Лотосные стопы Господа Нитьянанды»
(Шрила Нароттама даса Тхакур)
нитай-пада-камала, коти-чандра-шушитала
дже чхайайа джагат джурайа
хено нитай вине бхай, радха-кришна паите най
дридха кори' дхаро нитайра пайа (1)
«Лотосные стопы Нитьянанды более прохладны, чем миллионы лун. Их тень дарует успокоение всей вселенной. О братья! Без помощи этой милостивой личности, Шри Нитьянанды, невозможно достичь Шри Радха-Кришны. Поэтому крепко держитесь за Его лотосные стопы».
се самбандха нахи джа'ра, вритха джанма гело та'ра,
сей пашу боро дурачара
нитай на болило мукхе, маджило самсара сукхе,
видйакуле ки корибе тара (2)
«Тот, кто не установил отношений с Господом Нитьянандой, бесполезно потратил свою жизнь. Он ничем не лучше глупого животного. Если человек не произносит святое имя Нитьянанды, он погружается в наслаждения этого мира. Каков же смысл его образования или благородного происхождения?!»
аханкаре матта хоийа, нитай-пада пасарийа,
асатйере сатйа кори' мани
нитайера коруна хабе, врадже радха-кришна пабе,
дхаро нитайера чарана ду 'кхани (3)
«Забыв о стопах Нитьянанды, человек сходит с ума под влиянием телесных представлений о жизни. Для него иллюзия становится истиной. Но, обретя милость Шри Нитьянанды, он сможет достичь Радху и Кришну. Держитесь крепко за лотосные стопы Нитая!»
нитайера чарана сатйа, тахара севака нитйа
нитай-пада сада коро аша
нароттама боро духки, нитай море коро сукхи,
ракха ранга-чаранера паша (4)
«Лотосные стопы Нитьянанды есть Сама Абсолютная Истина; служение Ему вечно. Пожалуйста, всегда молитесь лотосным стопам Нитьянанды. Я, Нароттама дас, очень несчастен! О Нитай! Сделай меня счастливым! Позволь мне находиться у Твоих стоп, которые подобны красноватым лотосам».
Комментарий Шрилы Гоур Говинды Свами:Шри Нитьянанда Прабху более милостив, чем Шриман Гауранга Махапрабху. Милость Махапрабху называют адбхута-карунъя, адбхута-аударья, адбхута-ваданъя. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами три раза произносит это слово: адбхута, что значит «удивительная». Шриман Махапрабху удивительно милостив, Он удивительно великодушен, Он удивительно щедр. Почему? Потому что Он дает кришна-прему. Даже Кришна не дает прему, но Гауранга Махапрабху дает. Но следует понимать: Шри Гауранга Махапрабху — это Сам Кришна, Кришна, который дает кришна-прему, любовь к самому Себе. Хотя Махапрабху удивительно милостив, удивительно великодушен и удивительно щедр, Шри Нитьянанда еще более милостив, еще более великодушен и еще более щедр, чем Махапрабху. Без милости Нитьянанды никто не сможет обрести милость Шри Чайтаньи. Об этом поет Шрила Нароттама даса Тхакур. 'махаджано йей кахе, сей 'сатйа' мани. В писаниях сказано: махаджано йена гатах са пантхах. Нужно следовать по стопам махаджан, махатм. Самый знаменитый, самый значимый махаджан в линии гаудия-вайшнавов (последователей Шри Гауранги Махапрабху) — это Шри Нитьянанда Прабху. Так говорит Нароттама дас. Шри Нитьянанда указывает путь. Цель человеческой жизни — према, любовь к Шри Шри Радха-Кришне. Это панчама-пурушартха.*[A13] Кришна-прему можно обрести только милостью Шри Нитьянанды Прабху. Поэтому, призывает Нароттама дас, крепко хватайтесь за стопы Шри Нитьянанды! Установите отношения с Нитьянандой! Тот, кто в этой человеческой жизни не установил отношений с Нитьянандой, ничем не лучше животного. Точнее, такой человек — двуногое животное. Тот, кто никогда не произносил имени Нитьянанды, по-видимому, слишком запутался в материальном мире. Даже если он великий пандит (ученый), грош цена его знаниям. Джада видйа джата, майара вайбхава. Так говорит Шрила Бхактивинода Тхакур, другой махаджан, вайшнава-ачаръя в линии Шримана Махапрабху. Материальное знание, лишенное преданности, является проявлением иллюзии. Такое материальное знание — препятствие для совершения хари-бхаджаны. Тот, кто гордится своими материальными познаниями, даже будучи человеком, превращается в осла, джиба ке карайе гадха. Так человек становится ослом. Осел — это животное, чье сознание находится на очень низком уровне. Осел знает только две вещи: еда и совокупление. Третьего не дано. Точно так же двуногие животные (так называемые люди) знают лишь как есть и как совокупляться. В этом сама суть материального познания, джада-видъя. Те, у кого есть заслуги в материальном познании, всегда гордятся собой. Так говорит Кунти-деви. Джанмайшварйа-шрута-шрибхир. Шрута означает «образование». Те, кто получил ученые степени — доктора наук, профессора и т.д., те, кто заслужил признание так называемых университетов, обычно очень горды собой. Им не известно, что такое смирение, скромность, аханкаре матта хоийа нитай пада пасарийа. Они забыли лотосные стопы Шри Нитая. Причиной тому — их непомерное высокомерие. Они находятся во власти майи, они — ее верные слуги. Неужели вы хотите стать слугами майи? В этом нет ничего приятного. Майя бьет плеткой своих слуг и приговаривает при этом: «Замечательно! Чудесно!» Асатйере сатйа кори, ты забыл о лотосных стопах Нитьянанды, которые есть сама Истина. Те, кто находится во власти майи, считают иллюзию истиной, а истину иллюзией. Для них, счастье — это страдание, а страдание — это счастье. Как же освободиться от тисков майи? Это можно сделать лишь по милости Шри Нитьянанды и никак иначе. Нет другого способа освободиться от иллюзии. Только когда Нитьянанда Прабху прольет Свою милость, вы обретете Шри Шри Радха-Кришну во Враджа-бхуми. Это цель нашей жизни и ее не достичь без Его милости. Так говорит Шрила Нароттама дас Тхакур. Он молит Нитьянанду о милости: «Я несчастный страдалец. Я тону в океане материального существования. Пожалуйста, позволь мне находиться у Твоих лотосных стоп. Только так я обрету счастье!»
Дойа коро море нитай
«О Господь Нитьянанда, пожалуйста,
будь милостив ко мне»
(Шрила Кану Рама даса Тхакур)
дойа коро нитай, дойа коро море
агатира гати нитай садху локе боле (1)
«О Господь Шри Нитьянанда, пожалуйста, будь милостив ко мне!Все садху говорят: «Шри Нитьянанда милостив. Он дарует высшее предназначение падшим душам».
джайа према бхакти дата-патака томара
уттама адхама кичхху на кайла бичхара (2)
«У Господа Нитьянанды есть флаг, и этот флаг излучает према-бхакти. Нитьянанда никогда не смотрит на то, достоин человек милости или нет, уттама он или адхама, самый возвышенный он или самый падший. Нитьянанда дарует прему всем и каждому».
према дане джагаджанер мана кайла сукхи (3)
туми хена дойара тхакура ами кене дукхи
«Шри Нитьянанда Прабху дает прему всем и наполняет весь мир счастьем. О, Нитьянанда, Ты столь милостив. Почему же я так несчастлив?!»
кану рама даса боле ки болиба ами
е бада бхараса море кулер тхакура туми (4)
«Шрила Кану Рама даса говорит: «Что мне еще сказать?! О Господь Нитьянанда, Ты — Господин нашей семьи (парампары). Поэтому я не теряю надежды на то, что Ты спасешь и меня!»
Комментарий Шрилы Гоур Говинды Свами:Дойа коро море нитай, дойа коро море. «О Нитьянанда Прабху, пролей на меня Свою милость! Твоя милость не имеет себе равных! Ты даже более милостив, чем Шри Чайтанья Махапрабху». Агатира гати нитай, садху локе боле. Что говорят садху? Они говорят, что Шри Нитай — это прибежище всех тех, у кого нет иного прибежища. Шри Нитьянанда Прабху более милостив, более великодушен, чем Шри Гауранга Махапрабху, ибо Он не принимает во внимание квалификацию человека, Он не смотрит на то, достоин человек Его милости или нет. Будь человек уттама или адхама, по милости Шри Нитьянанды он обретет према-бхакти. Шри Нитьянанда дарует прему всему миру. Вся вселенная погружается в океан счастья. Таков мой Тхакур Шри Нитьянанда. Он так милостив! Весь мир обрел счастье благодаря Ему, почему же я до сих пор несчастен?! Шри Кану Рама дас скорбит: «Что я могу сказать? Я жалкий неудачник, но, тем не менее, я живу надеждой, что однажды Господь Нитьянанда обратит и на меня Свое внимание, ведь Он — глава нашей сампрадайи. Я верю, что моя мечта исполнится».