Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница

Какие еще фонетические явления встречаются в этих словах?

Примечание:

Чтобы определить, по какому признаку происходит ассимиляция, надо сравнить тот звук, который «должен» произноситься, со звуком, который произносится. Признаки, которыми отличаются эти звуки, и являются теми звуками, по которым произошла ассимиляция.

Ход суждения:

Лавка [лафкъ]. Звук, который «должен» произноситься, – [в]; звук, который произносится, – [ф]. Сравним их фонетические качества.

 
  Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru

Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru Твердый = твердый

Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru Губно-губной = губно-губной ф

Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница - student2.ru [в] Фрикативный = фрикативный

Шумный, звонкий = шумный, глухой

Звуки отличаются по глухости-звонкости, значит, ассимиляция произошла по признаку глухости-звонкости.

Проверочная работа в конце занятия:

Сделайте фонетическую транскрипцию предложения (5–7 слов), укажите все случаи позиционных и комбинаторных изменений звуков.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. ПОДУМАЙТЕ!

Существует анекдот об ученике, который в слове «ещё» умудрился сделать четыре ошибки (он написал «исчо»). Привлекая для сравнения другие русские слова, попытайтесь найти объективные доводы, «смягчающие» вину ученика.

Практическое занятие № 5.

Фонема как кратчайшая звуковая единица языка

Время: 2 часа.

1. Фонема. Соотношение фонетики и фонологии.

2. Фонема и ее варианты (аллофоны, аллофонемы, фоны). Различные признаки фонем.

3. Функции фонемы. Дистрибуция фонем и их варианты.

Понятие дополнительной дистрибуции. Каким образом можно установить, к одной и той же или к разным фонемам принадлежат те или иные звуки? От чего зависит выбор аллофона в речи? Покажите это на примере двух аллофонов одной фонемы.

4. Понятие о фонологических школах. Различие в подходе к пониманию функции фонемы, нейтрализации фонем и фонемных чередований. Основные различия в понимании «слабой» фонемы представителями МФШ и ЛФШ. Понятие чередования (альтернации).

5. Чередование звуков и чередование фонем. Чем объясняются фонетические и исторические чередования?

6. Система фонем. Оппозиция. Нейтрализация оппозиций. Какие исторические изменения коснулись звуковой стороны русского языка? Из курса лекций по введению в славянскую филологию подберите языковые факты, свидетельствующие об историческом изменении системы фонем.

Литература и задания:

1. Лекция по теме.

2. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов:

Дал-бал, зал-жал, год-кот, быль-пыль, ток-сок, моль-боль, шар-пар, рок-бок, ус-ас, лом-ром.

3. Какими звуками (фонами) и какими фонемами различаются слова:

Наши рекомендации