Талицкая сказка
Когда Семка жил у писателя в городе, он рассматривал сырые иконы, книги про старину — этого добра у писателя было навалом.
Этим же летом, как побывал Семка в городе, он стал присматриваться к церкви в деревне Талице, что в трех верстах ог Чебровки. В Талице вместо двадцати домов осталось восемь, и церковь была давно закрыта. Небольшая, каменная, она открывалась взору внезапно, сразу за косогором, который огибала дорога в Талицу. По каким-то соображениям строители не поставили церковь, как принято, на возвышении, а внизу, под откосом. Семка еще с детства помнил, что если идешь в Талицу и задумаешься о чем-нибудь, то на повороте вздрогнешь — внезапно увидишь церковь, белую и легкую среди тяжелой зелени деревьев.
В Чебровке тоже была церковь, но более позднего периода Большая, с высокой колокольней, она возвышалась над деревней Она тоже была закрыта и дала в стене трещину. Казалось бы, две церкви: одна на возвышенности, а другая спрятана под косогором — какая должна выиграть при сравнении? Выигрывала маленькая. Она брала всем: и тем, что легкая, и тем, что открывалась глазам внезапно. Чебровскую церковь было видно за пять километров — на то и рассчитывали строители. Талицкая же как будто была спрятана от праздного взора, она открывалась лишь тому, кто шел к ней.
Как-то пошел Семка снова к талицкой церкви, сет на косогор и стал смотреть на нее. Тишина и покой кругом. И стоит в зелени белая красавица — столько лет стоит! Много она видела восходов и закатов, полоскали ее дожди, заносили снега... а она все стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле те, кто ее построил, давно рассыпалась в прах та голова, что ее задумала. О чем думал неведомый мастер, когда воздвигал эту церковь? Бога ли славил или себя хотел показать? Но кто хочет показать себя, тот повыше забирается, поближе большим дорогам или вовсе на людную площадь — там заметят. Этого мастера заботило что-то другое. Красота? Как песню спел человек, и спел хорошо. Он сам не знал, зачем это надо было. Так требовала душа.
Что тут сказать? Красиво, волнует, радует. Но он и сам радовался, волновался и понимал, что красиво. Что же? Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй...
Чем привлекла талщкая церковь героя рассказа В. М, Шукшина «Мастер»?
Талицкая церковь привлекла Семку своей красотой, легкостью и необычным месторасположением. Эта церковь «открывалась глазам внезапно» — это завораживало героя, вносило в его душу что-то волшебное. Семку поражало, ч го творение пережило своих мастеров, что тех, кто задумал и построил эту церковь, давно уже нет, а их детище, в которое они вложили всю душу и любовь к родной природе, стоит и радует глаз человека. Причем не каждого человека, а лишь того, кто «шел к ней».
№51
II