Элементы живописи, влияющие на сохранность картины
Основа картины
Основа или поверхность различных материалов, которые использованы для создания живописного произведения. В древности в качестве основы для живописи служили дерево, камень, мрамор, металл, пергамент, холст и т. п. В средние века предпочтение отдавалось дереву. Более широкое распространение получает холст с эпохи Возрождения. С XVII века холст вытесняет все другие материалы, в том числе и дерево, и становится самым популярным материалом в качестве основы для станковой масляной живописи.
В настоящее время, кроме холста, применяется фанера, оргалит и картон, используемый, главным образом, для небольших этюдов и эскизов. Деревянные доски теперь употребляются редко, а камень, стекло, металл почти не имеют применения в качестве основы для живописи.
Холст, как материал, служащий основой для живописи, имеет большие преимущества перед другими материалами, но он имеет и ряд недостатков. Написанные на холсте картины легки, их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, их не трудно переносить и перево зить из одного места в другое, что представляет большие удобства, особенно при организации передвижных выставок. Недостатком холста является его слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его можно продавить, проколоть, порезать, разорвать.
Кроме того, холст сильно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, так как коэффициент расширения и сжатия его очень велик, поэтому живописные произведения, имеющие большую художественную ценность, экспонируются и хранятся в помещениях, в которых строго соблюдаются определенные стабильные температура и влажность воздуха.
Самой прочной тканью является льняной холст, затем пеньковый. Хлопчатобумажные ткани уступают им по прочности.
Картон лучших сортов по сопротивляемости разрушительному действию времени превосходит холст. Он не подвержен загниванию и не склонен к растрескиванию и разрывам. Но картон обладает весьма существенным недостатком — он легко коробится, довольно ломок, подвержен повреждению грибками плесени, под влиянием солнечного света выцветает или желтеет.
Бумага, предназначенная для грунтовки, как и картон, способна лучше, чем холст, противодействовать отрицательному действию времени и почти не реагировать — не расширяться и не сжиматься — на изменения температуры и влажности воздуха.
Масляная живопись, выполненная на бумаге, не подвергается расшатыванию и растрескиванию. Но бумага, какая бы плотная она ни была, является сама по себе материалом очень непрочным с точки зрения воздействия механических повреждений. Она очень легко разрывается, мнется, прокалывается и т. д. Кроме того, при пониженной влажности воздуха бумага пересыхает, при повышенной влажности она деформи руется и повреждается микроорганизмами.
Для масляной живописи чаще всего применяется бумага плотная, типа ватманской, которая наклеивается на картон, проклеивается водным раствором клея и покрывается тонким слоем масляной краски.
Дерево как основа для живописи употребляется в виде цельных или склеенных из отдельных кусков досок или в виде фанеры. На изготовление досок идет дерево разных пород: береза, липа, ольха, клен, дуб и другие. Доски выбирают без сучков и смолистых включений и тщательно их подготавливают — хорошо выстругивают и отшлифовывают. Затем их несколько часов вымачивают в горячей воде для удаления растворимых в воде веществ и свертывания белковых веществ, являющихся одной из главных причин порчи дерева. После этого доски осторожно высушивают при температуре не выше 50°, во избежание возможности растрескивания, и долгое время выдерживают в сухом месте. Для уничтожения микроорганизмов, находящихся в дереве, доски протирают антисептиком, например, раствором сулемы.
К недостаткам дерева относят: тяжесть, способность коробиться и растрескиваться, возможность быть источенными личинками жуков-точильщиков. Кроме того, фанера, склеенная гигроскопическими клеями, подвержена растрескиванию, которое в свою очередь вызывает растрескивание грунта и красочного слоя с последующими осыпями.