Понятие о литературном процессе

План занятия:

1. Понятие литературного процесса. Три стадии развития мировой литературы.

Литература:

  • Бройтман С.Н. Стадиальность развития литературного процесса / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.
  • Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох//Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 3-38. Интернет-ресурс: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_CategoriesPoetics.htm
  1. Понятия стиля и творческого метода. Принципы дифференциации.
  1. Понятия литературного направления и течения.

Литература:

· Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. – М., 2009. (Лекция №22)

  • Элсанек А.Я. Литературное направление / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.
  • Есин А.Б. Стиль / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.
  • Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. (Глава Закономерности развития художественной литературы»).
  • Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. (Статьи «Стиль», «Литературное направление»)

4. Основные творческие методы и направления в европейской литературе (классицизм, реализм Просвещения, сентиментализм, романтизм, натурализм, реализм (критический реализм и социалистический реализм), модернизм).

Литература:

  • Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. (Глава Закономерности развития художественной литературы»).
  • Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Часть 2. Главы 16-17).

Тема 3.2.

ЭСТЕТИКА И ГЕНЕЗИС ЛИТЕРАТУРНЫХ

РОДОВ И ЖАНРОВ

План занятия:

1. Происхождение литературных родов. Концепция А.Н. Веселовского.

2. Критерии родового деления литературы.

Задание:

1) Прочитайте раздел «Родовая принадлежность произведения» и представьте основные концепции деления литературы на роды в виде таблицы А):

Таблица А

Автор концепции Принцип ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
Сократ        
Аристотель        
Гегель        
Белинский        
Бюлер        

Литература:

· Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведений / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

2) Прочитайте указанные в списке литературы источники. Выявите критерии, по которым проводится сопоставление родов литературы, и самостоятельно составьте таблицу В.

Таблица В

Критерий дифференциации ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
       
       
       

Литература:

· Литературные роды и жанры / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

· Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды / Хрестоматия по теории литературы. М.: Просвещение, 1982. С.256-269. Или в др. изданиях.

· Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Часть 2. Глава 12)

3. Жанр как поэтологическая категория. Жанр как тип построения и завершения целого (М.Бахтин).

Задание:

Выпишите из указанных источников определение и базовые признаки понятия «жанр»; сопоставьте и сделайте обобщающие выводы.

Литература:

· Чернец Л.В. Жанры / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

· П.Н.Медведев (М.Бахтин). Формальный метод в литературоведении / Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. – М.: Лабиринт, 2000. (Часть 3 «Формальный метод в поэтике», глава «Элементы художественной конструкции», параграфы «Проблема жанра», «Двоякая ориентация жанра», «Тематическое единство произведения», «Жанр и действительность», «Критика формалистической теория жанров»).

· Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.

· Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Часть 2. Глава 12).

  • Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999. Интернет-ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/index.php

4. Исторический характер жанра и проблема жанрового канона.

5. Жанры эпические (сказка, предание, легенда, эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, басня); лирические (песня, гимн, дифирамб, эпиталама, эпиграмма, эпитафия, эклога, ода, кансона, элегия, сатира, послание); драматические (трагедия, комедия, драма, мистерия).

Литература:

· Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Часть 2. Глава 12).

· Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.

  • Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999. Интернет-ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/index.php

Тема 3.3.

АНАЛИЗ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. АРХИТЕКТОНИКА «ПОВЕСТЕЙ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА» А.С.ПУШКИНА

План занятия:

1. Родовые черты эпических произведений.

2. Аспекты композиции: композиция текста и композиция мира художественного произведения.

Литература:

· Композиция/Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

· Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Часть 1. Глава 13. «Композиция литературно-художественного произведения»).

  • Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999. Интернет-ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/index.php

3. Композиция текста. Компоненты рамочного текста и их функция.

Литература:

  • Рама / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

Задание:

Проанализируйте композицию текста «Повестей Белкина». Выделите заголовочно-финальный комплекс и основной текст. Проанализируйте семантику заглавий, функцию эпиграфов и примечаний издателя. Можно ли проследить системную связь заглавий? Эпиграфов?

Дополнительная литература:

  • Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина».// Берковский Н.Я. О русской литературе: сборник статей. – Л., 1985.
  • Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика»./Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С.35-68.
  • Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. – Л., 1989.
  • Макогоненко Г.П. Проза Пушкина в 1830-е годы. – Л., 1974.
  • Шмид Вольф. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». – СПб, 1996.
  • Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина». – М., 1989.

Тема 3.4.

АНАЛИЗ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. НАРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА И СИСТЕМА НАРРАТОРОВ В «ПОВЕСТЯХ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА» А.С.ПУШКИНА

План занятия:

1. Родовые черты эпических произведений.

2. Аспекты композиции мира художественного произведения (система персонажей, композиция сюжета, организация пространства и времени и др.).

3. Понятия «фабула», «сюжет», «нарратив», «событие рассказывания», «нарратор», «наррататор».

4. Событие рассказывания в нарративном тексте. «Виды нарратора: имплицитный и эксплицитный; безличный нарратор, повествователь, рассказчик. Виды наррататора: имплицитный и эксплицитный.

Литература:

· Композиция / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

· Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2003.
  • Шмид B. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. Интернет-ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/index.php
  • Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999. Интернет-ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/index.php

5. «Точка зрения» как аспект композиции.

Литература:

· Тамарченко Н.Д. Точка зрения / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

· Успенский Б. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. Интернет-ресурс: http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm

6. Цикл как сверхжанровое единство. Целостность цикла и целостность произведения. Строение цикла.

Литература:

· Дарвин М. Н. Цикл/ Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

Задание 1.

1) Проанализируйте композицию сюжета каждой повести цикла «Повести Белкина». Особое внимание обратите на функцию приемов сюжетной инверсии и умолчания.

2) Постройте схемы фабулы и сюжета каждой повести.

3) Постройте схему развития (последовательности этапов) сюжетообразующего конфликта каждой повести.

Задание 2.

1) Проанализируйте систему субъектов рассказывания в тексте каждой повести. Определите типы нарраторов и наррататоров. Предложите свое объяснение использования приема смены нарратора в пушкинских повестях.

2) Соотнесите нарратора и сюжетный эпизод, им рассказанный. Предложите свои выводы о необходимости такой сложной системы для выражения авторской интенции.

3) Проанализируйте композицию повестей «Выстрел» и «Станционный смотритель» как смену «точек зрения». С какой целью Пушкин мог использовать этот прием?

4) Проанализируйте речевую структуру повести «Метель»; можно ли говорить о смене «точек зрения» как композиционном приеме в этой повести?

5) Постройте вероятностную цепочку «авторов» рассказанных историй (учтите при этом пушкинские «примечания издателя»). Как соотносится характер истории с тем, кто ее рассказывает Белкину, и с тоном повествования.

6) Сделайте обобщающие выводы о соотношении таких аспектов композиции как композиция сюжета, композиция субъектов рассказывания, композиция точек зрения.

7) Сделайте выводы о связи всех планов и аспектов композиции (текста и предметного мира художественного произведения), о связи плана выражения и плана содержания каждой повести и о цели такой сложной структуры.

Дополнительная литература:

  • Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина».// Берковский Н.Я. О русской литературе: сборник статей. – Л., 1985.
  • Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика»./Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С.35-68.
  • Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. – Л., 1989.
  • Макогоненко Г.П. Проза Пушкина в 1830-е годы. – Л., 1974.
  • Шмид Вольф. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». – СПб, 1996.
  • Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина». – М., 1989.

Тема 3.5.

Наши рекомендации