Этапы формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины (очная форма обучения)

Приобретаемая компетенция Этапы формирования компетенций по темам дисциплины Контактная работа/ СР (кол-во часов) Формы контроля Результаты, показатели (критерии) оценивания
  ОК-1-3. Тема 1. Предмет и методология юридической науки. Структура юридической науки.   6/12 Устный опрос, проверка наличия конспекта, эссе. Приобретение знаний: наличие понимания и способности интегрировать полученные знания, систематизировать, собирать, представлять. Приобретение умений: способность анализировать, оценивать и применять полученные знания, сопоставлять, обсуждать, подводить итоги, изобразить схематически. Приобретение навыков: способность использовать изученный материал в новых ситуациях, применять и делать выводы.
ОК-1-3, ОК-5, ПК-1-13,15 Тема 2. История европейской юриспруденции. 10/30 Представление докладов по темам практического занятия Приобретение знаний: понимание сущности историко-правового процесса, способность самостоятельно давать периодизацию развития юридической науки. Приобретение умений: способность анализировать, оценивать и применять полученные знания при написании магистерского исследования. Приобретение навыков: способность использовать изученный материал в новых ситуациях.
ОК-1-3, ОК-5 ПК-11-13, ПК-15 Тема 3. Типы современного правопонимания. 10/26 Эссе (проверка наличия творческого мышления). Приобретение знаний: усвоение сущности и признаков основных школ правопонимания. Приобретение умений: оперирование основными юридическими понятиями и категориями, используемыми школами правопонимания. Приобретение навыков: анализ различных школ правопонимания в контексте исторической эпохи.
ОК-1-3, ОК-5 ПК-11-13,14, ПК-15 Зачет Приобретение знаний: усвоение сущности и признаков основных школ правопонимания. Приобретение умений: оперирование основными юридическими понятиями и категориями, используемыми школами правопонимания. Приобретение навыков: анализ различных школ правопонимания в контексте исторической эпохи.

Этапы формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины (заочная форма обучения)

Приобретаемая компетенция Этапы формирования компетенций по темам учебной дисциплины Контактная работа/ СР Формы контроля Результаты, показатели (критерии) оценивания
  ОК-1-3. Тема 1.Предмет и методология юридической науки. Структура юридической науки. 4/20 Комплект контрольных вопросов для опроса. Знать: перечислить основные методы изучения современной юридической науки. Уметь: применять полученные знания при изучении научной литературы и написании письменных работ. Владеть: Давать оценку позициям ученых по основным вопросам практических занятий.
ОК-1-3, ОК-5, ПК-1-13 Тема 2. История европейской юриспруденции. 2/30 Комплект дискуссионных вопросов Знать: содержание основных понятий, категорий и институтов европейской юридической науки на всех этапах ее эволюции. Уметь: Оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать этапы эволюции европейской юриспруденции. Владеть: Навыками анализа различных правовых явлений в рамках истории европейской юриспруденции.
ОК-1-3, ОК-5, ПК-1-13 Тема 3. Современные типы правопонимания. 4/30 Эссе по вопросам практического занятия Знать: Содержание основных идей современных школ правопонимания. Уметь: Оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми основными школами правопопнимания. Владеть навыками анализа принципов различных школ правопонимания.
ОК-1-3, ОК-5, ПК-1-15 Зачет 4/14 Билеты  

Типовые контрольные задания, дискуссионные вопросы

Задание 1. Перечислить основные методы юридической науки.

Задание 2. Собрать и проанализировать информацию об одной из школ

правопонимания.

Задание 3. Подготовить доклад и презентацию по теме практического

занятия.

Задание 4. Сопоставить две школы правопонимания (по усмотрению

преподавателя).

7.4. Примерные вопросы для проверки теоретических знаний по учебной дисциплине «История и методология юридической науки»

1. Юридическая наука: понятие, предмет и структура.

2. Юриспруденция в системе общественных наук.

3. Юридическая наука и социальная практика.

4. Методология юридической науки.

5. Диалектический подход в юриспруденции.

6. Синергетика права.

7. Юридическая герменевтика.

8. Феноменология права.

9. Функции юридической науки.

10. Становление юриспруденции в Древнем Риме.

11. Средневековые юридические научные школы (глоссаторы и постглоссаторы).

12. Становление юридического образования в континентальной Европе.

13. Юриспруденция Нового времени.

14. Теория естественного права.

15. Социологическая юриспруденция.

16. Историческая школа права.

17. Юридический позитивизм.

18. Нормативизм Г.Кельзена.

19. Марксистская теория права.

20. Коммуникативная школа права.

21. Антропология права.

22. Либертарно-юридический подход к праву.

23. Становление юридической науки в России.

24. Юридическое образование в Российской Империи.

25. Юридическое образование в СССР.

26. Советское право.

27. Структура современного российского права.

28. Источники современного российского права.

29. Современное российское юридическое образование: традиции и инновации.

30. Право и глобализация.

8.Перечень основной и дополнительной учебной литературе по дисциплине «История и методология юридической науки»

Основная литература:

1. История и методология юридической науки/ Под ред. Ю.А.Денисова и И.Л.Честнова. СПб., 2014.

Дополнительная литература

2. Кожевников В.В. История и методология права в 2-х частях. Омск, 2010.

3. Рыбаков В.А. Рецепция права. Омск, 2009.

4. Социокультурная антропология права/ Под ред. Н.А.Исаева и И.Л.Честнова. СПб., 2014.

5. Сырых В.М. История и методология юридической науки. М., 2012.

6. Честнов И.Л. Постклассическое правопонимание. Краснодар, 2010.

7. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012.

8. Спиридонов Л.И. Избранные произведения по общей теории права. СПб., 2010.

9. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии: учебное пособие/ В.А. Томсинов.- М.:Зерцало-М, 2010.- 216с. http://www.knigafund.ru

10. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века: учебное пособие/В.А. Томсинов.- М.:Зерцало-М, 2010.-279с. http://www.knigafund.ru

11. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века: учебное пособие/ В.А. Томсинов.- М.:Зерцало-М, 2010.-336с. http://www.knigafund.ru

12. Колоколов Н.А. О праве, суде и правосудии: (избранное):научное изд./ Н.А. Колоколов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 687с. http://www.knigafund.ru

13. Лазарев В.В., Липень С.В., Саидов А.Х. Проблемы общей теории jus. М., 2012.

14. Михайлов А.М. Генезис континентальной юридической догматики. М., 2012

15. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX -XIV вв.: монография/ В.В. Момотов.-М.: Зерцало-М, 2003.- 416с. http://www.knigafund.ru

16. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2012.

17. Поляков А.В. Избранные труды. СПб., 2014.

18.Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2015.

Примерная тематика научных рефератов для выступлений на групповых занятиях:

1. Юридическая наука в системе общественных наук.

2. Юридическая наука и социальная практика.

3. Теоретическая юриспруденция и отраслевые юридические науки.

4. Методология юридической науки.

5. Методика обучения праву (прикладной аспект).

6. Функции юридической науки.

7. Структура юридической науки.

8. Становление юриспруденции в Древнем Риме.

9. Средневековые юридические научные школы.

10. Становление юридического образования в континентальной Европе.

11. Юриспруденция Нового времени.

12. Школа естественного права: истоки и современное состояние.

13. Социологическая юриспруденция: становление и направления эволюции.

14. Юридический позитивизм: теория и практика.

15. Марксистская концепция правопонимания.

16. Коммуникативная школа права.

17. Социально-антропологическое направление в современной юриспруденции.

18. Либертарно-юридический подход к праву.

19. Интегративная юриспруденция.

20. Становление юридической науки в России.

21. Юридическое образование в Российской Империи.

22. Юридическое образование в СССР.

23. Особенности развития теоретической юриспруденции в СССР.

24. Юридическая наука в современной России: проблемы и перспективы.

25. Современное российское юридическое образование: традиции и инновации.

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины «История и методология юридической науки»

http://www.knigafund.ru Электронно-библиотечная система «Книгофонд»

http://www.gov.ru Официальная Россия

http://www.garant.ru Правовая система ГАРАНТ

http://elibrary.ru Электронная библиотека журналов

10.Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины «История и методология юридической науки»

История и методология юридической науки относится к историко-теоретическим юридическим наукам, определяет принципы построения, структуру и общий механизм функционирования юриспруденции, устанавливает методику и методологию изучения государства и права, исследует различные типы правопонимания.

Данная дисциплина активно взаимодействует с историей политических и правовых учений, сравнительным правоведением и философией права.

Учитывая вышесказанное, в программу курса включены и подробно рассматриваются вопросы, позволяющие передать обучаемым широкий спектр правовых знаний и умений в области теоретической юриспруденции. Значительное внимание в программе дисциплины «История и методология юридической науки» отведено самостоятельной работе обучаемых.

В процессе самостоятельного изучения дисциплины студенты должны воспринимать, осмысливать и углублять получаемую информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми навыками. Самостоятельная работа студента весьма многообразна и содержательна. Она включает следующие виды занятий:

- самостоятельный подбор, изучение, конспектирование, анализ учебно-методической и научной литературы, периодических научных изданий, материалов конференций по вопросам истории и методологии юридической науки;

- индивидуальная творческая работа по осмыслению собранной информации, проведению сравнительного анализа и обобщению материалов, полученных из разных источников, в том числе подбор примеров из зарубежной юриспруденции;

- завершающий этап самостоятельной работы – подготовка к сдаче зачета, предполагающая интеграцию и систематизацию всей совокупности полученных по дисциплине знаний.

Важно придерживаться в самостоятельной работе таких принципов, как систематичность и последовательность. Систематичность занятий предполагает равномерное, по возможности, распределение объема работы в течение всего предусмотренного учебным планом срока овладения данной дисциплиной, что позволяет избежать дефицита времени, перегрузок, спешки, срывов, некачественных результатов в завершающий период изучения дисциплины.

При этом основное внимание должно быть уделено привитию умения самостоятельно изучать и оценивать правовой материал, творчески применять его на практике, понимая его смысл и содержание.

При самостоятельном изучении курса «История и методология юридической науки» необходимо ознакомиться с соответствующими научными школами, доктринами и правовыми традициями различных цивилизаций.

Овладение курсом «История и методология юридической науки» предполагает широкое обращение студентов-магистров к дополнительной литературе (монографиям и статьям из специальных журналов), а также к нормативно-консультационным базам «Гарант», «Консультант», «Референт».

В результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки» магистр должен демонстрировать способность:

- к выступлениям по теоретико-правовым вопросам, в том числе в состязательных дискуссиях, аргументированию и отстаиванию своей точки зрения в устной полемике по вопросам истории и методологии юриспруденции;

- к ведению дискуссии, выявлению общего и особенного в развитии современных типов правопонимания;

- к разработке на основе полученных теоретических знаний практических рекомендаций для правоприменительной и правотворческой деятельности.

Тематический план контактной работы со студентами

Темы Учебные вопросы Рекомендуемая литература
Предмет и методология юридической науки. Структура юридической науки. Лекционное занятие 1. Предмет юридической науки. 2. Структура юридической науки. 3. Методология юридической науки. Основная литература № 1. Дополнительная литература № 1,3.
Практическое занятие (проводится в интерактивной форме): - эссе или доклад; - групповая дискуссия.
История европейской юриспруденции Лекционное занятие 1. Становление европейской юриспруденции. 2. Основные школы юридической науки в странах Запада. 3. Влияние западной юриспруденции на российское право. Основная литература № 1. Дополнительная литература № 1,4,5.
Практическое занятие: - обсуждение представленных докладов; - знакомство с новой литературой.
Типы современного правопонимания Лекционное занятие: 1. Понятие и признаки права. 2. Формы внешнего выражения права. 3. Основные школы правопонимания.   Основная литература № 1. Дополнительная литература № 1,2,5.
Практическое занятие: - обсуждение представленных докладов; - обзор тематики научных конференций по проблемам правопонимания.
Зачет    

11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины «История и методология юридической науки»

- справочно-информационные программы «Гарант» и «Консультант»;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- компьютер с программным обеспечением (MS Windows, пакет MS Office 2010);

- экран настенный;

- аудио-колонки;

- информационный стенд.

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по учебной дисциплине «История и методология юридической науки»

Программное обеспечение Гарант.ру;

Программное обеспечение Microsoft Office 2010 stand;

Электронно-библиотечная система «Книга Фонд» http://www/iml;

Модульная объектно-ориентированная Динамическая Учебная Среда (MOODLE).

Составитель:

Профессор кафедры Черноков Алексей

теории и истории государства Эдуардович

и права кандидат юридических

наук, доцент

Наши рекомендации