Знание хронологии очень важно для понимания истории.

Зигат Султанов

Йыһат Солтанов

СОЧИНЕНИЯ

В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ

РҘӘР

УН БИШ ТОМДА

ТОМ

XI

КНИГА-ПАМЯТЬ

ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

(в двух частях)

Знание хронологии очень важно для понимания истории. - student2.ru

Султанов З.А.

Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.

Сокращенный перевод с башкирского по изданию книжного издательства “Китап” Уфа – 2002. По ходу перевода внесены некоторые изменения и уточнения, а также добавлена часть II (Начало начал). Ссылки обозначены в скобках, где первая цифра означает номер использованной литературы в списке (список дается в конце книги), остальные -- страницы.

Часть I. ПАМЯТЬ

КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»

Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.

Некоторые из прытких моих коллег наловчились философствовать от имени народа на тему о том, что “копания в истории”, исследовании о происхождении и жизни давно ушедших предков надоело уже простым читателям, они мол на уровне своих «кухонных философствований» предпочитают самое простое чтиво – стандартный «женский детектив» или бесхитростную беллитристику. И при том добавляют: для народных масс актуальна теперь не история, а проблемы их каждодневнай сермяжной жизни, ведь на их глазах родной Башкортостан дошел уже до крайней черты – даже формальная автономия, дозволенная в 1919 году деспотами-большевиками, при власти теперешних демократов сужается как бальзаковская шагреневая кожа, угрожая отнять из-под ног башкира пяди родной земли, хишнически расхищаемой разными «новорусскими» пришельцами. При таком положении мол нам нужна не история, а нужны справедливые законы и смелые государственные мужи, оберегающие нас! А также нужны писатели, отображающие не прадедовское прошлое, а самую нашу современность!.. – Вот такая тенденция среди наших тупейных политологов и писак, а направлена она прежде всего, конечно, против «неудобных», подобных автору этой книги...

Возможно они, певцы деяний современных власть имущих, лауреаты разных государственных премий и носители высоких званий и степеней и правы, ибо, как сказал классик, воспевание сегодняшних “высоких достижений” сильно поощряется самим государством и правящей партией разными наградами да льготами, в то же время авторам иных мышлений маячит совсем противоположное. Поэтому даже среди дипломированных ученых процветают и поощряются откровенные нигилисты и проходимцы в роде некоему уфимскому доктору исторических наук, в полном серьезе утверждающему, что путешествие Ибн-Фадлана в 922 году через башкирские земли и встречи его с башкирами “является литературной фикцией” (В.А. Иванов. У подножия Рифейских гор. Уфа – 1982), а его тоже дипломированные башкирские коллеги, поощренные этим великим «открытием ученого старшего брата», в своих научных открытиях пошли гораздо дальше: признанный этнограф Р.Г. Кузеев в 1987 году собрал в Уфе своих коллег с разных сторон на научный семинар, где был восхвален (лишь я один выступил с критикой) его тезис об образовании башкирской нации буквально перед нашими глазами – в 40-ых годах 20-го века... Немного позже в середине 90-х годов наш толстый журнал “Агидель” тоже обрадовал своих читателей таким же дерзновенным открытием историка младшего поколения – любимого ученика доктора исторических наук (будущего нашего академика) Н.А. Мажитова о том, что всемирно известный мифо-эпический герой Урал-батыр являлся реальным человеком совсем недавнего 16-го века (времена завоевания Иваном Грозным Казани и добровольного присоединеня Башкортостана Русскому государству), а до этого (то бишь до 13-го века) народ Южного Урала был совсем небашкирским. Из этого следовало, что строителями и обитателями всемирно известного городища Аркаим были тоже небашкиры, все это подкрелялось постулатом, изобретенным названным его наставником; после чего автор настоящих строк выступил опять с резкой критикой. Последствия не заставили долго ждать: Н.А. Мажитов дал категоричный совет редакции “впред не печатать таких выступлений Зигата Султанова” (“Агидель” 1999/2, стр. 149). Все это шло в унисон с оголтелыми выступлениями в печати таких отпетых антибашкиристов, как А. Константинов, считающий только себе подобных аборигенами Урала, а башкир – никчемными пришельцами, подлежащими стереть с лица земли (газета “Отечество” от 1993 г. №22); писатель А. Солженицин, ополчившийся против суверинитета ненавистных ему тюркских республик – Башкортостана, Якутстана, Татарстана, а также политикан В. Жириновский, откровенно призвавший россиян выселить ненавистные ему татар и башкир «в Монголию, где сифилис и туберкулез»...

Хочу напомнить читателям: перевод настоящей книги осуществляется спустя 8 лет, в 2010 году, но названный ученый муж Н.А. Мажитов не изменял своему нигилистическому утверждению по отношению к истории башкир. Например, по случаю III Всемирного курултая башкир в 2010 году Башкирским книжным издательством «Китап» была переиздана и вручена как подарок делегатам его книга (в соавторстве с А.Н. Султановой) «История Башкортостана. Древность. Средневековье», где его известный постулат о мифических среднеазиатских строителях Аркаима (стр. 44) оставлен без изменения:

«Имеющиеся сейчас отдельные факты, -- утверждают они, -- позволяют предположить, что некоторым толчком к началу строительства городищ-крепостей типа Аркаим мог быть приход на Южный Урал какой-то многочисленной группы населения с территории Средней Азии. Археологический след ее четко фиксируется в широком применении в строительном деле саманного кирпича, что вообще несвойственно местным племенам, но является традиционным для народов Средней Азии с УП-У1 тысяче летий до н. э. Нельзя упускать из виду и тот факт, что города-крепости с круглой планировкой также являются характерным элементом древней среднеазиатской культуры. В то время на территории Средней Азии начала зарождаться своеобразная религия зороастризм во главе с богом Ахура Мазда, которая с начала железного века утвердилась как официальная религия здешних государств. Вместе с мигрантами из районов Средней Азии, возможно, на Южном Урале тогда могли распространяться основные идеи зороастрийской религии».

Пишется вопреки общеизвестным фактам: ведь маг Сураштора/Заратуштра родился, жил и творил именно на нашей земле – на террритории между Волгой и Уралом, а точнее, “в азиатских степях к востоку от Волги” (Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987, стр. 3).

Причину такого противоестественного положения в российской науке раскрывает выдающийся (неофициальный) историк современности Иршат Бикбулатович Янбердин: “В книге А.А. Захарова и Т.Г. Захаровой«Как написать и защитить диссертацию»Санкт-Петербург. ООО «Питер Принт». 2004год вразделе «Мнемотехника в изучении истории»буквально написано следующее:

Знание хронологии очень важно для понимания истории.

Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей?

Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- очень важна для восприятия главной мысли лежащей перед тобой книги «Иршаднамэ», так как моя книга написана вопреки «научным» требованиям ГОСТа 2.105-95. По приведенной выше выдержки из книги названных авторов Вы видите, что для защиты научнойдиссертации Вам необходимо досконально знать «Историю государства Российского» и «Историю русской философии». И, таким образом, если Ваши мысли текут только в пределах этих требований,тогда и только тогда они могут быть «научными».

Не правда ли, как похожи эти требования на условия защиты диссертаций в Российской империи. В Российской империи одним из основных требований претендентам на научные звания было знание ими «русской православной теологии», Чтоб меня не обвиняли в голословии, я привожу здесь выдержку из книги «Очерки по истории математики» (Минск «Высшая школа» 1979), написанного Болгарским Б.В. и посвященную биографии Михаила Васильевича Остроградского.

...Остроградский ввиду выдающихся успехов, проявленных им в математических науках, был представлен к утверждению за ним ученой степени кандидата математических наук... Профессор философии... Дудрович ... опротестовал представление Остроградского Советом университета и приложил к протоколу заседания Совета свое особое мнение. В котором возражал против производства Остроградского в кандидаты наук, приводя в качестве одного из мотивов то, что «Остроградский не слушал богопознания и христианского учения». Попечитель Харьковского учебного округа Карцев и министр Голицын главное внимание обратили на особое мнение Дудровича. Не считаясь с постановлением Совета университета, министр не только запретил представлять Остроградского к ученой степени, но далее предписал задержать его университетский аттестат впредь до пересдачи заново всех экзаменов.

Теперь, Вы поняли, наверное, почему именно башкирские ученые мыслители 18-19 веков, в частности З.Расулев, Р.Фахретдинов, М.Уметбаев, М.Бурангулов, З.Валидов и многие другие не имели официальных Российских научных званий. Они, будучи представителями башкирского народа исповедующего исламскую религию, конечно, не могли даже, и думать о защите диссертаций в соответствии с требованиями Российской империи.

Нет, конечно, и среди башкир были титулованные научными званиями. Но кто помнит их труды, и какой вклад они внесли в развитие башкирского народа?

Между тем, труды и мысли 3. Расулева, Р.Фахретдинова, М.Бурангулова, З.Валидова, как труды и мысли действительно академического уровня, до сих пор служат неиссякаемыми научными источниками, откуда черпаются все новые и новые научные сведения. И у меня тоже нет, какого бы то не было желания защищать диссертацию в соответствии с требованиями ГОСТа 2.105-95. Поэтому и оформляю свою работу в виде «Иршаднамэ», в полном соответствии с требованиями восточной мысли, так как считаю, что требования этого ГОСТа зацикливают мысль исследователя в «величестве, могуществе и исключительности» русского народа и православия” (И.Б. Зианбердин. ИРШАДНАМЭ – история Башкортостана в 12 томах с 30 века до нашей эры по 1755 год нашей эры том I. Исянгулово – 2010, стр. 4-6).

Но я твердо убежден: никому не удастся вырвать наших глубоких корней из башкирской земли! Урал – вечно был, есть и остается прародиной башкир, здесь вечно обитают не только наши тела, но и вечный дух, башкирский дух, заложенный на вечные времена в нашу главную молитву-пословицу: “Донъя – Ҡуласа, бер әйләнә, бер баҫа” (Мироздание – Колесо, который раз -- крутится, другой раз давит [недругов]), философия эта выражена наглядно на нашем национальном символе Асаба-Астак – Свастика, которая, как и земля наша, дана нам на вечные времена Самим Всевышним Господом Имиром и не надо путать нашу святыню с нагло присвоенным и оскверненным гитлеровскими фашистами знаком! Свастика – это есть символ вечного движения по орбите священных светильников наших Солнца (Кюнь) и Луны (Ай), вечное движение всего Мироздания; учение это зашифровано нашими мудрыми предками в названной молитве-пословице, где после открытого текста “Мироздание – Колесо” следует шифрограмма: если учесть, что “бер” это Ер (Земля), тогда “бер әйләнә” значит Ер-Ай, Ал-Ана (Земля-Луна, Солнце-Небо); следующее выражение “бер баҫа” есть Ер-Аба-Аса (Земля-Воздух-Вода). Значит, всеми этими жизненноважными благами на вечные времена наделил нас Сам Господь Всевышний Имир, и никто не в праве отнимать их от нас, от башкир. Вот так понимаем и живем мы, башкиры, поэтому никто никогда нас не сможет силой отторгнуть от родной земли, и впред мы останемся такими.

И все же почему мы становимся манкуртами?

Грубо говоря, в своем духовном развитии как “һомо сапиенс” мы находимся в стадии цивилизованной дикости, для преодоления которой многим из нас, как мне кажется, требуется ликбез (ликвидация неграмотности) по предмету истории. Но не такой, какой проводили большевики, ликвидируя у многих букварьную неграмотность (спасибо им за это), но одновременно превращая их в отпетых манкуртов, не ведающих родства дальше одного поколения. Поэтому многие из “мелких народов и народностей” искренно верили, что только Великая Октябрьская революция 1917 года дала им, от природы слепым и безмозглым, все, начиная с письменности и кончая историческим сознанием, хотя мы, башкиры, имели свою клинописьную письменность по крайней мере уже шесть тысяч лет тому назад (башкирско-шумерский эпос “Гильгамеш” и другие изложенные на шумерских глинянных книгах), проторуническую и “протолатинскую” -- в I тысячелетии до н.э. (памятники асылыкульские, иссыкские, из города Сарда и этрусков), поздноруническую – в эпоху раннесредневековья (памятники из Орхона – Селенги, а также из центральных, южных районов Республики Башкортостан) – все они написаны на понятном для современных башкир языке. Подумать только: разве великий башкирский поэт Кулгали, написавший еще в начале XIII века свой знаменитый дастан “Кисса-и Юсуф”, разве был он бесписьменным?! Или когорта выдающихся башкирских поэтов, военначальников и мыслителей мамлюкского Египта Насретдин аль-Насири аль-Башҡурди, Санжар аль-Руҡны аль-Башҡурди, Алаитдин Башҡурд аль-Насири, Ғилметдин аль-Башҡурди, Сарын аль-дин аль-Башҡурди, Ҡыратай Хазинадар Ғилметдин аль-Башҡурди, Ғилметдин Санжар аль-Башҡурди, Ғилметдин Башҡурд аль-Насири, великий правитель и полководец Бейбарс аль-Буржани разве тоже были бесписьменными?! Или совсем близкие к нашей эпохе башкирские знаменитости как Салават Юлаев, Тажетдин Ялсыгол аль-Башкорди, Гали Сокори, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалям Умутбаев, Ризаитдин Фахретдинов, Ахматзаки Валиди Туган, Шаихзада Бабич свои замечательные произведения тоже не писали, а проговорили в воздух?!. Если верить большевикам, может быть, может быть... Ведь мы были убеждены и в том, что у башкир не была своей истории глубже чем до 1917 года, и многие из нас не имели понятия о капитальном трехтомном своде истории народов евразийского континента, составленный в 1680 году башкирским великим ученым Саидом (религиозной главой) Ягафаром Садировым, выдающимся полководцем башкирской освободительной войны 1680-84 годов против захватнической политики русского самодержавия. Запрещалось даже, как нежелательное напоминание о башкирской истории, воспевание башкирской воинсой отваги, проявленные в Отечественных войнах 1812-14 и 1941-45 годов, по-видимому для того, чтобы вышибить дух воинственности у башкир. У нас также “никогда не было своих композиторов” вопреки тому, что чарующие душу башкирские мелодии “оҙон көй” не прерываясь через веков дошли до нас и продолжают волновать нас; “не было театра”, не смотря на удивительные свидетельства говорящие об обратном -- осколки из былых массовых представлений, сохранившиеся в таких народных песнях, как, например, “Ерәнҡашҡа атҡайым”.

Самое главное – сделать башкир ущербными -- укоренить в их сознании чувство уподобления себя с жалким перекати-поле, не имеющий корня и по воле ветров бесцельно бродячий по степи (именно таким воспел башкир популярный в красной империи народный поэт Башкирской АССР М. Карим), помогало это нашим недругам подложить под народ “научную” концепцию отрицания его автохтонности с одновременным утверждением мигрантности башкир на Урале; цель ясна: нет опоры-земли – нет башкира, аборигена-хозяина богатейшего ресурсами Урала!

Для манкуртизации башкира и отчуждения его из его прародины Урала велась и ведется скрытая, тонко обдуманная идеологическая война со стороны враждебных ему сил. Как известно, в 1920 году при изобретении Татарской АССР Лениным был выкроен большой кусок исконно башкирской территории (Мензеленский уезд), где тогда по последней переписи проживало двести тысяч башкир. Поразительный факт: после пяти лет просуществования новообразованной республики там из этих двухсот тысячи не остался ни один башкир – поголовно все были переписаны в татары. То же было проделано с башкирским населением бывшей Вятской губернии. Тенденция эта теперь усилиями апологетов татаризации перенесена на территорию самой Республики Башкортостан в его западные районы с населением природных башкир говорящих на северо-западном диалекте башкирского языка. Сверхамбициозные казанские пантатаристы, преисполненные желанием возвеличить свое происхождение и проглотить других любым путем и широко используя для этого исторические источники с наличием названия “татар” (после нашествия на Европу так называемых татаро-монголов все тюркские народы без исключения были заклеймены таким названием), составили и издали свод древних текстов под названием “Из глубины столетий”, тщательно отбирая источников содержащие именно такие названия, проявляя при этом великое старание притуманить всякие сведения о башкирах. Приведу нескольких примеров. Как известно, с древнейших времен Византия поддерживала дружественные отношения со своим грозным северным соседом “пачинакитами”-башкирами; например, в августе 568 года императором Юстином II было отправлено представительное посольство, которое было принято с почетом в летней резиденции Истеми-кагана около горы Тора-тау (Эрнст Добельхофер. Знаки и чудеса. М.,1963, стр. 334-338), который находится в современном Ишимбаевском районе Республики Башкортостан. Через четыреста лет в сочинении императора Константина VII Порфирородного или Багрянородного (908-959) о “северных скифах” (948-952) почти весь опус был посвящен также подробному описанию истории “пачинакитов”, то есть речь шла о башкирах, которые “место обитания имели на реке Атил, а также на реке Геих, будучи соседями и хазар, и так называемых узов”. Нетрудно понять, что здесь Атил – нижнее течение Агидели (Белой) Идель, а Геих – Яик (река Урал), а “так называемые узы” – предки современных усярганцев-башкир, которые, как следует из данного сочинения, имели место проживания тогда западнее реки Идель, которые представляли из себя родоначальников не только современных усярганцев-башкир, но и русских (от них идет тюркский этноним урус<рус). Как пишет Парфирородный, “Однако 50 лет назад упомянутые узы, вступив в соглашение с хазарами и пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны, и владеют ею вплоть до нынешних времен так называемые узы. Пачинакиты же, обратясь в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения. Достигнув земли, которой они обладают ныне, обнаружив на ней турок (болгаров. – З.С.), победив их в войне и вытеснив, они изгнали их, поселились здесь и владеют этой страной” На так называемом карте Махмуда Кашгари эти башкиры помещены на землях между Доном и Днепром в соседстве с русами. Отвоеванная узами-усярганцами от пачинакитов-башкир территория современной Республики Башкортостан на той карте обозначена как Кобстан (на жревнебашкирском языке “коб” это волчица-собака) – “страна людей поклоняющихся Волчице-Собаке”; усярганцы действительно поклонялись-Волчице-Собаке – мифической молочной матери их мифической родоначальницы Шульган, поэтому монголы и вслед за ними и другие соседние народы называли их ногай (собака). В приводимом источнике есть интересные сведения, показывающие однородности пачиникитов-башкир и узов-усярганцев и дающие основания к предположению причины закрепления за этими родственными племенами единого объединительного этнонима башҡорт/башкир, вот они: “Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличится от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показать, что они отрезаны от своих и от соплеменников”. Как говорится, нет худа без добра: на территории упомянутого Кобстана (современного Башкортостана) произошло историческое объединение разобщенных ранее племен двух фратрий первоначально-единого усярганоканлинско-бажанакобашкирского рода с принятием общего для всех этнонима башҡорт/башкир. А интересные изменения в костюме пачинакитов-башкортов под названием “кәзәки” (казакин) сохранены до сих пор: “Кәзәки (казакин) был много короче, всегда выше колен и уже бешмета; шился он также в талию и на подкладке; рукава его были короткие, едва доходили до локтя” (С.И. Руденко. Башкиры, историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955, стр. 163, 166, рис. 128). Одеяние это в ношении современных башкир выглядит вот так (из книги:С.Н. Шитова. Башкирская народная одежда. Уфа “Китап” 1995, стр. 235), рис.2:

Древнее название одежды ҡаза-көн/казакин (где в переводе “ҡаза” – бедствие, “көн” – день) является народным памятником того бедственного дня пачинакитов-башкир, о котором сообщил Парфирородный, когда башкиры-воины вынуждены были укоротить свою верхнюю одежду.

Я не поверю, если ученые мужи, составившие названный свод, скажут, что они не знали или не догадывались о всем этом, касающимся башкирам, но все же догадались же они в сугубо своих интересах “объяснить” этноним “пачакит” откровенно тенденциозным примечанием: здесь “речь идет о печенегах” (неискушенный читатель непременно будет “усекать”, что речь идет не о башкирах). Но уже давно известно, что печенеги/бажанаки – материнское левое крыло фратрии, а башкорты/башкиры – ее отцовское правое крыло, по сути они все башкиры. В своде даны еще такие источники, как письмо Иокаганки-венгра (1320 г.) и знаменитые путевые записи Ибн-Фадлана-араба, оба текста изобилуют названиями как страна Баскардия, страна Башкырд, но составители постарались оставить их совсем без внимания. Там же читаем: “Карта мира приложенная к труду Махмуда Кашгари... На карте отмечены земли кипчаков, огузов, татар”, но наличие там “земли башкурдов” преднамеренно замалчивается (Из глубины столетий, 2-е издание. Казань, Татарское книжное издательство, 2004, страницы 70, 77, 88-89, 94-95, 157-160 и надпись к фото карты мира из труда М. Кашгари). Факты эти говорят о башкирофобии, ведь недаром говорится: чтобы покончить с любым народом прежде надо отнять его историю...

Еще вот что: не надо нам ожидать ничего хорошего (в смысле правды) также от официально дипломированных башкирских ученых – все они “вышли из шинели” московских, петербургских или казанских наставников-европоцентристов и пантатаристов, то бишь великодержавных шовинистов-колонизаторов и ни за что не могут они противоречить им и рисковать своими учеными степенями, полученными от них же. Поэтому они в след за ними “начальной датой” происхождения башкирского народа считают (смешно даже!) 922 год, ибо тогда устами араба-путешественника якобы “впервые” было произнесено слово башкурд/башкир, как будто до этого не было их на свете; в то же время “старший брат” из их среды пошел дальше, отрицая даже сущетвования когда-либо самого Ибн-Фадлана, при этом дипломированные коллеги этого нигилиста остались безучастными (молчание – знак согласия). Но все же приоритет в этой области остается за их аксакалом Р.Г. Кузеевым, внесшим фундаментальный вклад в историографию, раз и навсегда заклеймив башкир мигрантами, как перекати-поле “возникавшими” на великолепном иранском и угрофинском Урале “не раньше XI века” (значит, злосчастное растение может катиться прочь). И никто из его коллег не ломал голову думая в обратном направлении, не заикнулся о походах наших предков на все четыре стороны из их родины Урала, а происходит все это в то время когда человеку даже с неполным средним образованием кое-что известно о каких-то странных шумерах/самарах, оставивших свои загадочные следы на картах: на Приуралье (город Самара на национальном округе Ханты-Манси, река Самара – приток Идели/Волги), на Кавказе (река Самур), на Средней Азии (город Самарканд) и на арабском востоке (город Самарра). Почти каждый ученик средней школы знает о “северных народах”, завоевавших Древний Восток (Месопатамию, Египет), очень хорошо Знание хронологии очень важно для понимания истории. - student2.ru известен ему грозный царь Саргон, дошедший до самого Египта. Но полагаю мало кто даже из ученых задумался об этимологий древности как шумер/самар, фиргавен/фараон и Саргон, происходившие именно от башкир – почитателей их мифической молочной матери Волчицы/Собаки, а слова эти образовались, по-моему, следующим путем:

әсә-бүре (волчица/собака)>сабуре>самуре/самара>самар/шумер;

фиргавен>бурек-абан (волчица/собака)>Бүрек-Амон (Солнце-Амон – бог древних египтян);

Саргон>усаргон/усярган (в значении “царь усярганцев-башкир”, как и средневековые царские имена Ногай-хан, Урус-хан, Башкорт-хан).

На протяжении ряда поколений трон Древнего Египта занимали усярганские/осорконские (башкирские) фараоны:

III династия (2778-2723 гг. до н.э.): Хуни (бажанак-башкир);

V династия (2563-2423): Усеркаф (усярганец из Кафа – Кавказа);

XXII династия (950-730): Осоркон I, Осоркон II, Осоркон IV;

XXIII династия (817-730): Осоркон III (Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, стр. 176-178).

Нашим ученым-нигилистам остается только гадать: каким образом прикатилось это злосчастное перекати-поле под именем башкир на “хребет России Урал” (выражение журналиста Парфенова), и куда должно укатиться с глаз долой? Имеется, конечно, готовая и обкатанная многовековая дорога-теория наших “старших братьев”-колонизаторов: так-как всякая тюркская нечисть когда-то мол как саранча, как микробы навалилась на Урал, на благодатную страну благородных индо-иранцев, “из сифилисного, туберкулезного” (известное изречение “сына юриста” Жириновского) монгольского Алтая – туда (или куда угодно) им и обратная дорога! Но теория эта, хотя наши доморощенные “теоретики”, готовые всячески выслуживаться перед всемогущим сюзереном, стараются ее укреплять, она сгнила, обветшала, нитки рвутся по швам, требуется теперь что-то новое, но они не унимаются: “По итогам исследований Р.Г. Кузеева, -- пишет один из них, -- выясняется вот что: древние башкиры на Южный Урал переселились из Средней Азии” (Н.А. Мажитов. Тайны Древнего Урала. Уфа, 1973, стр. 145, 150), а ведь это равносильно приведенному выше великому открытию того небезизвестного Ходжы Насретдина!.. Наши ученые не способны мыслить нормально, ставят они все вниз головой: скажем, рас исторические следы таких предков башкир как катайцы и сиры, массагеты и тиссагеты, канлинцы и бурзяны, усярганцы и хунны-печенеги, сарды и этруски, булгары и бургары, бургундцы и баски, бурзяны-пруссаки и асабайи-шведы обнаруживаются в Китае, в Средней Азии, Иране и Индии, в Египте, Греции или на Западной Европе, то по этим неопровержимым уликам ими можно делать вывод о том, что первые башкиры первоначально происходили и жили именно в тех перечисленных краях, но только не на Урале, и вообще тюрки мигрировали на Урал не ранее XI века. Но хотелось бы узнать: куда девать тогда великого башкиро-тюркского кагана Баламбера (по-башкирски Балам-бүре – “сын волчицы”) правившего в 363-378 годах (по хронологию Саида Ягафара) именно на Урале и отправившимся на свой победоносный поход на Запад именно оттуда? Да, историки не называют его башкиром, а болгаром, но ведь этноним “болгар” стопроцентно произошел от “башкорт” (Н.А. Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979, стр. 249), поэтому для точности и на благо истории было бы целесообразно пользоваться теперь термином башкир-булгар. И так, с давних времен (еще до нашей эры) династия башкиро-булгарских ханов правила неизменно на исторических башкирских землях (по Саиду Ягафару в стране Идель) со ставкой между Иделем/Волгой и Яиком/Уралом; для убедительности приведу поучительный отрывок из Истории названного Саида Ягафара (III том):

Наши рекомендации