Они погибли за родину»

На обелиске братской могилы в Каменке, что расположена чуть ниже от бывшего военного городка на территории старого кладбища, выбито 54 фамилии. Сам по себе обелиск не несет никакой информации. Только скупая надпись «Они погибли за Родину». Но как погибли и где, не понятно. В скорбном и далеко не полном списке воинов, умерших от ран в Каменском эвакогоспитале, десять фамилий летчиков 10-го ЗАП: П.И.Смирнов, Я.М.Стрекалкин, С.А.Охрименко, И.М.Кузьмичев, Г.Г.Шпунин, Н.Н.Яковлев, В.И.Зубков, Л.Н.Корепанов, Н.И.Берковский, Г.В.Ковалев. Чуть поодаль от братской могилы видна скромная синяя оградка с пятиконечными звездами по бокам. Внутри – ни памятника, ни креста. По рассказам старожилов там тоже были похоронены летчики. Их фамилий мы не знаем.

В результате архивных поисков автору этих строк удалось выяснить судьбу 18-и летчиков 10-го ЗАП, погибших и пропавших без вести на нашей земле. Хотя Каменка находилась далеко от линии фронта, авиаторы гибли и в тылу. Причин тому несколько: изношенная или малоизученная техника, погодные условия и так называемый человеческий фактор. О нем было сказано выше. Летчики летали, что называется «от зари до зари». Неудивительно, что при таком раскладе ошибки и жертвы были неизбежны.

Первую потерю полк понес во время перебазирования, 28 сентября 1941 года. Тогда при исполнении служебных обязанностей погиб лейтенант В.Г.Малышев[20]. В ноябре того же года 10-й ЗАП не досчитался еще одного пилота – младшего лейтенанта И.В.Бурина[21]. Их фамилии, к сожалению, так и не были не увековечены.

4 января 1942 года заместитель наркома обороны СССР генерал-полковник авиации Жигарев издает приказ «О мерах по борьбе с аварийностью в частях ВВС округов и запасных авиаполках»[22]. В нем говорилось, что «за период с 1.07 по 15.12.1941 г. во внутренних округах и запасных авиаполках произошло 337 катастроф и 586 аварий. При этом погибло 604 человека личного состава и разбито 747 самолетов. Рост аварийности не прекращается потому, что многие командиры частей стали равнодушно относиться к самому факту летных происшествий, не принимая решительных мер к ее предупреждению. Расхлябанность и разгильдяйство, безответственность и халатность приводили и продолжают приводить к бессмысленному и варварскому уничтожению материальной части». Сюда еще можно было бы добавить: «вышестоящее начальство в погоне за планом отправки на фронт урезало и без того мизерное количество часов, отведенных на летную подготовку». Спешка до добра не доводила. Данный приказ мало что изменил. Словно по злой иронии 1942 год был самым трагичным для 10-го запасного авиаполка. Именно в этот период в нем происходило переобучение на новый самолет-штурмовик Ил-2. В результате катастроф самолетов гибнут: сержанты П.С.Донец, Н.Н.Яковлев, П.И.Смирнов, Г.Г.Шпунин, старшина Н.И.Берковский. Пропадают без вести: воентехник 1-го ранга А.Д.Оганесян, старший техник-интендант И.О.Борисов, лейтенант Г.Г.Клименко. Всего 8 человек.

Техника подводила и в 1943 и в 1944 годах. Старожилы с.Адикаевки Каменского района до сих пор помнят о катастрофе самолета и гибели летчиков в 1943 году. Этот факт подтверждает и Н.В.Черниенко, обратившаяся несколько лет назад с письмом в редакцию газеты «Каменская Новь». Она просила отыскать следы ее дяди, лейтенанта Г.К.Медведенкокоторый погиб 29.03.1943 года в результате совершения тренировочного полета на ИЛ-2. Поиски могилы летчика в адикаевском лесу, предпринятые местными следопытами, результатов пока не дали.

За 1943-1944 гг. в 10-м ЗАП погибли при авариях самолетов: старшина, пилот-инструктор Г.В.Ковалев, лейтенанты Л.Н.Корепанов, Я.М.Стрекалкин, А.В.Тарасов. В результате несчастного случая оборвалась жизнь старшего военфельдшера С.А.Охрименко.

Эти молодые парни, многим из которых было чуть за двадцать, так и не совершили свои подвиги на фронте, куда они так рвались. Но они достойны того, чтобы мы их помнили.

Наши рекомендации