I. Понятие истории. Предмет ее изучения.
Материалы к лекции по теме «История как наука».
Основные вопросы.
1. Понятие истории. Предмет ее изучения.
2. Основные отрасли исторических знаний. Исторический источник.
3. Научные принципы изучения истории. Объективный и субъективный фактор.
4. Особенности исторического пути развития России. (Самостоятельно)
I. Понятие истории. Предмет ее изучения.
История (от греч. historia) – одна из старейших наук. С древнегреческого «история» переводится как «расследование», «узнавание», «установление». Первым историком считается грек Геродот из Галикарнаса, древний мыслитель, философ, живущий в 485 – 425 годах до нашей эры. Именно его называют «отцом» истории.
Однако нельзя думать, что до Геродота люди не интересовались прошлым. Конечно же интересовались. Как только у человека появилось прошлое, неизбежно возник интерес к его познанию. До той поры как возникла история в научном смысле слова, существовали древние мифы, эпические сказания о героях, где главными действующими лицами были боги, учившие всему людей и объяснявшие им мир. Мифы, там где их помнили, донесли до нас воспоминания о том, что история человечества намного древнее и старше, чем она запечатлена в историографии. Но пределом горизонта европейской историографии считаются Геродот и древние греки.
Древние ценили историю, так как, по словам византийского историка Льва Диакона, жившего в 10 в. н.э., «…история словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее, не позволяя ему погрузиться и исчезнуть в пучине забвения». Безусловно, это не самое главное творение истории. Исторические знания - не только хранилище человеческой памяти, но и действенный инструмент для понимания настоящего и предвидения будущего. Как завет предков к потомкам звучат слова: «Historia est magistra vitae» - история наставница, учительница жизни, поскольку на своих ошибках она учит последующие поколения не повторять их, дабы избежать печальных последствий.
К сожалению, часто уроки истории придаются забвению. Люди на свою беду не понимают, скорее не хотят понимать значимости исторического опыта. Выдающийся русский ученый В.О.Ключевский больше века назад по этому поводу писал следующее: «Хотя часто сетуют, что история никому и ничему не научила, но жизнь жестоко мстит тому, кто совсем не знает истории… Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».
Кроме того, что история не позволяет исчезнуть прошлому в пучине забвения, являясь хранилищем человеческой памяти, учит учиться на ошибках этого прошлого, изучая спрятанные во времени исторические корни современного состояния общества, является действенным инструментом для понимания настоящего и предвидения будущего, кроме всего прочего, владение историческими знаниями – необходимое качество образованности и культуры человека. Согласно древнегреческой мифологии среди девяти муз, которые составляли свиту бога Аполлона и покровительствовали наукам и искусствам, была неотразимая Клио. Не случайно именно она была выбрана покровительницей исторической науки. Веками ей поклонялись те, кто относил себя к людям культурным и образованным.
Изучение истории – важнейшая составная часть современного образования. В высшей школе история занимает важное место в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в силу того, что мы живем во время, обильное идеалами, но идеалами, борющимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это затрудняет целесообразный выбор. На исторической неграмотности часто паразитируют пропагандистские мифы, создаваемые в политических целях. Чтобы правильно выбрать свой идеал, необходимо изучать историю своего Отечества, чтобы, как минимум, ЗНАТЬ ее, а как максимум, ПОНИМАТЬ. Только с пониманием прошлого приходят уважение к своей РОДИНЕ.
Изучение истории имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Память народа о прошлом – основная часть национального самосознания, которое составляет духовную основу государственной независимости. Знание истории формирует патриотизм и обеспечивает преемственность поколений, без чего общество, народ утрачивает целостность и поступательное развитие. Порабощение народа всегда связано с уничтожением или искажением его исторической памяти, с разрушением национальной культуры. Так было не раз в прошлом, то же происходит и в наше время.
Что же включает в себя понятие «история»? Что является предметом ее изучения?
Понятие «история» включает в себя несколько значений:
- в широком смысле под историей понимается любой процесс развития, происходящий в природе и обществе. В этой связи очевидно, что история представляет собой основу научного познания во всех областях знаний;
- более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом.
Раскрывая суть понятия «история», русский историк В.О.Ключевский писал: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия, успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
Таким образом, история - это процесс, который определяется несколькими параметрами:
1. Пространство – (происходит где-то).
2. Время – (происходит когда-то)
3. Этнос – (народ, человек, действующие лица в театре истории).
Определение понятия «истории» позволяет говорить о еепредмете, которым является человек, народ в пространстве и во времени.
Главная цельистории как науки - изучение исторического процесса, объяснение прошлым современных процессов человеческого бытия и определение перспектив развития.
Главная цель исторической учебной дисциплины в высшей школе – воспитание историей, формирование гармонично развитой личности, формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств, свободных от национализма и шовинизма.
II. Основные отрасли исторических знаний. Исторический источник.
История – это особая отрасль знаний, наука о прошлом человечества. Как любая наука, история имеет свою источниковую базу, теорию и методологию познания, методику исследовательской деятельности, историю самой исторической науки. Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение.
Анализ исторического источника является главной составляющей работы историка. Под историческим источником принято считать любую дошедшую до нас информацию из прошлого. По способу фиксации информации источники разделяют на типы – вещественные, письменные, устные, художественно-графические, кинофотодокументы и т.д. Каждый тип делится в свою очередь на виды и группы. По типам и видам источники обладают собственными предпочтительными характеристиками:
- одни наиболее достоверны;
- другие наиболее информативны.