Практическое занятие № 10.

Список обязательных текстов

Эпоха романтизма

Немецкий романтизм.

  1. А.Шлегель. Лекции о литературе и искусстве (по хрестоматии).
  2. Л.Тик. "Белокурый Экберт" (по хрестоматии).
  3. Новалис. "Генрик фон Офтердинген" (по хрестоматии).
  4. Арним и Брентано. "Волшебный рог Мальчика" (по хрестоматии)
  5. Гофман. "Золотой горшок", "Крошка Цахес", "Житейские воззрения кота Мурра", "Дон Жуан".
  6. Г.Клейст. «Роберт Гискар», «Пентесилея», «Разбитый кувшин», новеллы (на выбор).
  7. Бр. Гримм. Сказки.

Английский романтизм.

  1. В. Блейк Стихи (по хрестоматии).
  2. Поэты «озерной школы». Стихи Вордсворта, Кольриджа, Саути (по хрестоматии).
  3. Байрон. Стихи («Паломничество Чальд-Гарольда», «Каин», «Дон Жуан», одна из «восточных» поэм).
  4. Шелли. «Восстание Ислама» или «Освобожденный Прометей». Стихи (по хрестоматии).
  5. В. Скотт. «Айвенго».

Французский романтизм

  1. Шатобриан. «Рене» (по хрестоматии).
  2. Ламартин. Лирика (по хрестоматии).
  3. А. де Мюссе. «Исповедь сына века».
  4. В.Гюго. «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», Предисловие к «Кромвелю», стихи (по хрестоматии.), одна из драм («Эрнани», «Король забавляется» и др.)
  5. Ж. де Сталь. «Коринна».
  6. Ж. Санд. «Индиана».
  7. Американский романтизм

1. В. Ирвинг, «Рип Ван Винкль».

2. Ф.Купер. Один из романов из цикла о Кожаном Чулке.

3. Готорн. Новеллы (по хрестоматии).

4. 5. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате».

6. Э.По. Лирика «Ворон», «Колокола», «Улялюм», «Аннабель Ли». Новеллы: «Падение дома Ашеров», «Черный кот», «Убийство на улице Морг», «Золотой жук», один из научных рассказов.

Эпоха реализма

1. П.Беранже. «Маркиз де Караба», «Нет, ты не Лизетта», «Господин Искариотов», «Священный союз народов», «Добрый бог», «Смерть сатаны», «Июльские могилы», «Безумцы», «Улитки» и др.

2. Стендаль. «Красное и черное», «Пармская обитель».

3. Мериме П. «Матео Фальконе», «Арсена Гийо», «Кармен», «Двойная ошибка», «Коломба», «Венера Ильская».

4. О. Де Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио», предисловие к «Человеческой комедии», «Шагреневая кожа» (или «Неведомый шедевр», «В поисках абсолюта»).

5. Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба» (или «Оливер Твист»), «Домби и сын».

6. Теккерей. «Ярмарка тщеславия».

7. Бюхнер. «Войцек».

8. Гейне. Лирика из «Книги песен», цикл «Лирическое интермеццо, или Возвращение на родину», из цикла «Северное море», поэма «Германия. Зимняя сказка».

9. Флобер. «Госпожа Бовари».

10. Уитмен. Из сб. «Листья травы», «Песня о топоре», «Песня радостей», «Песня о себе» и др.

11. Бодлер. «Альбатрос», «Сумерки», «Гимн красоте», «Падаль», «Старушки».

12. Г.Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит».

13. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

14. Ш.Бронте «Джейн Эйр».

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1.

Тема: Романтическая мифология. Новалис: «Генрих фон Офтердинген».

План:

1. Композиция романа: функции вставных текстов.

2. Роман Новалиса и романтическая теория «новой мифологии». Проблема синтеза философии и поэзии.

3. Тема становления художника в романе.

4. Философские основы «магического идеализма» Новалиса.

Литература:

1. Дмитриев А. С. Эстетический идеал Новалиса в романе «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер. 10, Филология. - 1973. №1.

2. Шульц Г. Новалис. Урал Ltd. 1998.

3. Эткинд Е. Г. Поэзия Новалиса: «Мифологический перевод» Вяч. Иванова// Русская литература. - 1990. №3.

Практическое занятие № 2.

Тема:Эволюция немецкого романтического сознания. А. Брентано «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль» и А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемеля».

План:

1. Идейно-художественное своеобразие повести Брентано.

2. Гротеск и символика повести.

3. Идейно-художественное своеобразие «Удивительной истории Петера Шлемеля».

4. Образ-символ тени.

5. Тема странничества и одиночества.

6. Своеобразная трактовка образа черта.

Литература.

1. Аверинцев С.С. Поэзия Клеменса Брентано // К. Брентано. Избранное. М., 1985.

2. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. – Иркутск,1987.

3. Берковский Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб: Азбука-классика, 2002. - С. 74 - 94.

4. Берковский.Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Практическое занятие № 3.

Тема: Жанровое и художественное своеобразие новеллы Гофмана «Золотой горшок».

План:

1. Жанр литературной сказки в творчестве Гофмана.

2. Особенности романтической иронии у Гофмана.

3. Принцип двоемирия в новеллах Гофмана.

4. Гротеск у Гофмана.

Литература:

1. БотниковаЛ.В. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж. 2004.

2. Манн Ю. Метаморфозы литературного героя (отрывоко Гофмане) // Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987. — С. 69-74.

3. Фюман Ф. Э.Т.В.А. Гофман // Фюман Ф. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. М.. 1983 - С. 419-434.

Практическое занятие № 4.

Тема:Роман Э.-Т.-А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

План:

1. Место романа в творчестве Гофмана. История создания романа.

2. Основная проблематика.

а) Сатирическая направленность романа.

б). Зигхартсвейлер и его обитатели. Аллегорическое отражение немецкой действительности в изображении общества котов и псов.

в) Сущность филистерства в понимании Гофмана.

г) Место образа И. Крейслера в системе образов романа.

д) Проблема искусства и его места в жизни людей.

е) Авторская позиция в романе.

3. Особенности жанра "Житейских воззрений кота Мурра".

Литература:

1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. С.-П.: 2001.

2. Ботникова О. А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

3. Бэлза И. Ф. Капельмейстер Иоганн Крейслер. - В кн.: Гофман. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М: 1972. с. 541-563. Сборник статей "Художественный мир Гофмана".

Практическое занятие № 5.

Тема:Дж. Байрон. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда»

План:

1. «Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Байрона.

а) особенности жанра и художественной структуры произведения (лирико-эпическая романтическая поэма, путешествие как организующее начало композиции поэмы);

б) проблема романтического героя в поэме («байронический герой», его черты; герой и борющийся народ, эволюция соотношения между Чайльд-Гарольдом и образом автора);

2. Романтические черты в «Корсаре» и «Чайльд-Гарольде» - сходство и отличие (главные персонажи).

Литература:

1. Алпатов С. Путь паломника («Паломничество Чайльд Гарольда») // Литература. 1996, № 25. –С. 14.

2. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975.

3. Берковский Н. Лирика Байрона // Вопросы литературы. 1966, № 6. –С. 132-143.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

4. Елистратова А.А. Байрон. М, 1956.

5. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

6. Кузьмин Б.А. Жанр лирико-эпической поэмы Байрона, о Блоке … . Статьи о литературе. –М., 1977. –С. 37-71.

7. Кургинян М.С. Дж. Байрон. М., 1958.

8. Ромм А.С. Дж. Байрон. М., Искусство, 1961.

9. Манифесты западноевропейских романтиков М., 1980. (Вступительная статья Дмитриева).

10. Марганд «Лорд Байрон», 2003 (рецензия на работы Войли. 2003. № 5).

Практическое занятие № 6.

Тема:Творчество А. де Мюссе. «Исповедь сына века».

План:

1. Тема «болезни века» в романе А. де Мюссе.

2. Характеристика постнаполеоновского времени.

3. Тема любви у А. де Мюссе.

4. Композиция романа.

Литература.

1.Карельский А. В. Главы о французском романтизме // История всемирной литературы. М.:Наука, 1989.

2. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 1. М., 1998.

Практическое занятие № 7.

Тема:Романтизм во Франции: творчество В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»

План:

1. Собор как смысловой центр романа.

2. Черты исторического романа у В. Гюго.

3. Концепция истории у Гюго.

4. Система персонажей.

Литература:

1. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. –Л., 1958.

2. Реизов Б.Г. Французский роман 19 века. – М., 1969.

3. История зарубежной литературы 19 века / Под ред. Н.П.Михальский: В 2ч. –М., 1991. –Ч. 1. –С. 171-173.

4. Вокруг «Собора Парижской богоматери» (Хронологическая справка. Энциклопедия). // Новые фильмы. 1997, № 2. –С. 12-13.

5. Осанова Н.Н. «Собор Парижской богоматери» В.Гюго // Литература в школе. 2002, № 6. –С. 45-48.

6. Журавлева Е. Романтизм в зарубежной литературе: В.Гюго «Собор Парижской богоматери» // Литература. 2002. 27 июль. – С. 2-4.

7. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе. Практикум. - М., Флинта. 2003. –С. 208-226.

Практическое занятие № 8.

Тема:Творчество Э. По. «Падение дома Ашеров», «Золотой жук», «Низвержение в Мальстрем», «Месмерическое откровение», «Философия творчества».

План:

1. «Философия творчества» Э. По: основные принципы.

2. Характер фантастики у Э. По.

3. Роль гротеска у Э. По.

Литература.

1. Гиленсон Б.А. История американской литературы. Учеб. пособие. М.: У РАО, 1999.

2. История литературы США. Литература середины XIX века (поздний романтизм). – Т.3. М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 2000.

3. Проценко И.Б. Теория новеллы в системе эстетических воззрений Э.По. Вестник Лен. Университета: История. Язык. Литература, 1980, № 14. –С. 56-59.

Практическое занятие № 9.

Тема:Проблема молодого человека и ее решение в романе Ф. Стендаля «Красное и черное».

План:

1. Мировоззренческие (атеизм, сенсуализм) и эстетические позиции писателя (анализ статей «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»).

2. Идея создания романа «Красное и черное».

3. Композиция произведения, связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры».

4. Тема формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации – центральная для французской литературы 19 века.

5. Конфликт Жюльена Сореля со средой:

а) выбор жизненного пути;

б) панорама французского общества глазами Жюльена Сореля

в) характер плебея Сореля: истоки его лицемерного поведения, взаимоотношения с женщинами, самооценка (внутренние монологи), авторская оценка поступков героя;

г) борьба героя с самим собой; раздвоение, саморазрушение личности;

д) трагизм финала: победа или поражение героя?

6. Особенности психологизма Стендаля; язык и стиль произведений Стендаля; функции детали в романе.

7. Возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.

Литература.

1. Прево Ж. Стендаль. - М.-Л., 1967.

2. Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. – М., 1974.

3. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. – Л., 1978.

4. Зарубежная литература 19 в. Практикум (занятие № 10). –М.: Наука, 2002.

5. История зарубежной литературы 19 в.: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. –М.: Наука, 2004.

6. Забабурова Н.В. Стендаль и искусство романа // Филологическая наука. 1986, № 5. –С. 53-58.

7. Реизов Б.Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика. – Л.: Наука, 1974.

8. Андре Роббер. Пейзаж в романах Стендаля: (Статья фр. критика) // Литературная учеба, 1978, № 4. –С. 199-203.

9. Эпштейн М. О стилевых началах реализма. Поэтика Стендаля и Бальзака // Вопросы литературы. 1977, № 8. –С.106-134.

10. Кочеткова Т. Ранние переводы Стендаля в России. Стендаль в русской печати 1820-40-х гг.

Практическое занятие № 10.

Тема:Повесть О.Бальзака «Гобсек».

План:

1.Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии к «Человеческой комедии». Место повести «Гобсек» в «Человеческой комедии».

2.Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:

а) портрет;

б) окружающая обстановка. Принципы описания;

в) эволюция образа;

г) философия Гобсека, самораскрытие персонажей, прошлое героя.

3.Социальный срез общества у Бальзака. Графиня де Ресто, Дервиль и др., связь их с главным героем.

Литература:

1. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. – М., 1964. (Глава “Эстетика Бальзака”).

2. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. – М., 1961.

3. Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. статей. – ЛГУ, 1960.

4. Резник Р. Каким мы видим Бальзака. // Вопросы литературы, июнь 1990. – с.242–251.

5. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: буржуазный век. – М., Республика, 1994.

6. Алпатов С. Этот голландец, достойный кисти Рембрандта // Литература, 1996, № 10. –С. 4-9.

7. Зарубежная литература XIX в. Практикум. –М.: Наука, 2002.

8. Гений Бальзака // Вопросы литературы. -2002, № 3 –С. 122-131.

9. Пузиков А. Роман Бальзака об отцах и детях: («Отец Горио») – В кн.: Пузиков А. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. –М., 1981. –С. 59-68.

Наши рекомендации