Основные этапы исторического образования в РСФСР(СССР)

1 этап-1917-1934

После Октябрьской революции началась коренная ломка системы школьного образования. Старая школа и особенно система школьного исторического образования не соответствовали идеологическим и политическим требованиям большевиков. Ими сразу же были сделаны шаги по разрушению существовавшей системы школьного исторического образования и созданию новой, которая должна была обеспечить формирование у учеников марксистских, материалистических взглядов на развитие общества, содействовать воспитанию людей, преданных идеалам большевиков, и, прежде всего, делу осуществления мировой социалистической революции.

Решить эти задачи оказалось трудно. Учителя истории в большинстве перешли в оппозицию к новой власти. Для организации обучения по-новому были нужны по-марксистски образованные кадры, а с сочинениями К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина знакомы были немногие. Опасаясь, что учителя будут использовать в обучении буржуазную историческую литературу, А. В. Луначарский и его заместитель М. Н. Покровский стали отрицать положительное значение систематического исторического образования, ссылаясь на то, что деление истории на древнюю, средневековую и новую было приемлемо в XVI в., когда гуманисты придумали его, но теперь не имеет никакого смысла.

На заседании коллегии отдела реформы школы Наркомпроса 14 июля 1918 г. П. Н. Лепешинским были определены позиции отдела в деле организации советской трудовой школы:

1. Учебное время продолжается круглый год в школе; перерывы в занятиях ставятся в зависимость от климатических условий.

2. Школьники занимаются в течение семи дней в неделю, причем два дня могут быть отданы для экскурсий.

3. Классное преподавание отменяется — заменяется групповым.

4. Программы должны иметь только примерный, но не обязательный характер.

5. Предметная система преподавания противоречит принципам трудовой школы.

6. Учителя должны избегать пользоваться учебником. Необходимо иметь справочники, вести с учениками беседы .

16 октября 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о единой трудовой школе», заменившей все дореволюционные школы. Трудовая школа делилась на две ступени: первая — для детей от 8 до 13 лег (5 лет) и вторая — от 13 до 17 лет (4 года). Устанавливалось совместное светское бесплатное обучение девочек и мальчиков. В школе I ступени изучение элементарного курса русской истории начиналось с третьего года обучения. На последнем году вводилось изучение советской Конституции.

В 1920 г. была сделана попытка ввести примерную программу по истории. Однако ее не приняли даже в комплексном виде с включением права, политэкономии и социологии, сведений по истории классовой борьбы и развития теории научного социализма. С 1921 г. история как школьный предмет была поглощена обществоведением, содержавшим сведения по истории, политэкономии и праву. В 1923 г. отказались от предметного преподавания и стали работать по комплексным программам, просуществовавшим до 1931 г. Материал по отечественной истории давался в соответствующих разделах всеобщей истории. Не существовало учебников и пособий, и основными источниками знаний были самостоятельная работа учащихся и устное слово учителя.

Государственный ученый совет (ГУС) Наркомпроса считал, что изучать в школе надо не основы наук, а жизненные комплексы. Содержание учебного материала строилось по трем основным темам: природа, общество, труд. В центр изучения были поставлены трудовая деятельность людей и задача научить школьников добывать знания, опираясь на их творческую самостоятельность. Исторические сведения сообщались почти исключительно в связи с изучением вопросов современности (происхождение капитализма, рабочее движение на Западе и в России в ХIХ — ХХ вв. и т. п.). Считалось нецелесообразным изучать историю до ХIV — ХVI вв., т. к. она содержит малоценные и недостоверные данные. Для сравнения предлагалось использовать некоторые материалы из истории буржуазного мира.

В данный период наиболее активно применялись методы:

1. Лабораторно-бригадный.

2. Исследовательский.

3. Трудовой.

В рамках лабораторно-бригадной системы занятия проводились следующим образом. Учитель приходил в класс, давал тему, план самостоятельной работы и список учебной литературы, делил учащихся на бригады (5-6 человек), назначал бригадиров, разъяснял смысл предстоящей работы во вступительной беседе. После этого учащиеся побригадно приступали к изучению материала предложенной им темы. Они читали разделы учебных и рабочих книг и дополнительную литературу, выполняли лабораторную работу, совершали экскурсию на производство, обсуждали увиденное и прочитанное, отчитывались перед учителем о проделанной работе.

Исследовательский метод предусматривал выполнение заданий-подрядов. Их разрабатывали учителя и давали для выполнения бригадам. В задания-подряды входило рисование схем, карт, изготовление костюмов и вооружения, моделирование. Два-три рисовальщика бригады работали дни и ночи, готовясь к годовому отчету. Весной при подведении годового отчета в школах открывались выставки работ учащихся, на которые приглашались родители и гости.

Согласно трудовому методу получение знаний предусматривалось в процессе исторического моделирования, реконструкции различных исторических объектов. Так, методист Н. Г. Тарасов организовал в московской гимназии № 5 исторический кабинет, где учащиеся занимались моделированием — изготавливали, например, макеты жилищ первобытного человека, египетских пирамид, замков феодалов или дворянских усадеб XVIII в. Обучение продолжалось при посещении исторического музея. Здесь Н. Г. Тарасов не давал ученикам пояснений. Он распределял учеников по бригадам, предлагал им рассмотреть несколько витрин и подготовиться к проведению экскурсии. Рассматривая экспонаты, ученики продумывали свой рассказ по своей теме. Минут через двадцать они начинали проводить экскурсию, в конце которой учитель делал обобщение по теме.

Следует отметить, что у сложившейся в 1920-е гг. системы школьного исторического образования были свои преимущества и недостатки. С одной стороны, обучение было тесно связано с жизнью, в частности местного края. Уже в школе учащиеся включались в общественные интересы своего села, города, района. Школьники учились разбираться в историческом материале, работать с газетой, выступать на конференциях, готовить доклады и т. д. У них вырабатывалась определенная самостоятельность суждений, наблюдательность. С другой стороны, необходимость закрепления знаний расценивалась как зубрежка и осуждалась, курс обществоведения давал в готовом виде абстрактные схемы и общие понятия, лишь иллюстрируя их отдельными конкретными фактами. Явно переоценивались способности школьников самостоятельно исследовать исторические источники и на их основе делать выводы, и недооценивалась роль учителя как источника знаний. В результате учащиеся не получали систематических знаний об историческом процессе, их знания носили отрывочный характер .

2 этап-1934-конец 1950-х гг.

В начале 1930-х гг., когда решались грандиозные программы индустриализации, коллективизации и культурной революции в СССР, советскому руководству стало ясно, что положение исторического образования не соответствует идеологическому обеспечению социалистического строительства. Абстрактные социологические схемы, которые изучались в курсе обществоведения, были непонятны ученикам и плохо ими усваивались. Возникла необходимость наполнить эти схемы конкретным историческим материалом, что позволило бы сформировать у учащихся устойчивое понимание основных положений исторического материализма в живой, конкретно-образной форме.

Поэтому 5 сентября 1931 г. ЦК ВКП (б) издал постановление «О начальной и средней школе», которое восстанавливало классно-урочную систему и предметное обучение в школе и подчеркивало необходимость изучения систематического курса истории . До начала 1932/1933 учебного года были составлены новые программы по истории, но их качество не удовлетворило руководство партии . В связи с этим по поручению И. В. Сталина 15 мая 1934 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР издали постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В постановлении давалась резкая критика сложившегося положения преподавания истории в школе и была описана стройная методическая система изложения истории, которая просуществовала в советской школе до конца 1980-х гг. Основные положения этой системы следующие:

1. Главная цель обучения истории — формирование у учащихся марксистско-ленинского понимания истории как закономерного процесса смены общественно-экономических формаций в результате классовой борьбы.

2. Структура изучения школьных курсов истории должна соответствовать марксистской периодизации истории, основанной на постепенной смене общественно-экономических формаций с древнейших времен до наших дней.

3. Сообщение ученикам конкретных исторических фактов, явлений и событий должно осуществляться в живой, наглядной и доступной форме, с характеристикой основных исторических деятелей.

4. В памяти школьников необходимо формировать образы конкретных исторических фактов, анализ и обобщение которых подводили бы учеников к марксистско-ленинскому пониманию истории и убеждению в неизбежности гибели капитализма и установления во всем мире социализма и коммунизма .

Постановление определило следующую последовательность изучения истории в школе:

3-4 классы — элементарный курс истории СССР.

5 класс — история древнего мира.

6 класс — история древнего мира; история средних веков.

7 класс — история средних веков; Конституция СССР (введена с 1936 г.).

8 класс — новая история, ч.1; история СССР до конца XVIII в.

9 класс — новая история, ч.2; история СССР конца XVIII — XIX вв.

10 класс — новейшая история (введена с 1958 г.); история СССР XX в.

Отсутствие учебников в 1930-е гг. привело к тому, что основным источником знаний учащихся было устное слово учителя. Учитель сам отбирал материал для рассказа в классе. При этом основное внимание он сосредотачивал на фактах и хронологических датах. Их ученики закрепляли дома по своим записям, сделанным на уроках. В младших классах записи обычно ограничивались планом очередной темы. В старших классах ученики нередко записывали рассказ учителя. В этих условиях методика обучения в большинстве школ была однообразной. Обычно в начале урока проводилось закрепление рассказанного ранее материала в форме опроса или беседы, затем учитель диктовал план новой темы и рассказывал ее содержание. Если оставалось время, задавалось несколько вопросов для закрепления только что рассказанного. В обучении истории укрепился тип так называемого четырехэтапного урока .

Началась интенсивная подготовка новых программ и учебников. Подготовка учебников велась под контролем наркома просвещения А. С. Бубнова. Кроме того, конспекты учебников рецензировали И. В. Сталин, А. А. Жданов, С. М. Киров. Их интересовала периодизация исторического процесса, раскрытие узловых проблем, формулировки, связь истории СССР с мировой историей. 3 марта 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории». В 1937 г. 46 рукописей было представлено на конкурс. Жюри во главе с А. А. Ждановым решило никому не присуждать первой премии, а вторую премию отдать авторскому коллективу учебника для 3-4 классов «Краткий курс истории СССР» во главе с А. В. Шестаковым. Методически учебник не отвечал условиям работы в 3-4 классах школы. Написанный относительно простым языком и богато иллюстрированный, он был конспективен, перегружен фактами и именами и подчас больше напоминал проспект вузовского курса, чем учебник для детей 10-11 лет. Однако, учебник интересен тем, что его концепция исторического процесса в дальнейшем была положена в основу всех учебников по истории СССР для старших классов и вузов.

В 1940 г. были изданы учебник истории древнего мира под редакцией А. В. Мишулина, учебник истории средних веков под редакцией Е. А. Косминского, учебник новой истории (I период) А. В. Ефимова, учебники истории СССР для 8-10 классов под редакцией А. М. Панкратовой. В 1945 г. — учебник новой истории (II период) под редакцией В. М. Хвостова и Л. И. Зубкова. Таким образом, почти все курсы истории были оснащены учебниками. Эти учебники обеспечили школьное преподавание истории богатым содержанием, отвечающим тогдашнему уровню развития советской исторической науки. Однако, они были перегружены фактами и именами, подчас не имеющими существенного значения для исторического образования в средней школе, в них недоставало выводов и обобщений, недостаточное внимание было уделено раскрытию исторических понятий .

Развитие школьного исторического образования в 1930-е гг. проходило в обстановке жесточайших сталинских репрессий, что не могло не сказаться на историческом образовании в советской школе. Под лозунгом борьбы с «антимарксистской школой Покровского» были репрессированы многие видные историки (М. Н. Покровский — один из создателей советской системы образования, видный историк, автор первого марксистского учебника истории «Русская история в самом сжатом очерке»). Образцом для подражания для создания исторических исследований стал написанный под руководством И. В. Сталина и изданный в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП (б)». Текст «Краткого курса» рассматривался как канонический, любые отступления от него подвергались жестокой критике.

В годы Великой Отечественной войны на первое место в обучении истории выдвинулась воспитательная цель. Перед учителями была поставлена задача усилить воспитание патриотизма и интернационального единства. На уроках истории рассматривалась историческая роль славянских народов, их совместная борьба с чужеземными захватчиками, значение культурного наследия, разоблачался нацистский миф о «культурной миссии» немцев среди «варваров»-славян, изучались исторические корни германского «Натиска на Восток», пангерманизма. Учителя пытались внушить учащимся твердую уверенность в победе в Великой Отечественной войне, для чего рассказывали о высоком полководческом искусстве А. Невского, Д. Донского, А. В. Суворова и М. И. Кутузова, сопоставляли факты героизма русских воинов в прошлом с соответствующими фактами Великой Отечественной войны .

В 1940 — 1950-е гг. методика преподавания истории получила свое дальнейшее развитие. Существенный вклад в нее внесли ученые-методисты Н. В. Андреевская и В. Н. Бернадский, И. В. Гиттис, М. А. Зиновьев, В. Г. Карцов, А. И. Стражев и др. Ими был создан ряд обобщающих работ по проблемам коммунистического воспитания в процессе обучения истории, формирования у учеников исторических представлений, понятий и закономерностей общественного развития; предприняты попытки разработать новые системы методов обучения истории, связи истории с современностью; началось исследование характера познавательной деятельности учеников в процессе обучения истории.

3 этап-1959-1965

В конце 1950-х гг. в системе советского школьного исторического образования происходят очередные изменения: вместо принципа линейности в изучении истории вводится принцип концентризма. 8 октября 1959 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР издали постановление «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах», которое вводило следующий порядок изучения истории в школе:

4 класс — эпизодический курс истории СССР.

5 класс — история древнего мира.

6 класс — история средних веков.

7 класс — история СССР с элементами новой истории до середины XIX в.

8 класс — история СССР с элементами новой и новейшей истории до современности.

9 класс — новая история, ч.1; история СССР до конца XIX в.

10 класс — новая история, ч.2; новейшая история, ч.1.; история СССР с начала XX в. до 1937 г.

11 класс — новейшая история, ч.2.; история СССР с 1938 г. по настоящее время .

Практически наполовину сократилось время на изучение древней истории и истории средних веков и значительно увеличилось время на изучение истории СССР советского периода и новейшей истории зарубежных стран. Кроме того, был увеличен объем времени на изучение истории (до 25 часов в неделю).

В 1962 г. в 11 классе был введен курс обществоведения, в содержание которого были включены сведения по Конституции СССР. Новый курс качественно отличался от одноименных курсов в советской школе 1920-х гг. По своему содержанию он был тесно связан с преподаванием истории, но выходил за его рамки. Обществоведение знакомило учащихся с марксистско-ленинской теорией и помогало им обобщать на ее основе знания, полученные в школе не только по гуманитарным, но и по естественно-математическим дисциплинам.

Введение концентризма потребовало от ученых-методистов и учителей истории больших усилий по созданию новых школьных программ и учебников, отбору фактов и определению глубины их раскрытия в разных концентрах. В короткие сроки были созданы новые программы и новые учебники по истории, что было обусловлено неизменностью задач и основного содержания школьного исторического образования. Однако, в программах, учебниках и практике преподавания не удалось выявить отличия в содержании обучения на разных ступенях исторического образования, особенно в третьем концентре (9-11 классы). Так, учебники для 9-11 классов, в которых история должна была рассматриваться на теоретическом уровне, практически только расширяли фактическую базу того, что изучалось в 7-8 классах. Скоро выяснилось, что, несмотря на существенное увеличение времени на изучение истории, произошло снижение интереса к ней и качества усвоения знаний, особенно у учащихся старших классов.

4 этап-1965-вторая половина 1980-х гг.

В середине 1960-х гг. стало ясно, что изменения, внесенные в структуру школьного исторического образования, были поспешными, а всеобщее восьмилетнее образование, введенное в 1958 г., не соответствует достигнутому уровню экономического, общественного и культурного развития страны. Введение концентрического принципа построения курса истории себя не оправдало. В связи с этим в 1864 г. был установлен 10-летний срок обучения в школе, а 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР издали постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах». Вводился принцип линейности, устанавливалась синхронность изложения истории СССР и зарубежной истории, вводилось изучение истории союзной республики, в программы включалось краеведение с древнейших времен до наших дней. Последующие изменения в школьных курсах истории были связаны с переходом к всеобщему среднему образованию. В результате в 1967 г. сложилась следующая структура исторического образования, просуществовавшая до распада СССР:

5 класс — эпизодические рассказы по истории СССР.

6 класс — история древнего мира.

7 класс — история средних веков.

8 класс — история СССР до конца XVIII в.

9 класс — новая история, ч.1; история СССР XIX в.

10 класс — новая история, ч.2; история СССР с начала XX в. до 1930-х гг.; новейшая история до конца 1930-х гг.

11 класс — история СССР по настоящее время; новейшая история с 1939 г. по настоящее время.

В связи с возвращением к предшествующей структуре школьного исторического образования началось создание нового поколения учебников по истории, которое завершилось в середине 1970-х гг. В этих учебниках нашли отражение достижения методической науки 1960-х — 1970-х гг., которая обратилась к разработке проблем развивающего обучения. Сменилось само понимание задач и функций учебника истории. До середины 1960-х гг. его роль обычно ограничивалась закреплением в памяти учеников материала, изучаемого на уроке. Теперь учебник стали рассматривать как средство организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, как инструмент, с помощью которого в процессе учебной деятельности на уроке и дома учитель обучает и воспитывает учащихся, а они не только усваивают знания, но и овладевают необходимыми для изучения истории умениями и навыками. Вместе с авторским текстом в учебниках размещались документы, иллюстрации, таблицы, схемы, разнообразный справочный материал. К параграфам, иллюстрациям, документам и главам учебников начали приводить задания и вопросы, которые помогали ученикам осмыслять, систематизировать и закреплять в памяти содержание курса, а учителю — управлять познавательной деятельностью учащихся.

В данный период целью обучения становиться развитие активности и самостоятельности учащихся. Все больше внимания уделяется проблеме активизации их познавательной деятельности, формированию умений, приемов работы, поднимается вопрос о развивающем обучении. Так, А. А. Янко-Триницкая, Н. И. Запорожец изучали умственные операции учащихся; сотрудники кафедры МПГИ — уровни познавательной деятельности, приемы работы, умения и способы познавательной активности, структурно-функциональный подход к отбору содержания, приемы и средства обучения. Специалисты Института содержания и методов обучения Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер подняли вопрос о проблемности обучения и развитии исторического мышления учащихся и в связи с этим о месте и роли познавательных задач.

Переход в начале 1970-х гг. к всеобщему среднему образованию потребовал дальнейшего усовершенствования его структуры и содержания. В связи с этим в конце 1970-х — начале 1980-х гг. были усовершенствованы школьные программы по истории. Содержание исторического образования было пересмотрено и разгружено за счет исключения из него второстепенного материала. В соответствии с этим началась работа по усовершенствованию старых и написанию новых учебников и учебных пособий. Определенные несущественные изменения в программы школьных курсов истории были внесены после принятия 12 апреля 1984 г. Верховным Советом СССР постановления «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Так, курсы истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории были объединены в один курс всемирной истории. Больше внимания стало уделяться факультативным занятиям .

5 этап-середина 1980-х-1991

Во второй половине 1980-х годов началась «перестройка», в основе которой лежала демократизация советского общества. Она сопровождалась широким распространением через СМИ передовых для того времени идей учителей-новаторов: использования проблемного обучения, опорных конспектов как основы обеспечения полного усвоения знаний, коммуникативного диалога и дидактической игры. Однако, использование этих технологий сдерживалось в условиях кризиса школьного исторического образования в СССР, который отчетливо проявился в это время. Кризис был вызван дефицитом правды, расхождением слова и дела, которые имели место не только в годы «застоя», но и во время «перестройки». Это пагубно повлияло на преподавание истории в школе, особенно в старших классах. Ученики хорошо понимали, что то, о чем говорится на уроках истории, далеко не соответствует тому, что осветляется в СМИ, которые активно обсуждали историческую правду о событиях советской и новейшей истории .

С началом перестройки резко снизился интерес учеников к изучению советской и новейшей истории. Массовым явлением стало их пассивное, а иногда и негативное отношение к изучению этих курсов. Поэтому в 1989 г. были предприняты попытки корректировки содержания школьного исторического образования. В содержание новейшей истории и истории СССР были внесены существенные изменения: сняты наиболее одиозные идеологические штампы, полностью отброшена периодизация советского общества, ликвидированы некоторые «белые пятна» в учебниках истории. Но это лишь незначительно улучшило положение школьного исторического образования. Его форма и содержание имели столько недостатков, что для их исправления было недостаточно косметических мер, сделанных в конце 1980-х гг. Необходимо было освободить школьное историческое образование от чрезмерной идеологизации, догматично-марксистского понимания сущности исторического процесса. Однако попытки создать новую систему школьного исторического образования в СССР остались безрезультатными вплоть до его распада.

Наши рекомендации