Глава 5. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника

Лицензирование

Государство, в первую очередь, заинтересовано в том, чтобы памятники истории и культуры как историческое наследие страны содержались в надлежащем состоянии и сохранились для потомков в максимально целостном состоянии.

Поэтому ст. 44 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как указано в стратегии сохранения культурного наследия Саратовской области, одобренной постановлением Правительства Саратовской области от 23.05.2008 г. N 213-П, ни один город, имеющий историческое значение, не может быть законсервирован, поэтому согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий - одна из важнейших задач.

При этом необходимо обеспечить действенную охрану памятников археологического наследия с помощью следующих мер:

- согласование всех видов земельных работ, в том числе при проведении строительства в центре исторических городов;

- непрерывный мониторинг памятников археологического наследия;

- проведение аварийно-спасательных работ по исследованию и консервации культурных слоев стоянок, поселений, городищ и других объектов археологического наследия, разрушаемых природными процессами;

- проведение работ по выявлению новых археологических памятников.

Качественный уход и надлежащая эксплуатация - наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.

Реставрация - мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности.

В качестве основополагающего документа, утвердившего международные принципы реставрации, традиционно называют Венецианскую хартию (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Она была принята на 2-м Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, проходившем в Венеции в 1964 г., а затем в 1965 г. утверждена ИКОМОС (Международным советом по охране памятников и исторических мест, который занимается проблемами реставрации и консервации культурно-исторических ценностей, подготовкой соответствующих специалистов и вопросами законодательства).

В Венецианской хартии придается большое значение монументальным произведениям, несущим духовные послания прошлого. В понятие "исторический памятник" включено:

- отдельное архитектурное произведение,

- городская или сельская среда, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события.

То есть историческим памятником (памятником архитектуры) могут быть и выдающиеся памятники, и более скромные сооружения, приобретающие с течением времени значительную культурную ценность.

Данные объекты культурного наследия остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и признает совместную ответственность за его сохранность перед лицом будущих поколений. Именно поэтому оно обязано передать эти памятники во всем богатстве их подлинности.

С целью сохранения памятников как произведений искусства и как свидетелей истории необходимо осуществлять их консервацию и реставрацию, при проведении которых должно происходить взаимодействие со всеми отраслями науки и техники, способствующими изучению и сохранению монументального наследия.

Принципы, которыми необходимо руководствоваться при консервации и реставрации памятников, должны быть определены совместными усилиями и сформулированы в международном плане с учетом того, что каждая страна сама будет следить за их использованием в рамках собственной культуры и традиций.

В Венецианской хартии отдается предпочтение консервации, а проведение реставрации допускается в исключительных случаях, когда другие способы сохранения бессильны.

Консервация предполагает сохранение памятника в рамках свойственного ему окружения и масштаба. Если традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы (ст. 6).

В соответствии же в соответствии со ст. 9 хартии, реставрация представляет собой исключительную меру. Ее цель - сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов.

Элементы, предназначенные для замены недостающих фрагментов, должны гармонично вписываться в целое и, вместе с тем, так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника.

Дополнения могут быть допустимы только в том случае, если они оставляют нетронутыми все примечательные части здания, его традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с окружающей средой.

Обращаясь к вышеназванному постановлению Правительства Саратовской области от 23.05.2008 г. N 213-П, необходимо согласиться со сделанными в нем выводами. Историзм современного мировоззрения устанавливает следующее требование к реставрации - максимальное сохранение подлинности.

По этой причине воссоздание утраченного объекта может быть оправдано в исключительных случаях - как средство градостроительной реставрации или восстановления цельности ансамбля. Принципиально не допускается возведение частей строений, не осуществленных в свое время, но входивших в авторский исторический замысел. Признается ценность позднейших исторических наслоений, не искореняются элементы стилей разных эпох, отрицается принцип приведения памятников к стилистическому единству (так называемые "стилистическая" или "романтическая" реставрация, реставрация на оптимальную дату - на период расцвета памятника). Кроме того, реставрируемый объект не должен обновляться до такой степени, чтобы восприниматься как "новодел". Необходимо предоставить всевозможную помощь для возрождения фирм, занимающихся производством традиционных материалов для реставрации.

В связи с этим интересно мнение руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) Кибовского А.В.

Он не считает, что "мы повсеместно должны становиться заложниками застывших форм". Цитата из интервью: "Вспомните страсти вокруг восстановления Манежа после пожара. Ведь достоинство этого здания было не в достаточно типичных стенах, а в уникальной конструкции крыши, позволившей создать огромный по тем временам зал без внутренних столбов. Инженерное решение было гениальным. Но дерево - недолговечный материал. Поэтому потолок зашили листами и засыпали стропила махоркой для борьбы с жучком. Когда спустя век в Манеже разместился гараж Совмина, то шоферы потихоньку махорку растащили. Дерево осталось беззащитным. В итоге уже в 1940 году пришлось заменить деревянные конструкции кровли металлическими, а также сделать промежуточные опоры. Когда в 1957 году объект решили сделать выставочным залом, то конструкции не перебирали, а укрепили скобами и швеллерами. Так дальше и продолжалось. В итоге уже в 1980 году специалисты оценивали состояние деревянных ферм как критическое.

Поэтому, когда крышу Манежа после пожара восстановили, лично я был против того, чтоб зашить все обратно потолочными листами "как было". Ведь почти два века никто этой красоты не видел. То есть мы хранили памятник, а для кого и для чего, если главной его достопримечательности никто реально не знал? А теперь каждому посетителю Манежа понятен гений инженеров начала XIX века, поразивших всю Европу своей конструкцией"*(7).

В рамках ФЗ "Об объектах культурного наследия" в отношении объектов культурного наследия также предусмотрен ряд действий, обеспечивающих их сохранение. Это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе:

- консервация объекта культурного наследия (работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы;

- ремонт памятника (работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны);

- реставрация памятника или ансамбля (работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия);

- приспособление объекта культурного наследия для современного использования (работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация элементов объекта культурного наследия, представляющих собой историко-культурную ценность);

- научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В Основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2012 г. запланированы такие темпы осуществления ремонтно-реставрационных работ: доля отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве объектов составляет в 2008 г. - 10%; в 2010 г. должна достичь уровня 15%; к 2012 г. - 25% (целевые показатели).

К выполнению ремонтно-реставрационных работ допускается не каждый.

Ранее специалисты по реставрации памятников архитектуры подлежали обязательной аттестации (согласно приказу Министерства культуры и туризма РФ от 16.07.1992 г. N 109 "О создании государственной комиссии по аттестации реставраторов Российской Федерации" и приказу Министерства культуры РФ от 14.04.1994 г. N 271 "О создании секции реставрации памятников архитектуры государственной комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ", которые были признаны утратившими силу только 12 ноября 2004 г. после принятия приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ N 86). То есть с ноября 2004 г. деятельность реставраторов уже не аттестуется.

На онлайн-конференции Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры от 17 апреля 2007 г. было указано, что "восстановление деятельности комиссии по аттестации реставраторов является необходимым. Имеется масса примеров, когда непрофессиональные реставраторы не то чтобы не помогают памятнику, а разрушают его. Таких примеров, к сожалению, немало. Поэтому аттестация реставраторов необходима"*(8).

Но ни с ноября 2004 г., ни с апреля 2007 г. соответствующие нормативные документы так и не были приняты.

Уже в интервью, данном руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) "Российской газете" Кибовским А.В., было сказано, что Росохранкультура все же планирует восстановить аттестацию реставраторов. По словам Кибовского А.В., "отрасль задыхается от отсутствия реставрационных норм и правил". Сейчас ведется по этому поводу диалог с Госстандартом как главным центром сертификации и стандартизации.

"Сегодня реставрация проходит на многих памятниках культуры, ежегодно специалисты отрабатывают 3 000 объектов. Но оказалось, что деньги - не главное, когда речь идет не о новом строительстве, а о реставрации. Проблема с людьми, чьими руками можно эти деньги освоить. По финансированию сейчас мы вышли на уровень 1980 г., который принято считать лучшим за все годы советской власти, но количество реставраторов за это время сократилось в 3 раза! К началу 90-х годов у нас было 34 государственные реставрационные структуры, которые занимались различными видами работ. Они были объединены в несколько мощных центров. Существовала государственная реставрационная сеть, под которую были подстроены обучающие центры и училища. Но в 90-е годы многие молодые специалисты ушли кто в евроремонт, кто в промышленное строительство*(9)".

В настоящее время деятельность по выполнению реставрационных работ подлежит регулированию Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), выпуск 57, разделы: "Реставрационные работы", который был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 21.03.2008 г. N 135.

Он разработан взамен ранее действовавшего ЕТКС, выпуска 61, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.04.1985 г. N 105/9-73. Его разработка вызвана изменением технологии производства, возрастанием роли научно-технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, качеству, конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также изменением содержания труда.

Разряды работ установлены по их сложности без учета условий труда (за исключением экстремальных случаев, влияющих на уровень сложности труда и повышающих требования к квалификации исполнителя).

Тарифно-квалификационная характеристика каждой профессии имеет два раздела:

- "характеристика работ" содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий;

- "должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.

Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не приводятся.

В связи с рассмотренной ранее проблемой аттестации реставраторов, необходимо обратить внимание на следующее положение ЕТКС. Рабочие, имеющие общестроительные профессии, могут выполнять работы по реставрации памятников истории и архитектуры только под руководством аттестованных реставраторов. Рабочие, проработавшие на реставрации памятников истории и архитектуры не менее трех лет под руководством опытных реставраторов, могут быть аттестованы в соответствии с настоящим ЕТКС, и получить квалификацию реставратора.

При этом данный документ был принят (21 марта 2008 г.) после того, как требование об аттестации уже было отменено (12 ноября 2004 г.), т.е. налицо противоречие данной нормы действующему законодательству.

В соответствии с п. 3 ст. 45 указанного Федерального закона к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее ФЗ "О лицензировании") содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В соответствии с указанным Федеральным законом лицензированию подлежит, в частности, (п. 41) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Согласно первоначальной редакции постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", содержащему перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, деятельность по реставрации указанных объектов до 15.10.2007 г. осуществляла Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура).

Затем Указом Президента РФ от 12.03.2007 г. N 320 "О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия" она была преобразована путем объединения с Федеральной службой по надзору в сфере связи в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура).

Поэтому в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" в качестве органа, лицензирующего деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) названа Россвязьохранкультура. Но после изменений, внесенных 27.01.2009 г. постановлением Правительства N 50 (п. 2), раздел "Россвязьохранкультура" перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45, был заменен текстом следующего содержания: "Росохранкультура. Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)".

Таким образом, было устранено противоречие, в результате которого полномочия по лицензированию принадлежали двум органам: Россвязьохранкультуре (согласно постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45) и Росохранкультуре (на основании постановления Правительства РФ от 29.05.2008 г. N 407).

В результате произведенных изменений указанные нормативные акты приведены в согласованное состояние: согласно п. 5.2.4 положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. N 407, а также постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45 лицензирование деятельности (в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований) по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) осуществляет именно Росохранкультура.

Несколько слов о том, что представляет собой лицензия. Это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 г. N 117 было утверждено положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Оно в настоящее время определяет порядок лицензирования деятельности (осуществления мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании) по реставрации указанных объектов (к которым отнесены и памятники архитектуры), осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Лицензия на осуществление деятельности по реставрации предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Важно обратить внимание на следующие лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по реставрации:

а) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица работников, обладающих профессиональными знаниями и навыками рабочих в области реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, установленным разделом "Реставрационные работы" выпуска 61 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.03.2008 г. N 135 установлено, что данный нормативный документ не применяется на территории РФ. С момента вступления в силу указанного приказа действует единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 57, раздел: "Реставрационные работы";

б) соответствие знаний и навыков соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя профессиональным знаниям и навыкам рабочих в области реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), удовлетворяющим соответствующим квалификационным требованиям, установленным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих;

в) соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) законодательства РФ об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ при осуществлении деятельности по реставрации;

г) проведение лицензиатом работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в порядке, установленном ст. 45 ФЗ "Об объектах культурного наследия";

д) проведение лицензиатом работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) под руководством специалистов-реставраторов, имеющих необходимые специализацию и квалификацию.

Осуществление деятельности по реставрации с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по реставрации являются:

а) невыполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных рассмотренными пунктами "в", "г" и "д";

б) нарушение, повлекшее повреждение, разрушение, уничтожение или нанесение невосполнимого ущерба объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), а также изменение облика и интерьера объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющихся предметом охраны этого объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).

Последствия грубого нарушения предусмотрены ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц - от 4 000 руб. до 5 000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Но на этом неблагоприятные последствия не заканчиваются.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О лицензировании" в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ, лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии.

Если же судом было вынесено решение об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, то лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу также приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата (в настоящем случае - на срок до 90 суток).

Действие лицензии возобновляется со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата. В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Действие лицензии прекращается:

- в случае ликвидации юридического лица;

- при реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

- когда физическим лицом прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

- по окончании срока действия лицензии;

- если лицензирующим органом было принято решение о досрочном прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица), представленного в лицензирующий орган в письменной форме о прекращении осуществления им лицензируемого вида деятельности;

- по решению суда об аннулировании лицензии.

В п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, а не нормами КоАП РФ.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:

1) заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются следующие сведения (согласно п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании"):

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

- лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять;

2) следующие документы (копии документов) согласно п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании":

- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

- копии документов (дипломов, аттестатов, свидетельств), содержащих сведения о квалификации работников, деятельность которых связана с реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

По заявлению соискателя лицензии (лицензиата) может применяться упрощенный порядок лицензирования (предусмотрен п. 6 ст. 9 ФЗ "О лицензировании").

Данный порядок лицензирования применяется при условии заключения соискателем лицензии (лицензиатом) договора страхования гражданской ответственности, либо при наличии у соискателя лицензии (лицензиата) сертификатов, соответствующих требованиям международных стандартов ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" и ISO 14001 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению". В данном случае к указанному заявлению прилагаются копия договора страхования гражданской ответственности или копии сертификатов.

В день приема документов лицензирующий орган проводит проверку правильности заполнения заявления о предоставлении лицензии и полноты прилагаемых к нему документов.

В случае если указанное заявление оформлено не в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О лицензировании", а в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют обязательные документы, являющиеся обязательными для предоставления, соискателю лицензии (лицензиату) в течение 3 рабочих дней вручается (направляется) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений и (или) предоставления отсутствующих документов.

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Она проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в представленных документах, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются лицензирующему органу Федеральной налоговой службой.

Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за ее предоставление или переоформление уплачивается государственная пошлина в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Ставки установлены подп. 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием:

- рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;

- предоставление лицензии - 1 000 рублей;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 рублей.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 7 дней с даты получения заявления.

Наши рекомендации