Происхождение символа капоэйры

Посвящается всем местре, «ушедшим», но «оставшимся» увековеченными в наших традиционных песнях!

Согласно легенде капоэйры, мы глубоко связаны с биологическим происхождением человека как тела, с божественной природой человека как духа, с магией ритмической мелодии беримбау и мудростью, представленной в нашей популярной культуре смешанным героем – афро-семито-христианским гибридом – библейским царем Соломоном...

Наш народ, особенно занимающийся тяжелым трудом, и капоэйристы, обладающие глубоко религиозным характером, в частности, уверенный в силе слова и образа, создал

символ - универсальный, потому что он не принадлежит ни к одной вере или культуре в отдельности - гармонично, синкретично и уравновешенно объединивший его культурные корни: белые, америндские и африканские!

Царь Соломон, библейский Xangô, который столь часто появляется в капоэйристских песнях (вероятно из-за своей легендарной связи с царицей Савской, эфиопской правительницей) внес вклад в виде пяти- или шестиконечной звезды, как символа мудрости, справедливости и величия. Бразильцы смешанных кровей увенчали иудейскую звезду крестом Христа, выразив этим большое уважение и веру в Назарея. А Negro do Pixe, придающий большое значение охраняющим магическим символам, представляет афро-бразильца, создавшего этот символ и мирно объединившего столь разные культуры!

Звезда и крест...

Традиционно отмечающие путь и судьбу нашего народа Совмещены в символе нашего «искусства и мастерства» Достойного освящения в качестве нашего охраняющего символа Вытатуированного в сердце!

Происхождение «гимна»

Первые «белые»24 студенты Бимбы любили наслаждаться жизнью, что было типичным для студентов тех дней! Они любили жизнь, были пьяны от свободы, и поклонялись удовольствиям, как закону и религии! В то время, чтобы проявить свою музыкальность, Бимба играл шутливо и хитро. Это была монотонная рапсодия, подходящая для музыкальных упражнений, непригодных для капоэйры, вроде той выходки, которую Cisnando в шутку назвал «гимном капоэйры».

Белые ребята сочинили дурацкий текст, вследствие своего «плохого суждения», как сказал бы местре Caiçara!

«... panha laranja nu chãu...

... ticu-ticu...

... meu amô vai s’imbora...

... eu não ficu...

... minha tualha di renda...

... di bicu...

... botei prá secá...

... caiu nu pinicu!»25

23 Намек на капоэйру.

24 Принадлежащие к доминирующему классу.

25 Подними апельсин на полу, маленькая птичка. Если моя любовь уйдет... Я не останусь... Мое кружевное
полотенце... Я повесил его сушится... Оно упало в горшок!

Это классический пример капоэйристского стиля: из раскачивающегося туда-сюда потока предложений получается полная неожиданность! Само название «гимн» – уже шутка: название символа уважения и честь, оказываемая глупой шутке!

Мораль истории: «В том, что касается беримбау и atabaque следует проявлять ум и не смешивать шутку с гимном!»

Происхождение эмблемы Центра Региональной Физической Культуры*

Во время долгой борьбы за упорядочивание капоэйры Байянской Бойцовской Федерацией, чтобы «академия» соответствовала требованиям времени (которые не допускали использование термина «академия» или «школа» к спортивным заведениям), я предложил изменить классическое название «Centro de Cultura Física» – выразительное и широкое – добавив к нему «Regional Baiano», что намекало бы на региональное байянское боевое искусство.

По случаю выпуска моего класса (Decânio, Nilton и Maia), выпускная форма академии местре Бимбы состояла из белых брюк, полосатой бело-синей рубашки и белых теннисных туфель, как можно увидеть на фотографии, опубликованной в различных классических изданиях, посвященных капоэйре.

Происхождение символа капоэйры - student2.ru

Слева Lacerda – капоэйрист и лучший игрок на pandeiro в группе, с pandeiro в левой руке. Рядом Maia, торговец, известный своей проворностью и хитростью. Справа Decânio, все еще черноволосый в те дни. Между головами Decânio и Maia виден Vicente, официальный изготовитель viola нашего класса и отличный игрок на pandeiro. С беримбау мой друг Brasilino, специалист во внутренней и низкой игре, обладавший несравненной подвижностью и гибкостью. В то время Бимба позволял играть на беримбау Atenílio, Brasilino, Manoel «Apicum» (Бимба много ругал его за тянущий ритм), Manoel «Batuqueiro» и некоторым другим. Во время представлений Бимба управлял выступлением при помощи свистка, висевшего у него на запястье. Рядом с Brasilino стоит

Центр Региональной Физической Культуры – академия местре Бимбы.

гигантская фигура нашего месте. Обратите внимание, что Бимба выделяется как местре за счет не использования капоэйристской униформы (бело-синей полосатой рубашки, белых брюк и теннисных туфель). Nilton «Onça-Tigre» стоит справа от местре в своей типичной позе, сложив руки, и наконец Rui Gouveia, лучший во все времена и мой кумир.*

Примечание. Наш выпускной список26 включал Luizinho, помощника каменщика с разбитой в несчастном случае левой рукой, принадлежавшего к «лесным студентам»,27 который был старше и выпускался без церемонии.

В качестве padrinho** мы выбрали своего контра-местре Rui Gouveia. А Luizinho был доказательством того, что физические ограничения не препятствуют занятиям капоэйрой, если воля занимающегося может их преодолеть.

Он трагически погиб в несчастном случае на работе, крася Elevador Lacerda, когда упал с лесов без защиты пояса безопасности… В отчаянной попытке спастись он карабкался по голым стенам конструкции, что стоило ему пальцев и запястья. Он упал на навес, где и закончил свою карьеру как рабочий и атлет, без рук, чьи остатки отметили его протест на бетоне здания кровью и кусками плоти.


Происхождение символа капоэйры - student2.ru

Была определенная трудность в приобретении полосатых рубашек, которые продавались партиями по 11 штук, все одного размера, и предназначались для футбольной команды с запасными и вратарями; это заставило нас искать менее трудное решение. Около 1945 года местре Бимба, следуя моему предложению, решил использовать белые хлопковые рубашки для выпускников, оставив старую бело-синюю рубашку для местре.

Чтобы завершить униформу и нарушить монотонность белой рубашки, я, согласно традиции капоэйристов, разработал эмблему со знаком São Salomão, который привык видеть нарисованным водителями на их грузовом транспорте. Я заменил пятиконечную звезду на шестиконечную, так как она лучше выглядела, и добавил небольшой круг, содержавший букву R, сокращение от Regional, в центре.

Я сделал выбор в пользу шестиконечной звезды, созданной наложением равносторонних треугольников, из-за ее симметрии внутри области, очерченной эмблемой, и формы, которая лучше выражает желаемый эстетический эффект. В промежутках между концами звезды я нарисовал синие дуги, очерчивающие центральную звезду, а в верхней части эмблемы две вертикальные линии, чтобы нарушить монотонность белого пространства.

Я разработал несколько моделей с разными обрамлениями, символами и акронимами. По этим рисункам умелые руки доны Berenice, моей Мае Вепа (царицы и дамы дома Бимбы) создали прототипы: модели разных размеров, вышитые вручную синими нитками на белой ткани. Из этих моделей местре и студенты единодушно выбрали нынешнюю эмблему.

* Примечание переводчика: Это фото, на которое ссылается текст, не было включено в оригинальный текст книги.

26 Список с фотографиями и именами выпускников, патронов и уважаемых людей, как это обычно в высших
учебных заведениях. Это не всегда соответствовало году выпуска, потому что мы ждали 4 или 5 студентов,
чтобы заполнить список, так что в одном списке можно найти студентов разных сроков.

27 Alunos do mato, которые не принадлежали к высшим учебным заведениям.
** Крестный отец.

Это укрепило выбор знака São Salomão в качестве символа режионала, указывающего, согласно Cisnando, на легенду капоэйры. Для большего эстетического эффекта эмблему нужно было носить на левой стороне груди - «на стороне сердца» - из-за сентиментального символизма!

Крест, нарисованный на вершине звезды - это демонстрация природной способности африканской культуры воспринимать чуждые концепции, не теряя своей аутентичности, и таким образом выживая во враждебной среде!

Христианизировав Мудрость Salomão завершением из креста, бразильский народ создал символ, «Звезду São Salomão», способный умиротворить встречу двух конфликтующих культур и объединить всех капоэйристов мира!

Ginga и генеалогия движений капоэйры Общие места

Ginga

Ginga – это фундаментальное движение, из которого происходят все компоненты гармоничного целого капоэйры!

Ginga глубоко связана с ритмомелодией беримбау. Это динамический баланс тела и уровня сознания капоэйриста. Jicá (ритмическое движение плечей) позволяет настроить и обогатить движения floreio* верхних конечностей. Токе беримбау, или другими словами его ритмомелодия, отмечает темп раскачивающихся движений и уровень расслабления, или глубину погружения в уровни сознания!

Динамический баланс тела связан с его центром тяжести (ЦТ) или центром равновесия (ЦР), грубо соответствующим пояснице. Относительное положение ЦТ и его смещение относительно точек опоры на земле зависит от состояния равновесия занимающегося. Уровень сознания зависит от концентрации внимания и повиновения тела токе беримбау, без создания умственного сопротивления естественному ритму инструмента или игре партнера.

Движение жинги естественно рождается из раскачивания тела под удары беримбау, вопреки тенденции начинающих совершать движения, начиная с нижних конечностей с неподвижным позвоночником. Совершенно необходимо настаивать с начала обучения, что ginga рождается из поясницы, она распространяется по телу и позвоночнику, гармонично достигая головы и конечностей, без утраты естественности, элегантности и спонтанности floreio, характерных для следования токе, что должно быть соблюдаемо превыше всего.

Расслабленный позвоночник и постоянное движение позволяют человеку сопровождать вариации перемещения ЦТ без потери динамического равновесия, которая обязательно будет иметь место, если центр тяжести будет находиться вне линии проекции корпуса или опоры ног на земле.

Темп

Темп беримбау должен сопровождаться движением всех частей тела, начиная с поясницы. Перемещение ног на земле сопровождает ритм токе; каждый шаг отмечает удар ритмомелодии беримбау. Это похоже на играющего на atabaque, который проявляет музыкальность, возникающую из его глубин, через все части тела, от сердца к пальцам и передает ее инструменту!

Cisnando всегда подчеркивал, с одобрения местре, важность практики самбы для обретения легкости в движении ног, что является необходимым компонентом жинги! Это приводит нас к необходимости настаивать на внесении самбы в подготовку наших капоэйристов, что прежде было принято и включено в практику студентами.

Колени в игре всегда слегка согнуты, и сгиб становится более заметным, когда игра снижается. Будучи расслабленными, колени должны двигаться в ритмической связи с

* Floreio дословно означает «размахивание». В современной капоэйре это означает сальто или причудливое движение; однако Деканиу использует его в книге для обозначения движений рук, предназначенных сбить с оппонента толку и скрыть истинную атаку.

токе. Поясница и позвоночник, включая шею и голову, должны поддерживать постоянное раскачивающееся движение синхронно мелодическому тону беримбау!

Движение верхних конечностей, плечей, исходит от позвоночника. Эти движения подобны движениям jicá в ритуальном танце кандомбле, мистическом истоке капоэйры. Оно распространяется даже до кистей рук, проявляя динамический полиморфизм floreio в обманных движениях рук и пальцев!

Центр тяжести тела

Понятие центра тяжести, или центра равновесия (ЦТ/ЦР) очень важно в оценке жинги. Совершенно необходимо, чтобы ЦТ тела оставался над линией опоры во время движения. Только так мы можем использовать любые точки опоры на земле для ухода или атаки.

Очевидно, что опора на обе ноги дает большее динамическое равновесие, чем на одну. Мы должны подчеркнуть, что вес тела должен приходиться на переднюю треть стопы, и никогда на пятку! или на заднюю треть стопы. Избегая этого, мы избегаем рефлекса гипертензии нижних конечностей и позвоночника, что приводит к смещению центра тяжести назад и разбалансировке тела, таким образом, замедляя уклоны и атакующие движения!

Уровень сознания

Уровень сознания капоэйриста может колебаться от ясности полной осознанности бодрствования до глубокого транса космической интеграции, как это описано ведическим языком в трансцендентальной медитации Махариши!

Уровень сознания зависит от концентрации внимания и послушания токе беримбау без создания умственного сопротивления ритму инструмента. Этого можно достичь только поборов страх и неуверенность в себе, и приспособляя тело под движения партнера во время потока игры, порождаемого музыкальным токе!

Тренировкой также пробуждаются уверенность в себе, расслабленность, порождаемая уменьшением ментальных блоков, и естественные рефлексы приспособления к игре вашего товарища.

Получается так, что в конкретный момент «Я» сливается с ритмом/мелодией токе! И начинает принадлежать магическому миру игры капоэйры! Где двойственность «ты и я» не существует. Где создается единство «нас», вибрирующее в унисон, и трансформирующееся в ритуальном танце капоэйры!

Все тело – поясница, голова, торс, ноги, руки, ладони и пальцы – стремится провести в ритуальных и подчиняющихся ритму движениях красоту, рождающуюся из Существа через преобразование энергии беримбау!

В контексте ритма/мелодии этого вневременного момента в бесконечном пространстве проявляются следующие вещи: опыт прошлых игр, технические возможности, приобретенные при ежедневном изучении, совершенство движений в непрестанном, свободном, спонтанном повторении в колебаниях беримбау за счет упражнения в трансмузыкальной динамической медитации, все глубочайшие рефлексы нервной системы и состояния души в этот исторический момент, весь потенциал, обретенный Существом до этого момента!

Основные движения

Корнем капоэйры является ginga, основное движение, из которого происходят все остальные. Из жинги мы переходим в позицию cocorinha, выходим на arpão de cabega, к движениям ног, к движениям рук и кистей, к повороту поясницы или rolê, к повороту в ай и к cabegada.

Производные движения

От этих «основных движений» рождаются другие составляющие капоэйры:

• Из cocorinha28 происходят
Negativa… защита в cocorinha… meia-lua de compasso… boca de calça… queda de
rim…

• Защита в cocorinha29 – наклон в сторону в направлении атакующего движения, поместив руку с той же стороны на землю возле ноги, а другой рукой сопровождая атакующее движение и защищая голову.

• Negativa – вытягивание одной ноги вперед, падение корпуса вперед в ту же сторону, опираясь руками на землю и наклоняясь головой близко к земле.

• Из arpão de cabeça мы приходим к... Armada solta… meia-lua de compass

• Из движений ног происходят… Meia-lua de frente… quiexada… escorão... benção... martelo... rebote... joelhada... rasteira... и banda-traçada.

• Из движений рук и кистей рождаются… Galopante… asfixiante… quebra-mão.. godemi… Dedo nos olhos... leque... palma... cutila... cotovelada и costa-de-mão.

• Из поворота поясницы рождаются… Rolê…vingativa… banda de costas и discóbulo.

• Из aú мы переходим к… Rolê в aú… leque в aú… joelhada в aú… corte в aú… sapinho… tesoura… ponteira… aú espichado… aú encurugido… aú fechado… arqueamento para trás... и chapéu de couro.

• Из cabeçada мы получаем… Marrada… cabeçada de açoite… и cabeçada de escurrumelo.

В позиции cocorinha локти остаются на коленях, а руки висят впереди. Заметьте разницу между cocorinha и позицией защиты в cocorinha.

Притчи местре

Наши рекомендации