Ii. знакомство с и. а. гончаровым
Информация для учителя
Знакомство с биографией И. А. Гончарова можно провести в разных формах: доклад учащегося о жизни и творчестве писателя; защита литературной ученической газеты, посвященной Гончарову; литературный монтаж с составлением хронологической таблицы; заочная экскурсия по местам жизни писателя (см. дополнительный материал к уроку).
После знакомства с биографией писателя один из учащихся в качестве закрепления предлагает ответить на вопросы викторины по прослушанному материалу или кроссворду (готовит заранее один из выступающих). Если же биографическую справку давал учитель, то викторину составляет во время прослушивания один из сильных учеников.
Примерный текст доклада о биографии И. А. Гончарова:
В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.
И. А. Гончаров родился в 1812 г. в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н. Н. Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типично помещичье воспитание.
В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности.
Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 г. успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого», — писал Гончаров в воспоминаниях.
Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков, в это время Гончаров также опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е. Сю «Атар Гюль».
В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нем-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет . «Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, — вспоминал впоследствии писатель, — потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки.
В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа — «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.
В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу — на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.
В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на кругом берегу речки, протекающей у кладбища.
Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об...».
II. Лекция учителя «Общая характеристика романа «Обломов»
Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим его в Петергоф). Но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако, Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломове, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ситуация такова, барин Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма — деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все визитеры, зовет Обломова в Петергоф. В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?
Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов — соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой — побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.
Четвертая часть романа посвящена списанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.
В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображенных Гоголем, Тургеневым и др. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.
Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа — Петербург (только в IХ главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.
В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-ХI главы этой части — развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация — ХII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены ХI-ХII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
В четвертой части — дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
В эпилоге (ХI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рас суждения же сведены до минимума.
Сюжет романа.
По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов Ольга и Штольц — Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценен современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.
Домашнее задание
1. Пересказ материала урока.
2. Подготовиться к беседе по 1-10 гл. по вопросам:
— Рассказать, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По I главе).
— Рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (по II-IV гл.).
— Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями — гостями? Чем Обломов выше своих гостей? А почему писатель иронизирует над ним в этих сценках? (по II-IV гл.).
— Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (V гл.).
— Образование Обломова. Его отношение к учебе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (VI гл.)
— Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? (VII-VIII, Х гл.)
— Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование. (IX гл.).
Тема 2.4.