогоры родился М. Ломоносов. Его отец был рыбаком. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка». В 10 лет его интересовало, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние и т. д. В 11–12 лет М. Ломоносов стал учить грамоту. его первый учитель – дьячок местной церкви. Первые учебники М. Ломоносова – «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого. В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву. Ему было тогда 19 лет. В Москве он поступил в славяно-греко-латинскую академию. В это время латинский язык был международным языком науки. М. Ломоносов столкнулся с трудностями: ему не хватало денег и над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. За отличную учебу его направили в Петербург, а потом в Германию. В России М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов. Организовал первую химическую лабораторию и фабрику цветного стекла. В 1755 году был открыт Московский университет имени М. В. Ломоносова. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук ученым присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 104 учебника.
Домашнее задание.
С. 101–104. Ответить на вопросы «Проверь себя».
У р о к 53
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории.
О б о р у д о в а н и е: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.
Ход урока