V. Обучение написанию делового письма.
Учитель: - Современное деловое письмо является не только носителем определенной информации, но и правовым документом. Давайте познакомимся с планом подобного письма.
-Ознакомьтесь с классификацией служебных (деловых) писем. Думаю, что каждому из вас непременно пригодится умение составлять хотя бы одну из этих форм.
-А теперь запишите устойчивые словосочетания, фразы, которые достаточно часто встречаются в служебных письмах и стали уже своеобразными речевыми моделями.
VI. «Конкурс эрудитов».
Учитель: -А сейчас от писем деловых мы вновь переходим к письмам личным. Безусловно, научиться писать яркие, интересные, содержательные письма, кроме того, соответствующие всем правилам и нормам русского языка, невозможно, не будучи любознательным и вдумчивым читателем. Мы с вами знакомы со многими произведениями русской литературы, в которых герои пишут или получают письма. Давайте попробуем их узнать, вспомнить, о чем же были написаны эти письма, кто был их адресатом, а кто – адресантом (не путайте!). Итак, «Конкурс Эрудитов»!
(Каждому ученику раздается ассоциативный кроссворд, в котором они сначала выделяют имена и фамилии героев, а затем комментируют (устно) ассоциации, которые вызывают эти герои со словом «письмо». Ответы сверяются по демонстрационному варианту кроссворда, выполненному в цвете.)
Материал к кроссворду:
- Письмо к Обломову от Штольца (А.Гончаров «Обломов»).
«Он дома нашел еще письмо от Штольца, которое начиналось и кончалось словами: «Теперь или никогда!», потом было исполнено упреков в неподвижности, потом приглашение приехать непременно в Швейцарию, куда собирался Штольц, и, наконец, в Италию. Если же не это, так он звал … в деревню, поверить свои дела, встряхнуть запущенную жизнь мужиков, поверить и определить свой доход и при себе распорядиться постройкой нового дома. «Помни наш уговор: теперь или никогда», — заключил он.»
- Письмо к Печорину от Веры (М.Лермонтов «Герой нашего времени»).
"Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда больше не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу... ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя - ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна.»
- Письмо к Гриневу от Маши Мироновой (А.Пушкин «Капитанская дочка»).
«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь дошло до вас! … Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь…»
- Письмо Татьяны к Онегину (А.Пушкин «Евгений Онегин»).
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.»
- Письмо Городничему от Андрея Ивановича Чмыхова (Н.Гоголь «Ревизор»).
«Любезный друг, кум и благодетель! Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки, то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито…»
VII. Заключительная часть урока. Подготовка к творческой работе «Письмо другу».
Учитель: - Прочитайте вновь план, предложенный в начале урока. Выберите тему или круг тем, которые заинтересовали бы вашего друга. Что вы хотите поведать ему в первую очередь? Не забывайте, что это будет личное письмо, а не деловое, поэтому стремитесь к эмоциональности и живости вашей письменной речи. Позаботьтесь о разнообразии грамматического строя и лексических средств. И, пожалуйста, запомните слова историка, философа Лихтенберга: «В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы».
Домашнее задание. Закончить написания письма другу
Рассказ
“Как было написано первое письмо”
Давным-давно, еще в каменном веке жил один человек. Звали его Тумагай. У него была жена Тешумай и маленькая дочка, которую звали Таффи.
Как-то раз Тумагай с дочерью пошел на охоту. Взял он деревянное копье и тут же его сломал; слишком сильно он ткнул его в дно реки. Что делать? Тогда дочь попросилась домой за другим копьем, но отец ее не пустил. Идти домой одной– далеко да и опасно. Тогда Таффи уселась около отца и начала думать что делать. Потом она сказала отцу: “По-моему это досадно, что мы не умеем писать. Написали бы записку домой, чтоб нам прислали другое копье!
А в это время шел незнакомый человек. Он ничего не понял из того, что сказал ему Тумай, потому что он был из другого племени. Тогда Таффи попросила незнакомца сходить за копьем к ее маме. Она начала рисовать дорогу к дому.
· Сейчас я нарисую как папа ловит рыбу, но копье сломалось. Это я. У меня волосы в разные стороны, потому что так рисовать легче. Теперь я нарисую тебя с копьем, чтобы ты не забыл его. Ты дойдешь до двух деревьев, поднимись на гору и выйдешь на Бобровое болото, а там и наш дом.
Незнакомец поглядел на картинку и сказал себе: “ Если я не приведу племя, то этого человека убьют враги”
Он добежал до пещеры Тумагай, и там его встретила Тешумай. Как только она увидела картинку, то сильно закричала, так как увидела на ней, как этот незнакомец накинулся с копьем на мужа и сломал ему руку. Тут прибежали все вожди тегумайского племени и решили отрубить незнакомцу голову. Между тем незнакомец ничего не сказал, а когда собралось тегумайское племя, он повел этих людей к реке и там они увидели Таффи с отцом. Тут Тешумай подбежала к Таффи и поцеловала ее. А вожди стали ругать Тегумай, почему незнакомец принес такую страшную весть. Таффи стало неловко за свой рисунок и начала рассказывать, что она хотела передать через это письмо.
После этого все очень долго молчали. Потом засмеялся вождь, затем незнакомец и все тегумайское племя. И главный вождь тегумайского племени прокричал, проговорил и пропел:
· О Девочка,... ты сделала великое открытие!...
Отрывок из произведения А.П. Чехова “Ванька”
(письмо Ваньки дедушке Константину Макарычу)
Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
“ Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке
Потом подумал и прибавил: “Константину Макарычу”.
найти стихотворение Э.Асадова Одно письмо
Исследовательская работа по русскому языку "Прошлое, настоящее и будущее писем"
Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века.
Уайлдер Торнтон
Письмо по праву причисляется к величайшим культурным ценностям человечества. Народы делятся на обладающих письменностью и бесписьменных; этот факт свидетельствует о значении письма. Речь носит моментальный характер, ограничена во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезает сразу после разговора, написанное слово может преодолеть время и пространство. Недаром говорят:"Написанное пером не вырубишь топором". Письмо можно определить как такое средство общения, которое помогает человеку преодолеть время и пространство. Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.
Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Актуальность проблемы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий.
Сейчас мобильные телефоны, пейджеры, Интернет - все эти современные средства связи постепенно вытесняют письма, которые были единственным средством коммуникации, и написание писем было умелым искусством.
Однако и в наши дни не следует забывать об элементарных правилах корреспонденции.
Поэтому цель моей работы получить ответы на вопросы: 1.Не исчезнет ли эпистолярный жанр? 2.Есть ли необходимость сегодня писать письма друзьям?
Объектом было письмо. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Сравнить содержание письма и современного SMS сообщения.
2. Анкетирование среди учащихся 6-7 классов« Нужны ли письма в наше сегодня - время информационных технологий»
Гипотеза: Я думаю о том, есть ли у моих сверстников необходимость, как в старину, писать письма друзьям.
История письма насчитывает много тысячелетий. И первые письма, естественно отличались от современных писем, древнее письмо называли пиктографией, латинское слово- pictus- рисованный.
Затем было узелковое письмо 2500 году до н.э. Племена инков передавали информацию при помощи сочетания нитей и узелков. Каждое приспособление представляло собой основной шнур с привязанной к нему сотней нитей. И нити, и узелки, и их расположение, и цвет имели значение. Ученым не удается расшифровать узелковое письмо до сих пор.
Из словаря С.И. Ожегова о письме мы узнаем: письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. Письмо - одно из средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. Письма делятся на деловые и личные. Деловые состоят из введения, доказательства и заключения, а личные – из вступления, основной части и вывода.
Какие формы служебных писем существуют?
- Письмо - сопровождение
- Письмо - просьба
- Письмо - извещение
- Письмо - напоминание
- Письмо - приглашение
- Письмо – ответ
Почему мы перестали писать письма?
Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто с ошибками клавиатурного набора, иногда просто так, не от души, отпишусь мол. До сих пор я жду в почтовом ящике (обычном почтовом ящике) письма, открытки, которые храню и перечитываю. Сентиментально, наивно?.. Стремительность жизни, да и отсутствие веры во многие её сюжеты, "украли ", на мой взгляд, душевность, отзывчивость, теплоту души. Не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо
Что такое SMS сообщения
«SMS» с англоязычного (ShortMessageService ) переводится как служба коротких сообщений, система, служащая для отправки и принятия текстовых сообщений посредством мобильного телефона. Заметным плюсом данной системы является быстрая доставка, обычно в течении нескольких секунд.Первое SMS сообщение было отправлено в декабре 1992 года в Англии, передавало текст с персонального компьютера на сотовый телефон сети GSH компании Vodafone.
Проанализировав содержания смс сообщений, можно сделать такие выводы:
1.Узнать о местонахождении (и планах) адресата: Ты где? или Чего не отвечаешь?Чего заблокирован?Опять телефоны отобрали? Ну...Ответь сейчас хотябы!;
2.Узнать о самочувствии и настроении адресата: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как прошли выходные?;
3.Сообщить о своем местонахождении (и планах): Я ещё в краске. Ещё стричься и сушиться. Короче, минут сорок или Я в кино;
4.Сообщить о своем самочувствии и настроении В сети буду после 9. Очень плохое настроение и куча домашних дел или Если бы ты знала, как страшно ехать к твоему плохому настроению...;
5. Сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном: Ura! Ura! ispolnilas' moya mechta! Ya nakonets-to, pervyi raz v jizni, iskupalsya v prorube!;
6.Выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п.: Это на нервной почве неадекватность. Расслабля... ;) коси и забивай! :D или Спасибо) И тебе всякого разнообразного
Использование упрощенного варианта общения - максимум информации за короткий промежуток времени - способствует грубому нарушению правил в русском языке:
-сонце (солнце), мыца (мыться) - орфография фонетическая;
- я тя лю - не несущие смысла части слов отсекаются;
- изза (из-за) – опущение дефисов;
- сдесь (здесь) - взаимозаменяемость парных согласных ("с" получается при нажатии кнопки телефона три раза, а "з" - после пяти раз);
- харашо (хорошо) - варьирование гласных ("а" - одно нажатие, "о" - три);
отсутствие мягкого знака, удвоенной Н и знаков препинания, которые активно используются для выражения эмоций: и т.п.
Анализ письма
Предметом исследования является фронтовое письмо.
Письмо написано на тонкой серой бумаге. Изначально письмо писалось пером, но окончание письма - карандашом. По этому поводу можно сделать два предположения: первое – письмо писалось в разные дни, второе – недостаток чернил. На письме стоит штамп Марые гос. П.П. 92205 Н. от 9.10.44, имеется и штамп получения 27.10.44.
Мне ценно содержание самого письма. С первых строк письма можно узнать автора и степень его родства к адресату. Кроме этого меня заинтересовал стиль письма. «Письмо от известного вашего сына Сайфуллы Хайрулловича»
Читая письмо, я ещё не знала, кому именно принадлежало оно. У меня было несколько «зацепок» – имена, упомянутые в письме и имя человека - автора данного письма. Надо бережно хранить их, т.к. сохранились в ограниченном количестве.
В письмах с фронта много интересной информации о чувствах и переживаниях бойцов, об их любви к Родине, о чувстве непримиримой к врагам фашистам.
Письма дают возможность правильно понять и оценить характер человека, а также вызывают желание узнать о дальнейшей судьбе автора писем и его родных и близких.Эти письма действительно требуют необычного чтения. Читая эти письма, чувствуешь особенно и неповторимость военного времени, чувствуешь как ждали этой дорогой Победы, как верили в неё.
Анкетирование среди учащихся 6-7 классов « Нужны ли письма в наше сегодня - время информационных технологий»
Мы провели анкетирование среди учащихся 6 - 7 классов. В конце концов, неплохо бы знать мнение подрастающего поколения,. Школьникам было задано 9 вопросов:
1) Как вы думаете, для чего нужны письма?
2) Получали ли вы письма?
3) Радостно ли вам было?
4) Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам?
5) Легко ли написать письмо?
6) Какие способы общения наиболее часто используются вами?
7) Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?
8) Какие из способов общения кажутся Вам самым удобным?
9) Нравится ли Вам писать письма?
Чтобы ответить на наши вопросы, мы провели опрос среди учеников нашей школы.
Ответы превзошли все наши ожидания.Письма - вид связи, еще не исчерпавший свои возможности, хотя и вытесняемый из повседневной жизни другими, более современными видами связи.
Писать письма - зачем? Затем, что письмо требует точности в определении чувств.
Напишите. Найдите, кому написать…
Плохо ли я живу? Нет, я живу замечательно. И хочу жить еще лучше. И чтобы люди вокруг тоже жили еще лучше. Конечно, одними письмами этот вопрос не решить, но близкому человеку, уверена, всегда приятно твое послание, признание в любви, нежность ребенка, отеческое наставление. Поэтому пишите
Как вы думаете, люди писали письма до возникновения азбуки? Да, рисовали на скалах рисунки, и разные знаки.Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Для передачи информации они придумали делать небольшие рисунки на камне, а если нужно было передать сообщение, то на дощечке. Ещё в глубокой древности пользовались люди удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду.