Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Зигат Султанов
Йыһат Солтанов
СОЧИНЕНИЯ
В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ
РҘӘР
УН БИШ ТОМДА
ТОМ
XI
КНИГА-ПАМЯТЬ
ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ
(в двух частях)
Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.
Сокращенный перевод с башкирского по изданию книжного издательства “Китап” Уфа – 2002. По ходу перевода внесены некоторые изменения и уточнения, а также добавлена часть II (Начало начал). Ссылки обозначены в скобках, где первая цифра означает номер использованной литературы в списке (список дается в конце книги), остальные -- страницы.
Часть I. ПАМЯТЬ
КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»
Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.
Некоторые из прытких моих коллег наловчились философствовать от имени народа на тему о том, что “копания в истории”, исследовании о происхождении и жизни давно ушедших предков надоело уже простым читателям, они мол на уровне своих «кухонных философствований» предпочитают самое простое чтиво – стандартный «женский детектив» или бесхитростную беллитристику. И при том добавляют: для народных масс актуальна теперь не история, а проблемы их каждодневнай сермяжной жизни, ведь на их глазах родной Башкортостан дошел уже до крайней черты – даже формальная автономия, дозволенная в 1919 году деспотами-большевиками, при власти теперешних демократов сужается как бальзаковская шагреневая кожа, угрожая отнять из-под ног башкира пяди родной земли, хишнически расхищаемой разными «новорусскими» пришельцами. При таком положении мол нам нужна не история, а нужны справедливые законы и смелые государственные мужи, оберегающие нас! А также нужны писатели, отображающие не прадедовское прошлое, а самую нашу современность!.. – Вот такая тенденция среди наших тупейных политологов и писак, а направлена она прежде всего, конечно, против «неудобных», подобных автору этой книги...
Возможно они, певцы деяний современных власть имущих, лауреаты разных государственных премий и носители высоких званий и степеней и правы, ибо, как сказал классик, воспевание сегодняшних “высоких достижений” сильно поощряется самим государством и правящей партией разными наградами да льготами, в то же время авторам иных мышлений маячит совсем противоположное. Поэтому даже среди дипломированных ученых процветают и поощряются откровенные нигилисты и проходимцы в роде некоему уфимскому доктору исторических наук, в полном серьезе утверждающему, что путешествие Ибн-Фадлана в 922 году через башкирские земли и встречи его с башкирами “является литературной фикцией” (В.А. Иванов. У подножия Рифейских гор. Уфа – 1982), а его тоже дипломированные башкирские коллеги, поощренные этим великим «открытием ученого старшего брата», в своих научных открытиях пошли гораздо дальше: признанный этнограф Р.Г. Кузеев в 1987 году собрал в Уфе своих коллег с разных сторон на научный семинар, где был восхвален (лишь я один выступил с критикой) его тезис об образовании башкирской нации буквально перед нашими глазами – в 40-ых годах 20-го века... Немного позже в середине 90-х годов наш толстый журнал “Агидель” тоже обрадовал своих читателей таким же дерзновенным открытием историка младшего поколения – любимого ученика доктора исторических наук (будущего нашего академика) Н.А. Мажитова о том, что всемирно известный мифо-эпический герой Урал-батыр являлся реальным человеком совсем недавнего 16-го века (времена завоевания Иваном Грозным Казани и добровольного присоединеня Башкортостана Русскому государству), а до этого (то бишь до 13-го века) народ Южного Урала был совсем небашкирским. Из этого следовало, что строителями и обитателями всемирно известного городища Аркаим были тоже небашкиры, все это подкрелялось постулатом, изобретенным названным его наставником; после чего автор настоящих строк выступил опять с резкой критикой. Последствия не заставили долго ждать: Н.А. Мажитов дал категоричный совет редакции “впред не печатать таких выступлений Зигата Султанова” (“Агидель” 1999/2, стр. 149). Все это шло в унисон с оголтелыми выступлениями в печати таких отпетых антибашкиристов, как А. Константинов, считающий только себе подобных аборигенами Урала, а башкир – никчемными пришельцами, подлежащими стереть с лица земли (газета “Отечество” от 1993 г. №22); писатель А. Солженицин, ополчившийся против суверинитета ненавистных ему тюркских республик – Башкортостана, Якутстана, Татарстана, а также политикан В. Жириновский, откровенно призвавший россиян выселить ненавистные ему татар и башкир «в Монголию, где сифилис и туберкулез»...
Хочу напомнить читателям: перевод настоящей книги осуществляется спустя 8 лет, в 2010 году, но названный ученый муж Н.А. Мажитов не изменял своему нигилистическому утверждению по отношению к истории башкир. Например, по случаю III Всемирного курултая башкир в 2010 году Башкирским книжным издательством «Китап» была переиздана и вручена как подарок делегатам его книга (в соавторстве с А.Н. Султановой) «История Башкортостана. Древность. Средневековье», где его известный постулат о мифических среднеазиатских строителях Аркаима (стр. 44) оставлен без изменения:
«Имеющиеся сейчас отдельные факты, -- утверждают они, -- позволяют предположить, что некоторым толчком к началу строительства городищ-крепостей типа Аркаим мог быть приход на Южный Урал какой-то многочисленной группы населения с территории Средней Азии. Археологический след ее четко фиксируется в широком применении в строительном деле саманного кирпича, что вообще несвойственно местным племенам, но является традиционным для народов Средней Азии с УП-У1 тысяче летий до н. э. Нельзя упускать из виду и тот факт, что города-крепости с круглой планировкой также являются характерным элементом древней среднеазиатской культуры. В то время на территории Средней Азии начала зарождаться своеобразная религия зороастризм во главе с богом Ахура Мазда, которая с начала железного века утвердилась как официальная религия здешних государств. Вместе с мигрантами из районов Средней Азии, возможно, на Южном Урале тогда могли распространяться основные идеи зороастрийской религии».
Пишется вопреки общеизвестным фактам: ведь маг Сураштора/Заратуштра родился, жил и творил именно на нашей земле – на террритории между Волгой и Уралом, а точнее, “в азиатских степях к востоку от Волги” (Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987, стр. 3).
Причину такого противоестественного положения в российской науке раскрывает выдающийся (неофициальный) историк современности Иршат Бикбулатович Янбердин: “В книге А.А. Захарова и Т.Г. Захаровой«Как написать и защитить диссертацию»Санкт-Петербург. ООО «Питер Принт». 2004год вразделе «Мнемотехника в изучении истории»буквально написано следующее:
Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей?
Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- очень важна для восприятия главной мысли лежащей перед тобой книги «Иршаднамэ», так как моя книга написана вопреки «научным» требованиям ГОСТа 2.105-95. По приведенной выше выдержки из книги названных авторов Вы видите, что для защиты научнойдиссертации Вам необходимо досконально знать «Историю государства Российского» и «Историю русской философии». И, таким образом, если Ваши мысли текут только в пределах этих требований,тогда и только тогда они могут быть «научными».
Не правда ли, как похожи эти требования на условия защиты диссертаций в Российской империи. В Российской империи одним из основных требований претендентам на научные звания было знание ими «русской православной теологии», Чтоб меня не обвиняли в голословии, я привожу здесь выдержку из книги «Очерки по истории математики» (Минск «Высшая школа» 1979), написанного Болгарским Б.В. и посвященную биографии Михаила Васильевича Остроградского.
...Остроградский ввиду выдающихся успехов, проявленных им в математических науках, был представлен к утверждению за ним ученой степени кандидата математических наук... Профессор философии... Дудрович ... опротестовал представление Остроградского Советом университета и приложил к протоколу заседания Совета свое особое мнение. В котором возражал против производства Остроградского в кандидаты наук, приводя в качестве одного из мотивов то, что «Остроградский не слушал богопознания и христианского учения». Попечитель Харьковского учебного округа Карцев и министр Голицын главное внимание обратили на особое мнение Дудровича. Не считаясь с постановлением Совета университета, министр не только запретил представлять Остроградского к ученой степени, но далее предписал задержать его университетский аттестат впредь до пересдачи заново всех экзаменов.
Теперь, Вы поняли, наверное, почему именно башкирские ученые мыслители 18-19 веков, в частности З.Расулев, Р.Фахретдинов, М.Уметбаев, М.Бурангулов, З.Валидов и многие другие не имели официальных Российских научных званий. Они, будучи представителями башкирского народа исповедующего исламскую религию, конечно, не могли даже, и думать о защите диссертаций в соответствии с требованиями Российской империи.
Нет, конечно, и среди башкир были титулованные научными званиями. Но кто помнит их труды, и какой вклад они внесли в развитие башкирского народа?
Между тем, труды и мысли 3. Расулева, Р.Фахретдинова, М.Бурангулова, З.Валидова, как труды и мысли действительно академического уровня, до сих пор служат неиссякаемыми научными источниками, откуда черпаются все новые и новые научные сведения. И у меня тоже нет, какого бы то не было желания защищать диссертацию в соответствии с требованиями ГОСТа 2.105-95. Поэтому и оформляю свою работу в виде «Иршаднамэ», в полном соответствии с требованиями восточной мысли, так как считаю, что требования этого ГОСТа зацикливают мысль исследователя в «величестве, могуществе и исключительности» русского народа и православия” (И.Б. Зианбердин. ИРШАДНАМЭ – история Башкортостана в 12 томах с 30 века до нашей эры по 1755 год нашей эры том I. Исянгулово – 2010, стр. 4-6).
Но я твердо убежден: никому не удастся вырвать наших глубоких корней из башкирской земли! Урал – вечно был, есть и остается прародиной башкир, здесь вечно обитают не только наши тела, но и вечный дух, башкирский дух, заложенный на вечные времена в нашу главную молитву-пословицу: “Донъя – Ҡуласа, бер әйләнә, бер баҫа” (Мироздание – Колесо, который раз -- крутится, другой раз давит [недругов]), философия эта выражена наглядно на нашем национальном символе Асаба-Астак – Свастика, которая, как и земля наша, дана нам на вечные времена Самим Всевышним Господом Имиром и не надо путать нашу святыню с нагло присвоенным и оскверненным гитлеровскими фашистами знаком! Свастика – это есть символ вечного движения по орбите священных светильников наших Солнца (Кюнь) и Луны (Ай), вечное движение всего Мироздания; учение это зашифровано нашими мудрыми предками в названной молитве-пословице, где после открытого текста “Мироздание – Колесо” следует шифрограмма: если учесть, что “бер” это Ер (Земля), тогда “бер әйләнә” значит Ер-Ай, Ал-Ана (Земля-Луна, Солнце-Небо); следующее выражение “бер баҫа” есть Ер-Аба-Аса (Земля-Воздух-Вода). Значит, всеми этими жизненноважными благами на вечные времена наделил нас Сам Господь Всевышний Имир, и никто не в праве отнимать их от нас, от башкир. Вот так понимаем и живем мы, башкиры, поэтому никто никогда нас не сможет силой отторгнуть от родной земли, и впред мы останемся такими.
И все же почему мы становимся манкуртами?
Грубо говоря, в своем духовном развитии как “һомо сапиенс” мы находимся в стадии цивилизованной дикости, для преодоления которой многим из нас, как мне кажется, требуется ликбез (ликвидация неграмотности) по предмету истории. Но не такой, какой проводили большевики, ликвидируя у многих букварьную неграмотность (спасибо им за это), но одновременно превращая их в отпетых манкуртов, не ведающих родства дальше одного поколения. Поэтому многие из “мелких народов и народностей” искренно верили, что только Великая Октябрьская революция 1917 года дала им, от природы слепым и безмозглым, все, начиная с письменности и кончая историческим сознанием, хотя мы, башкиры, имели свою клинописьную письменность по крайней мере уже шесть тысяч лет тому назад (башкирско-шумерский эпос “Гильгамеш” и другие изложенные на шумерских глинянных книгах), проторуническую и “протолатинскую” -- в I тысячелетии до н.э. (памятники асылыкульские, иссыкские, из города Сарда и этрусков), поздноруническую – в эпоху раннесредневековья (памятники из Орхона – Селенги, а также из центральных, южных районов Республики Башкортостан) – все они написаны на понятном для современных башкир языке. Подумать только: разве великий башкирский поэт Кулгали, написавший еще в начале XIII века свой знаменитый дастан “Кисса-и Юсуф”, разве был он бесписьменным?! Или когорта выдающихся башкирских поэтов, военначальников и мыслителей мамлюкского Египта Насретдин аль-Насири аль-Башҡурди, Санжар аль-Руҡны аль-Башҡурди, Алаитдин Башҡурд аль-Насири, Ғилметдин аль-Башҡурди, Сарын аль-дин аль-Башҡурди, Ҡыратай Хазинадар Ғилметдин аль-Башҡурди, Ғилметдин Санжар аль-Башҡурди, Ғилметдин Башҡурд аль-Насири, великий правитель и полководец Бейбарс аль-Буржани разве тоже были бесписьменными?! Или совсем близкие к нашей эпохе башкирские знаменитости как Салават Юлаев, Тажетдин Ялсыгол аль-Башкорди, Гали Сокори, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалям Умутбаев, Ризаитдин Фахретдинов, Ахматзаки Валиди Туган, Шаихзада Бабич свои замечательные произведения тоже не писали, а проговорили в воздух?!. Если верить большевикам, может быть, может быть... Ведь мы были убеждены и в том, что у башкир не была своей истории глубже чем до 1917 года, и многие из нас не имели понятия о капитальном трехтомном своде истории народов евразийского континента, составленный в 1680 году башкирским великим ученым Саидом (религиозной главой) Ягафаром Садировым, выдающимся полководцем башкирской освободительной войны 1680-84 годов против захватнической политики русского самодержавия. Запрещалось даже, как нежелательное напоминание о башкирской истории, воспевание башкирской воинсой отваги, проявленные в Отечественных войнах 1812-14 и 1941-45 годов, по-видимому для того, чтобы вышибить дух воинственности у башкир. У нас также “никогда не было своих композиторов” вопреки тому, что чарующие душу башкирские мелодии “оҙон көй” не прерываясь через веков дошли до нас и продолжают волновать нас; “не было театра”, не смотря на удивительные свидетельства говорящие об обратном -- осколки из былых массовых представлений, сохранившиеся в таких народных песнях, как, например, “Ерәнҡашҡа атҡайым”.
Самое главное – сделать башкир ущербными -- укоренить в их сознании чувство уподобления себя с жалким перекати-поле, не имеющий корня и по воле ветров бесцельно бродячий по степи (именно таким воспел башкир популярный в красной империи народный поэт Башкирской АССР М. Карим), помогало это нашим недругам подложить под народ “научную” концепцию отрицания его автохтонности с одновременным утверждением мигрантности башкир на Урале; цель ясна: нет опоры-земли – нет башкира, аборигена-хозяина богатейшего ресурсами Урала!
Для манкуртизации башкира и отчуждения его из его прародины Урала велась и ведется скрытая, тонко обдуманная идеологическая война со стороны враждебных ему сил. Как известно, в 1920 году при изобретении Татарской АССР Лениным был выкроен большой кусок исконно башкирской территории (Мензеленский уезд), где тогда по последней переписи проживало двести тысяч башкир. Поразительный факт: после пяти лет просуществования новообразованной республики там из этих двухсот тысячи не остался ни один башкир – поголовно все были переписаны в татары. То же было проделано с башкирским населением бывшей Вятской губернии. Тенденция эта теперь усилиями апологетов татаризации перенесена на территорию самой Республики Башкортостан в его западные районы с населением природных башкир говорящих на северо-западном диалекте башкирского языка. Сверхамбициозные казанские пантатаристы, преисполненные желанием возвеличить свое происхождение и проглотить других любым путем и широко используя для этого исторические источники с наличием названия “татар” (после нашествия на Европу так называемых татаро-монголов все тюркские народы без исключения были заклеймены таким названием), составили и издали свод древних текстов под названием “Из глубины столетий”, тщательно отбирая источников содержащие именно такие названия, проявляя при этом великое старание притуманить всякие сведения о башкирах. Приведу нескольких примеров. Как известно, с древнейших времен Византия поддерживала дружественные отношения со своим грозным северным соседом “пачинакитами”-башкирами; например, в августе 568 года императором Юстином II было отправлено представительное посольство, которое было принято с почетом в летней резиденции Истеми-кагана около горы Тора-тау (Эрнст Добельхофер. Знаки и чудеса. М.,1963, стр. 334-338), который находится в современном Ишимбаевском районе Республики Башкортостан. Через четыреста лет в сочинении императора Константина VII Порфирородного или Багрянородного (908-959) о “северных скифах” (948-952) почти весь опус был посвящен также подробному описанию истории “пачинакитов”, то есть речь шла о башкирах, которые “место обитания имели на реке Атил, а также на реке Геих, будучи соседями и хазар, и так называемых узов”. Нетрудно понять, что здесь Атил – нижнее течение Агидели (Белой) Идель, а Геих – Яик (река Урал), а “так называемые узы” – предки современных усярганцев-башкир, которые, как следует из данного сочинения, имели место проживания тогда западнее реки Идель, которые представляли из себя родоначальников не только современных усярганцев-башкир, но и русских (от них идет тюркский этноним урус<рус). Как пишет Парфирородный, “Однако 50 лет назад упомянутые узы, вступив в соглашение с хазарами и пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны, и владеют ею вплоть до нынешних времен так называемые узы. Пачинакиты же, обратясь в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения. Достигнув земли, которой они обладают ныне, обнаружив на ней турок (болгаров. – З.С.), победив их в войне и вытеснив, они изгнали их, поселились здесь и владеют этой страной” На так называемом карте Махмуда Кашгари эти башкиры помещены на землях между Доном и Днепром в соседстве с русами. Отвоеванная узами-усярганцами от пачинакитов-башкир территория современной Республики Башкортостан на той карте обозначена как Кобстан (на жревнебашкирском языке “коб” это волчица-собака) – “страна людей поклоняющихся Волчице-Собаке”; усярганцы действительно поклонялись-Волчице-Собаке – мифической молочной матери их мифической родоначальницы Шульган, поэтому монголы и вслед за ними и другие соседние народы называли их ногай (собака). В приводимом источнике есть интересные сведения, показывающие однородности пачиникитов-башкир и узов-усярганцев и дающие основания к предположению причины закрепления за этими родственными племенами единого объединительного этнонима башҡорт/башкир, вот они: “Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличится от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показать, что они отрезаны от своих и от соплеменников”. Как говорится, нет худа без добра: на территории упомянутого Кобстана (современного Башкортостана) произошло историческое объединение разобщенных ранее племен двух фратрий первоначально-единого усярганоканлинско-бажанакобашкирского рода с принятием общего для всех этнонима башҡорт/башкир. А интересные изменения в костюме пачинакитов-башкортов под названием “кәзәки” (казакин) сохранены до сих пор: “Кәзәки (казакин) был много короче, всегда выше колен и уже бешмета; шился он также в талию и на подкладке; рукава его были короткие, едва доходили до локтя” (С.И. Руденко. Башкиры, историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955, стр. 163, 166, рис. 128). Одеяние это в ношении современных башкир выглядит вот так (из книги:С.Н. Шитова. Башкирская народная одежда. Уфа “Китап” 1995, стр. 235), рис.2:
Древнее название одежды ҡаза-көн/казакин (где в переводе “ҡаза” – бедствие, “көн” – день) является народным памятником того бедственного дня пачинакитов-башкир, о котором сообщил Парфирородный, когда башкиры-воины вынуждены были укоротить свою верхнюю одежду.
Я не поверю, если ученые мужи, составившие названный свод, скажут, что они не знали или не догадывались о всем этом, касающимся башкирам, но все же догадались же они в сугубо своих интересах “объяснить” этноним “пачакит” откровенно тенденциозным примечанием: здесь “речь идет о печенегах” (неискушенный читатель непременно будет “усекать”, что речь идет не о башкирах). Но уже давно известно, что печенеги/бажанаки – материнское левое крыло фратрии, а башкорты/башкиры – ее отцовское правое крыло, по сути они все башкиры. В своде даны еще такие источники, как письмо Иокаганки-венгра (1320 г.) и знаменитые путевые записи Ибн-Фадлана-араба, оба текста изобилуют названиями как страна Баскардия, страна Башкырд, но составители постарались оставить их совсем без внимания. Там же читаем: “Карта мира приложенная к труду Махмуда Кашгари... На карте отмечены земли кипчаков, огузов, татар”, но наличие там “земли башкурдов” преднамеренно замалчивается (Из глубины столетий, 2-е издание. Казань, Татарское книжное издательство, 2004, страницы 70, 77, 88-89, 94-95, 157-160 и надпись к фото карты мира из труда М. Кашгари). Факты эти говорят о башкирофобии, ведь недаром говорится: чтобы покончить с любым народом прежде надо отнять его историю...
Еще вот что: не надо нам ожидать ничего хорошего (в смысле правды) также от официально дипломированных башкирских ученых – все они “вышли из шинели” московских, петербургских или казанских наставников-европоцентристов и пантатаристов, то бишь великодержавных шовинистов-колонизаторов и ни за что не могут они противоречить им и рисковать своими учеными степенями, полученными от них же. Поэтому они в след за ними “начальной датой” происхождения башкирского народа считают (смешно даже!) 922 год, ибо тогда устами араба-путешественника якобы “впервые” было произнесено слово башкурд/башкир, как будто до этого не было их на свете; в то же время “старший брат” из их среды пошел дальше, отрицая даже сущетвования когда-либо самого Ибн-Фадлана, при этом дипломированные коллеги этого нигилиста остались безучастными (молчание – знак согласия). Но все же приоритет в этой области остается за их аксакалом Р.Г. Кузеевым, внесшим фундаментальный вклад в историографию, раз и навсегда заклеймив башкир мигрантами, как перекати-поле “возникавшими” на великолепном иранском и угрофинском Урале “не раньше XI века” (значит, злосчастное растение может катиться прочь). И никто из его коллег не ломал голову думая в обратном направлении, не заикнулся о походах наших предков на все четыре стороны из их родины Урала, а происходит все это в то время когда человеку даже с неполным средним образованием кое-что известно о каких-то странных шумерах/самарах, оставивших свои загадочные следы на картах: на Приуралье (город Самара на национальном округе Ханты-Манси, река Самара – приток Идели/Волги), на Кавказе (река Самур), на Средней Азии (город Самарканд) и на арабском востоке (город Самарра). Почти каждый ученик средней школы знает о “северных народах”, завоевавших Древний Восток (Месопатамию, Египет), очень хорошо известен ему грозный царь Саргон, дошедший до самого Египта. Но полагаю мало кто даже из ученых задумался об этимологий древности как шумер/самар, фиргавен/фараон и Саргон, происходившие именно от башкир – почитателей их мифической молочной матери Волчицы/Собаки, а слова эти образовались, по-моему, следующим путем:
әсә-бүре (волчица/собака)>сабуре>самуре/самара>самар/шумер;
фиргавен>бурек-абан (волчица/собака)>Бүрек-Амон (Солнце-Амон – бог древних египтян);
Саргон>усаргон/усярган (в значении “царь усярганцев-башкир”, как и средневековые царские имена Ногай-хан, Урус-хан, Башкорт-хан).
На протяжении ряда поколений трон Древнего Египта занимали усярганские/осорконские (башкирские) фараоны:
III династия (2778-2723 гг. до н.э.): Хуни (бажанак-башкир);
V династия (2563-2423): Усеркаф (усярганец из Кафа – Кавказа);
XXII династия (950-730): Осоркон I, Осоркон II, Осоркон IV;
XXIII династия (817-730): Осоркон III (Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, стр. 176-178).
Нашим ученым-нигилистам остается только гадать: каким образом прикатилось это злосчастное перекати-поле под именем башкир на “хребет России Урал” (выражение журналиста Парфенова), и куда должно укатиться с глаз долой? Имеется, конечно, готовая и обкатанная многовековая дорога-теория наших “старших братьев”-колонизаторов: так-как всякая тюркская нечисть когда-то мол как саранча, как микробы навалилась на Урал, на благодатную страну благородных индо-иранцев, “из сифилисного, туберкулезного” (известное изречение “сына юриста” Жириновского) монгольского Алтая – туда (или куда угодно) им и обратная дорога! Но теория эта, хотя наши доморощенные “теоретики”, готовые всячески выслуживаться перед всемогущим сюзереном, стараются ее укреплять, она сгнила, обветшала, нитки рвутся по швам, требуется теперь что-то новое, но они не унимаются: “По итогам исследований Р.Г. Кузеева, -- пишет один из них, -- выясняется вот что: древние башкиры на Южный Урал переселились из Средней Азии” (Н.А. Мажитов. Тайны Древнего Урала. Уфа, 1973, стр. 145, 150), а ведь это равносильно приведенному выше великому открытию того небезизвестного Ходжы Насретдина!.. Наши ученые не способны мыслить нормально, ставят они все вниз головой: скажем, рас исторические следы таких предков башкир как катайцы и сиры, массагеты и тиссагеты, канлинцы и бурзяны, усярганцы и хунны-печенеги, сарды и этруски, булгары и бургары, бургундцы и баски, бурзяны-пруссаки и асабайи-шведы обнаруживаются в Китае, в Средней Азии, Иране и Индии, в Египте, Греции или на Западной Европе, то по этим неопровержимым уликам ими можно делать вывод о том, что первые башкиры первоначально происходили и жили именно в тех перечисленных краях, но только не на Урале, и вообще тюрки мигрировали на Урал не ранее XI века. Но хотелось бы узнать: куда девать тогда великого башкиро-тюркского кагана Баламбера (по-башкирски Балам-бүре – “сын волчицы”) правившего в 363-378 годах (по хронологию Саида Ягафара) именно на Урале и отправившимся на свой победоносный поход на Запад именно оттуда? Да, историки не называют его башкиром, а болгаром, но ведь этноним “болгар” стопроцентно произошел от “башкорт” (Н.А. Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979, стр. 249), поэтому для точности и на благо истории было бы целесообразно пользоваться теперь термином башкир-булгар. И так, с давних времен (еще до нашей эры) династия башкиро-булгарских ханов правила неизменно на исторических башкирских землях (по Саиду Ягафару в стране Идель) со ставкой между Иделем/Волгой и Яиком/Уралом; для убедительности приведу поучительный отрывок из Истории названного Саида Ягафара (III том):