Цель:Изучить реформаторскую деятельность Петра Первого и оценить значение Петровских преобразований.

Стадия вызова

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье

Ребят, кому посвятил эти строки великий поэт А.С. Пушкин?

Правильно, Петру Великому и его преобразовательной деятельности. Таким образом, темой сегодняшнего урока будет: Реформы Петра Великого (запись на доске) Слайд 1

Но в начале я хотела бы узнать, что вы уже знаете об этом Великом монархе и хотите узнать в рамках сегодняшней темы. Перед вами табличка с тремя колонками: знаю, хочу знать и узнал. (СЛАЙД 2). Последнюю заполним в конце урока.

Знаю Хочу узнать Узнал
Учащиеся записывают все, что они уже знают о Петре I. Записывают, что хотят узнать на уроке в рамках темы «Реформы Петра Великого». Заполняется в конце урока, когда все изучено.

- Справились? Что вы уже знаете о Петре Великом? (отвечают)

Что хотели бы узнать по нашей теме?

Тогда давайте сформулируем цели и задачи сегодняшнего нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься?

Слайд 3.Продолжите предложение:

Познакомиться…

Изучить…

Рассмотреть…

Сделать выводы…

Молодцы.

Цель:Изучить реформаторскую деятельность Петра Первого и оценить значение Петровских преобразований.

Вспомним, почему России были нужны реформы? Что было не так? (ответы)

Действительно, во многих сферах жизни Россия отставала от Европы, и надо было это отставание преодолевать. Но нужен был какой-то образец. Вспомним, что предпринял Петр для того, чтобы получить такой образец действия?

Верно, в самом начале своего царствования Петр совершает т.н. Великое посольство. Сам он тоже отправляется заграницу под именем Петра Михайлова – анонимно. Он приглядывается к существующим в Европе порядкам, делает некие выводы и возвращается в Россию. Начинаются реформы.

Реформы были масштабными, как я уже говорила, они затронули почти все сферы жизни нашей страны. Для того, чтобы систематизировать и уложить в голове все, что было проведено Петром, я предлагаю нам разобраться в каждой реформе и записать краткий конспект. Тема объемная и достаточно сложная, поэтому я попрошу вас собраться и сконцентрировать свои силы.

Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 2-3 человека

Группа 1. Сенат (приложение 2) слайд 3-4

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат? Каковы его функции

2) Как решались дела в Сенате?

3) Кто контролировал работу Сената?

4)Назовите первого генерал-прокурора

Учебник стр.196-197(пункт 1 абзац 1-2)

…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.

(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)

Реформа центрального управления.

Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию ми­нистров».

Следующим шагом стало создание в 1711 году Правитель­ствующего сената, ставшего высшим правительственным уч­реждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функция­ми, а также контролировал работу раз­ветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвижен­цев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.

Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягу­жинский), которого называли «оком го­сударевым» в Сенате.

Построение схемы

Группа 2. Коллегии (приложение 3) слайд 7-8

Вопросы:

- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

1. Кто автор этого указа?

2. Назовите дату учреждения коллегий в России?

3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

4. Кто входил в состав коллегий?

5. Назовите созданные коллегии

Стр 197 абзац 2

Генеральный регламент, 1720г.

Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.

И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.

(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)

Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и не­поворотливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.

В отличие от приказов решения здесь принимались коллектив­но (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Физминутка

Построение схемы слайд 9

Группа 3.

Административная реформа(приложение 6) слайд 14-15

-Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника и на их основе постройте схему местного управления

Стр 197(абзац 3,4) -198 (1-2абзац)

Областная реформа.

В 1708 году для усиления местного ап­парата власти и повышения его авторитета и роли в деле уп­равления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (поз­же— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казан­скую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли гу­бернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уез­ды, а позднее — на провинции.

В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воево­дами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках гу­бернаторов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману.

Однако для контроля за его действиями (особенно после из­мены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были за­прещены, а гетман впервые был назначен царским указом.

Реформа городского управления.

С ростом городов увели­чилась и численность городского населения. К концу царствова­ния Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Слож­ным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число куп­цов и торговцев.

Посадское население было изъято из ведения воевод и пе­редано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.

Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому бы­ли подчинены местные магистраты во гла­ве с бурмистрами и ратманами, избира­емыми от городского населения. Горожа­не теперь делились на «регулярных» (выс­ших) и «подлых» (низших ). «Регуляр­ные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены бо­гатые купцы и лица «свободных профес­сий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй — ремесленники и торговцы. «Ре­гулярные» пользовались особой государ­ственной поддержкой и льготами.

Городская реформа не только способ­ствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.

РАТМАН - (нем. Ratmann) - в Российской империи в XVIII-XIX вв. выборный член городских магистратов, ратуш, управ благочиния (в XIX в.).

Работа по карте

Группа 4. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 4,5) слайд 10-11

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?

-С какой целью был издан Табели о рангах?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

Стр.191

Табель о рангах.

В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канц­лера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получив­ший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по на­следству. За свою службу чиновники получали земли и кресть­ян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любо­му служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

1.Какой запрет получили дворяне ( на продажу поместья, либо его части) 2.Какой порядок наследования определялся Петром? (движимое имущество можно делить между всеми сыновьями, недвижимость наследовал только 1 потомок)

Наши рекомендации