Творческая история, проблематика «Горя от ума» Грибоедова. Проблема ума в комедии
Литературная программа декабристов. Обзор творчества поэтов-декабристов. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Рылеева.
Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло гражданское, или социальное, течение. Его ядро составили литераторы-декабристы. Поэтому гражданский, или социальный, романтизм еще называют декабристским романтизмом. Однако декабристский романтизм – только часть гражданского, или социального, течения русского романтизма. Однако формирование гражданского, или социального, течения связано прежде всего с литературной и общественной деятельностью декабристов, оно наиболее ярко, полно и последовательно воплотилось в их творчестве. К числу крупнейших писателей-декабристов относятся П.А. Катенин, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, братья Н.А. и А.А. Бестужевы, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, А.О. Корнилович. Образование гражданского, или социального, течения русского романтизма непосредственно связано с созданием Союза Спасения (1816–1817), Союза Благоденствия (1818–1821), Северного и Южного тайных обществ (1823–1825)[50]. В документах этих обществ содержались политические установки, касающиеся, в частности, изящной словесности. В целом декабристы отводили литературе служебную роль и рассматрива125
ли ее как средство агитации и пропаганды своих взглядов. интерес к различным темам, жанрам и стилям не мешает выделить общие тенденции декабристского романтизма, т. е. до 1825 г. Задачи декабристской литературы состояли в том, чтобы воспитывать гражданские чувства и взгляды читателей. В этом сказывается ее связь с традициями XVIII в., с эпохой Просвещения. С позиции декабристов, чувства человека воспитываются не в узком дружеском, семейном кругу (как, например, у В. Жуковского, К. Батюшкова), а на общественном поприще, на гражданских, исторических примерах. Это заставило декабристов вслед за литераторами первых годов XIX в обратиться к национальной истории. Историческое прошлое разных народов (России, Украины) наиболее часто становится объектом изображения в творчестве декабристов. Жанры:. лирические (от элегии, дружеского послания до оды), лироэпические (от баллады, думы до лирической поэмы), эпические (от басни, притчи до повести), драматические (от комедии до исторической драмы). Среди декабристов выделялись ранние (Катенин , Глинка близки к «Беседе любителей русск.слова «архаисты») и поздние (Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев «школа гармон.точности» «Новаторы»). Рылеев и Бестужев вместе издают альманах «Полярная звезда», Кюхельбекер с Одоевским альманах «Мнемозина». Катенин дебютировал в 1810г – вариации на темы античной лит-ры, после 1812г. Появляются стих-е, где лир.герой абстактен, наделён автобиогр.чертами «Певец Услад» (1817). Особое место в его творчестве занимают баллады «Наташа» (1814), «Певец» (1815), «Ольга» (1816) КАтенин известен как мастер стиха. Ф.Г. Глинка – творчество началось ещё до 1812г. Его первые стих-я связаны с войной 1812г. Его поэзия выражает мировоззрение раннего этапа декабрист.движения, для к-рого характерны просветительство, формирование обществ.мнения. Особое место придавал дидактич.поэзии.Другая традиция восходит к одической поэзии Ломоносова. Слог насыщен славянизмами. А.И. Одоевский – творчество после 1825г. (стих0я «Зосима», «Старица-пророчица», «Кутья») – неразвитость внешнго действия. Наиболее популярными жанрами декабрист.прозы были повести, очерки и путешествия Драматург.жанры были менее популярны (Катенин «Рассказ Цинны», «Андромаха»), Кюхельбекер «Аргивяне». Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго – с первых ученических опытов 1817–1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826), написанного в Петропавловской крепости.Широкая известность пришла к Рылееву после публикации оды-сатиры «К временщику» (1820), которая была написана во вполне традиционном духе, но отличалась смелым содержанием. Первоначально в поэзии Рылеева параллельно сосуществуют стихотворения разных жанров и стилей – оды и элегии. Над Рылеевым тяготеют «правила» тогдашних пиитик. Гражданская и личная темы еще не смешиваются, хотя ода, например, приобретает новый строй. Ее темой становится не прославление монарха, не воинская доблесть, как это было в лирике XVIII в., а обычная гражданская служба.Особенность лирики Рылеева заключается в том, что он не только наследует традиции гражданской поэзии прошлого столетия, но и усваивает достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова, в частности поэтический стиль Жуковского, используя те же устойчивые стиховые формулы. Герой элегий, посланий (жанров, которые традиционно посвящались описанию интимных переживаний) обогащается чертами общественного человека («В.Н. Столыпиной», «На смерть Бейрона[53]»). Гражданские же страсти получают достоинство живых личных эмоций. Так рушатся жанровые перегородки, и жанровое мышление терпит значительный урон. Эта тенденция характерна для всей гражданской ветви русского романтизма.Типично, например, стихотворение Рылеева «Я ль буду в роковое время…». С одной стороны, в нем очевидны черты оды и сатиры – высокая лексика («роковое время», «гражданина сан»), знаковые отсылки к именам героев древности и современности (Брут, Риэго), презрительно-обличительные выражения («изнеженное племя»), ораторская, декламационная интонация, рассчитанная на устное произношение, на публичную речь, обращенную к аудитории; с другой – проникнутое грустью элегическое размышление по поводу того, что молодое поколение не вступает на гражданское поприще.
8.Думы Рылеева. Поэма «Войнаровский». Специфика декабристского историзма, художественное своеобразие жанра. С 1821 г. в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лироэпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишенных, однако, фантастики. Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание в нравственный урок, который следует из этого жизнеописания. В думе соединены два начала – эпическое и лирическое, агиографическое и агитационное. Из них главное – лирическое, агитационное, а жизнеописание (агиография) играет подчиненную роль. Почти все думы, как отметил Пушкин, строятся по одному плану: сначала дается пейзаж, местный или исторический, который подготавливает появление героя; затем с помощью портрета выводится герой и тут же произносит речь; из нее становится известной предыстория героя и нынешнее его душевное состояние; далее следует обобщение. Поэма Рылеева «Войнаровский» (1825) была написана в духе романтич. поэм Пушкина[59]. В основе романтич. поэмы лежат параллелизм картин природы, бурной или умиротворенной, и переживаний изгнанника-героя, исключительность которого подчеркнута его одиночеством. Поэма развивалась через цепь эпизодов и монолог. речи героя. Роль женских персонажей по сравнению с героем всегда ослаблена. , любовный сюжет, отодвинут на 2ой план и заметно приглушен. Любовная коллизия в поэме отсутствует: между героем и его возлюбленной нет никаких конфликтов. Жена Войнаровского добровольно едет за мужем в ссылку. своеобразие рылеевской поэмы состоит в необычной мотивировке изгнания. В романтической поэме мотивировка отчуждения героя, как правило, остается двойственной, не совсем ясной или таинственной. В Сибири Войнаровский оказался не по собственной воле, не вследствие разочарования и не в роли искателя приключений. Он – политический ссыльный, и его пребывание в Сибири носит вынужденный характер, определяемый обстоятельствами его трагической жизни. В точном указании причин изгнания – новаторство Рылеева. Это одновременно конкретизировало и сужало мотивировку романтического отчуждения. Личность Войнаровского в поэме значительно идеализирована и эмоционально приподнята. С исторической точки зрения Войнаровский – изменник. Он, как и Мазепа, хотел отделить Украину от России, переметнулся к врагам Петра I и получал чины и награды то от польских магнатов, то от шведского короля Карла XII. Образ Войнаровского у Рылеева раздвоился: с одной стороны, Войнаровский изображен лично честным и не посвященным в замыслы Мазепы. Он не может нести ответственность за тайные намерения изменника, поскольку они ему не известны. С другой стороны, Рылеев связывает Войнаровского с исторически несправедливым общественным движением, и герой в ссылке задумывается над реальным содержанием своей деятельности, пытаясь понять, был ли он игрушкой в руках Мазепы или сподвижником гетмана. Это позволяет поэту сохранить высокий образ героя и одновременно показать Войнаровского на духовном распутье. Рылеев поставил в центр национальной истории личность патриота свободолюбца. История, с его точки зрения, – борьба вольнолюбцев с тиранами. Конфликт между приверженцами свободы и деспотами (тиранами) – двигатель истории. Силы, которые участвуют в конфликте, никогда не исчезают и не изменяются. Историческое прошлое разных народов (России, Украины) наиболее часто становится объектом изображения в творчестве декабристов. Декабрист.поэма отличалась остротой конфликта – психолог.и гражданского. Поэма обнаружила в процессе эволюции тяготение к эпичности, к жанру повести в стихах, свидетельством чему было укрепление повествоватльного стиля «Войноровского»
9. Басни И.А. Крылова. Филосоофско-этическая проблематика. Жанровое новаторство. Стиль и язык басен.Басня – жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме и просветительстве. В басне два начала – художественное (рассказ) и логическое (мораль). Без них басня как жанр не существует: уничтожение одного или другого ведет к гибели жанра. Но соотношение между художественным и логическим, между рассказом и моральным выводом может быть различным. В истории басни баснописцы и исследователи басни выдвигали на первый план то рассказ, то мораль. Басни Крылова невозможно разделить по темам на философские, социальные, нравственные, бытовые. Они выразили мудрость народа, а мудрость сопротивляется подобным операциям – в ней неразрывно спаяны разные аспекты. Философско-соц и нравственная проблематика свойственна Крылову уже с 1ых басен («Лягушки, просящие царя»). Особняком стоят только басни об Отечественной войне 1812 г., объединенные событием, а не темами и проблемами. В жанре басен Крылов совершил переворот – он придал басням нравственное, соц-е значение, новаторство в их народности, реализме. В жанре басни глубокое философское, этическое содержание под стать комедии или роману. Басня Крылова не столко указывает на порок, сколько показывает его 1. Крылов изменил ориентацию читателя на однозначную оценку («Осёл и Соловей»), 2. Персонажи в басне – это уже характеры. Они высокого мнения о себе, но часто бывают сами посрамлены, они живут в реальном мире, где царят угнетение, взятки, самому бы не оказаться «вороной». Часто басенный персонажи либо съедают других, лиюо др.звери съедают их. («Волк и ягнёнок»). 3. Становится подвижным место морали ( в начале, в конце), мораль может согласоваться с рассказом, а может и противоречить ему. 4. Главный образ – «лукавый рассказчик», к-рый обладает особым языком (разговорный). философско-социальная и нравственная проблематика свойственна Крылову-баснописцу с первых басен. Она открылась басней «Лягушки, просящие Царя» (точная дата написания неизвестна, басня помещена первой во второй книге «Басен» (1809)[62] Но взгляд философский недостаточен без здравого смысла, народного отношения к жизни. Крылов дал голос народ, к-рый мыслил и говорил на своём, нестилизованном, языке. В басни введён т.н. «мужицкий « взгляд на вещи. О Рассказчик же всегда «себе на уме». Он отлично знает достоинства и слабости своих персонажей, их ухищрения и уловки, которые от него не могут укрыться и не могут его обмануть. Персонажи всегда обманывают только себя. При этом рассказчик может шутить и с читателем, опять-таки притворно делая вид, будто намерен рассказать что-то ему известное и знакомое, но неожиданно приводя к совершенно иному, более глубокому и точному знанию. Эти приемы у Крылова чрезвычайно разнообразны. У него нет строгой обязательности: мораль может вполне согласоваться с рассказом, а может не совпадать или противоречить ему. Часто рассказчик доверчиво повторяет мнение «молвы», но сквозь подчеркнутое простодушие, что само по себе уже подозрительно, непременно проступает откровенное лукавство.
Творческая история, проблематика «Горя от ума» Грибоедова. Проблема ума в комедии
Точно неизвестно, когда возникает у Грибоедова замысел «Горе от ума». Есть свидетельства, что первые проблески будущего творения появляются в 1816 г. и даже, что маловероятно, в 1812 г., но большинство биографов и исследователей творчества драматурга склоняются к двум датам – 1818 г. и 1820 г. Точно можно лишь утверждать, что в эти годы общий план «Горе от ума» уже складывается в голове писателя В 1822 г. Грибоедов прибывает из Персии в Тифлис. Здесь он приступает к сочинению комедии и создает первые два акта. С ними в 1823 г. он уезжает в долгосрочный отпуск в Москву. Поселившись в тульском имении своих ближайших друзей Бегичевых, Грибоедов переписывает начало комедии и сочиняет третий и четвертый акты. К осени 1824г. Пьеса была закончена. Но полностью в России она напечатана в 1826г. Замысел комедии с самого начала включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось водевильного шаловливого оттенка, и его смысл стал более серьезным, более драматичным. Но в окончательном заглавии комедии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. В раннем названии – «Горе уму» подразумевалось, что основным «героем» был просветительский разум, и оно несло гораздо больше философского смысла, намекая на крушение просветительского разума. Чацкий в комедии – носитель отвлеченного ума, его сценический инструмент. Выражение «горе от ума» более связано, по замыслу Грибоедова, с индивидуальным лицом, с Чацким.В новом заглавии Грибоедов подчеркнул, что Чацкий – главный герой, а ум – одно из его свойств, качеств, определяющее содержание личности и характера. В дальнейшей истории смысл названия «Горе от ума» относили уже не только к Чацкому, но и к автору, самому Грибоедову. Название стало символическим, потому в нем выразилось положение просвещенного и либерального дворянского интеллигента в 1-й четверти XIX в. Многие русские люди того времени могли сказать о себе, что они испытали горе от ума, и не раз сетовали на это обстоятельство. В названии комедии слышались и критика просветительского разума, и праведная досада человека романтической эпохи, не понимаемого обществом. В новом названии комедии есть легкость, но нет шаловливости. Оно удерживает серьезность и драматизм. И главное – в нем заострена парадоксальность: естественно, если причиной горя выступает глупость, но совершенно противоестественно, если причиной этому становится ум.В окончательном заглавии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. Это значит, что Грибоедов избегал излишней нравоучительности и не питал надежды на возможность исправления пороков комедийным действием и словом. Но драматург изменяет отношение и к легкой, светской, развлекательной комедии. Он устраняет из нее легковесность содержания и сохраняет непринужденный, изящный, эпиграмматический и афористический стиль, живость диалогов и остроту реплик. Таким образом, Грибоедов воспользовался и комедией нравов, и легкой, светской, развлекательной комедией. Однако ни та, ни другая не могли ему помочь в освещении общественно значимого замысла. Комедия «Горе от ума», содержанием которой стали большие общественные проблемы, написана в традициях жанра «высокой» комедии. Но общественные проблемы составили лишь одну линию конфликта. Другая связана с любовной интригой, и потому жанр «высокой» комедии нуждался в «прививке» комедии нравов и «легкой» комедии.
11.Новаторство в «Горе от ума». Споры о сути конфликта в отечественном лит.веде и критике. Особенности языка и стиля.Главным новаторством Грибоедова проявлялось во многом: 1) в языке комедии и стиле. Написаны вольным стихом (разностопный ямб, позволял приблизить к естественному разговорному языку), язык афористичен. 2) конфликт – столкновение передовой личности с костной общественной средой, не склонной к изменениям и новациям, главная особенность конфликта - злободневность. 3) Грибоедов впервые внёс в пьесу живые характеры, появляется новый «высокий» герой Чацкий, к-рый выражает мысли автора. Новым было наличие пародийного двойника - Репитилова. Это позволило автору говорить о неоднозначном отношении его к Чацкому. Критика, уже знакомая с комедией в целом, теперь воспользовалась опубликованными отрывками и открыто выступила с ее оценкой.Видный критик и журналист Н.А. Полевой писал о комедии восторженно, а драматурги-водевилисты и литераторы М.А. Дмитриев и А.И. Писарев встретили ее злыми эпиграммами и нападками. Затем за «Горе от ума» вступились писатель и критик О.М. Сомов, А.А. Бестужев и В.Ф. Одоевский. Пушкин, по его собственному признанию, «наслаждался», читая «Горе от ума», и особенно отметил меткость грибоедовского языка, сказав, что половина стихов комедии должна стать пословицами. В то же время после размышления над комедией он высказал несколько прозорливых замечаний о нарушении правдоподобия характеров и о немотивированности комедийной интриги.
12. Значение Пушкина в русской культуре. Периодизация творчества поэта, общая характеристика основных этапов. Пушкин завершил все предыдущее литературное развитие русской литературы и открыл новый этап ее исторического движения. Современники в лице Гоголя и Достоевского и др. признавали в Пуш центр Рус культ. Пуш был не только универсальным поэтом и писателем, но и историком (история Пугачева, Петра I и др.). Твор-во делится на периоды: 1)лицейский(1813-17) – главное для него лирика, основные темы: внутренняя красота чела и гуманность, любовь и дружба, свобода и смерть: лирич герой находится в постоянном развитии. («Другу стихотворцу1814», «Воспоминание в царском селе1814»), с 16 года в его лирику входит ЭЛЕГИЯ («Унылая элегия желаний»). 2)Петербургский(1817-май20) – гражданская свободолюбивая лирика, тема: свобода с полит окраской (ода «Вольность1817» с тремя глав образами – народ, закон и царь, главная цель оды свобода, немыслимая без закона, Стих «К Чаадаеву», «Деревня1819» из двух частей: описании природы деревни и реальной жизни деревни, поэма «Руслан и Людмила1820»). 3)Южная ссылка(«романтический») (1820-1824) – становится романтиком (элегия «Погасло дневное светило1820», антологическая тема: «Нереида», баллады: «Песнь о Вещем Олеге»), следущ задача выразить дух-ый современника. 1823г – Пуш переживает кризис, обусловленный общественно историческими факторами («Демон», «Свободы сеятель пустынный1823», «Море», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы(Она последняя его поэма на Юге)» - тут конфликт мира и чела). 4)Михайловская ссылка(1824-1826) – главным становиться реализм(«Разговор с книгопродАвцем», «Подражание Карану их 9 стихотворений», «Песнь о Степане Разинеих 3», «Я помню чудное мгновения», «Пророк», ист трагедия «Борис Годунов» и первые главы «Евгения Онегина») – Все они о жизни, ист России, народе итд. 5)Болдинская осень(1825-1835) - После ссылки, или середина жизни (1826–1830) Лирика 1826—1830-х гг. «Стансы» («В надежде славы и добра…») (1826) и «Друзьям» (1828), «Во глубине сибирских руд…» (1827). «19 октября 1827», «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «Зимнее утро», «Что в имени тебе моем?», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829); 1830-е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов - «К вельможе» (1830), «Мадонна» (1830), «Бесы» (1830), «Пир Петра Первого» (1835), «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
Лицейская лирика Пушкина. Ведущие жанры, тематика. Традиционное и новаторское. Лицейский(1813-17) – главное для него лирика, основные темы: внутренняя красота чела и гуманность, любовь и дружба, свобода и смерть: лирич герой находится в постоянном развитии. Лирика имеет эпикурейский ха-ер – развлечение, блаженство итд («Городок1814», «Послание к людям»), («Другу стихотворцу1814»: написано в жанре диалога между поэтом и молодым челом, главная задача – воспитание ума, «Воспоминание в царском селе1814»: героика рус истории, тема милосердия), с 16 года в его лирику входит ЭЛЕГИЯ («Унылая элегия желаний»: философ любовная тематика). Значения этого периода: Пуш обретает свое лицо, осваивает примеры мировой литературы. Особенность Пушкина тут заключалась в том, что он мог писать в манере любого автора. В лицейской лирике в центре стихов находится не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра. Выбор жанра определяет и выбор лирических масок героя, которые постоянно меняются. В стихотворении «Послание к Юдину» появляется образ юноши-отшельника («Живу с природной простотой, С философической забавой И музой резвой и младой»). В послании «К Батюшкову» возникает иная маска: «Философ резвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец, Харит изнеженных любимец, Наперсник милых Аонид». В «Моем завещании» Пушкин примерил маску эпикурейца, поэта лени и сладострастной неги. Ведущеми жанроми этого периода является ЭЛЕГИЯ, ПОСЛАНИЕ.
14. Лирика Пуш 1817-1820гг. Проблематика и поэтика. Поэма «Руслан и людмила», ее жанрово-стилевое своеобразие.Петербургский(1817-май20) – гражданская свободолюбивая лирика, тема: свобода с полит окраской (ода «Вольность1817» с тремя глав образами – народ, закон и царь, главная цель оды свобода, немыслимая без закона, в первые введена историч аргументация, Стих «К Чаадаеву», «Деревня1819» из двух частей: описании природы деревни и реальной жизни деревни, поэма «Руслан и Людмила1820» - была впервые издана в 1825г, в первоначальном варианте не было «у лукоморья дуб зеленый», замысел этой поэмы был ответом Пуш на сложившуюся реальность – создание национальной поэмы, это первая русс сказочная поэма, ключевое место занимает автор, она есть предромантическая поэма написанная нестрофическим четырехстопным ямбом). В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Поэма «Руслан и Людмила» включает разные жанры: волшебную сказку с ее характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, балладу и лирические жанры – элегию и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их. Текст «Руслана и Людмилы» держится на иронии, Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмилы – тоже балладное имя: так звалась героиня одноименной баллады Жуковского. Современники по-разному оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего автору «Руслана и Людмилы» свой портрет со ставшей знаменитой надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя…». Созданием поэмы «Руслан и Людмила» закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.