Историко-краеведческий кружок

Именно он является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда мероприятий. Он позволяет сочетать разнообразные формы внеклассной работы. Он базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя как в проведении уроков, так и во внеклассной работе. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний учителя.

Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:

1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа)

2. Практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Для текущей организационной и технической работы на собрании кружковцев избира-ются староста и секретарь. Они, по согласованию с руководителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий, ведут учет работы каждого члена кружка и всего кружка в целом. Для определения тематики кружка необязатель-но иметь уже готовый материал, самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску, сбору и изучению материала является ценным и привлекательным в его деятельности. Про-граммой кружка может предусматриваться углубленное изучение истории края в целом или отдельных исторических периодов, а также изучение конкретных тем и направлений. Когда изучается значительное историческое событие и показывается его преломление в конкретной местности, это имеет особо высокое воспитательное значение.

Второй важный аспект — кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года. План работы может быть составлен с учетом:

1. Самых сложных вопросов школьной программы.

2. Вопросов программы, не получивших обстоятельного раскрытия на уроке (уроках).

3. Проблем, вообще не раскрытых на уроках, но имеющихся в программе.

4. Проблем, не входящих в учебную программу.

В плане определены цели и задачи и указываются различные формы работы кружка: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров, конференций, выпуск стенгазет, создание краеведческого уголка (музея), поход или экспедиция и др. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На нем заслушивается краткий отчет, а также лучшие два-три доклада, характе-ризующие основное направление работы кружка.

Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность уча-щихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоя-тельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает определен-ными умениями и навыками исследовательской деятельности:

1. Составлять библиографию.

2. Составлять аннотацию.

3. Работать с каталогом, краеведческой научной литературе, документальными материа-лами.

4. Записывать воспоминания, собирать краеведческий материал.

Одна из важнейших задач кружка — сбор местных краеведческих материалов для по-следующего их использования в школе. Члены кружка занимаются сбором материала, поиском документов, фактов и сведений. В процессе сбора материалов по своему краю организуются встречи-беседы с участниками исторических событий. Сбор материалов — важная, но только первая часть работы краеведов. Все записи, сведения, документы собранные членами кружка изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и служат для создания докладов, работ, фотовыставок и т.д.

Наши рекомендации