Урок 76-78 . Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, 411, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; разви-н;пъ мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собст-т-и ной работе орфографические ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Словарная работа
(На доске записаны слова.) Язык, языковед, языкастый.
— Прочитайте группу слов.
— Что у них общего?
— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.
— Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)
НЕ, Самоопределение к деятельности
— На какие три группы разделены слова? бол.. кол.-цо ноч.лгай
ЛОС.. КОЦ..КИ ХИЩ..НЫЙ
ден.. пал..то кон-.чик
— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)
— Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.}
— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)
— Во втором столбике?
— Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике — в конце слова, а во втором столбике—в середине слова.)
— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)
— Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)
— Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТмягкий знак не пишется.)
— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.
— Откройте учебник на е. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.}
IV. Работа по теме урока Упр. / (с. 4).
— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.
— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.)
— Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.) Упр. 2 (с. 4).
— Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать свое мнение.)
— Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч'], [Щ']? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетании нужно запомнить^)
— Выполните задание самостоятельно. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения проводится самопроверка по образцам на доске.)
— Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.)
— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.)
— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой
— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(Краски и кисточка.)
Что это у Галочки? Ниточка на паточке. Палочка б руке, А ниточка в реке. (Удочка.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички.)
На ветках плотные комочки,
В нихдремлют клейкие листочки. (Почки.)
Отгадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)
— Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК. 2. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 5).
(Выполняется самостоятельно.)
— В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?
Упр. 3 (с. 5).
(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)
— Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч1]? (Мягкий согласный звук}
— Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосочетание НЧ.}
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Кон..ки, гюч-.та, птен.лик, меи..ше, хищ.-ник, бол.,ной.
— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.
(Самопроверка. Один ученик читает'слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)
— Оцените себя с помощью «светофора».
(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)
''41. Подведение итогов урока
— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?
— Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 5 (с. 5).
Урок 79. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»
Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Анализ изложений. Работа над ошибками
2. Орфографическая минутка
— Замените словосочетания одним словом, отвечающим!
на вопрос какой ?.
° Суп, который готовится на молоке. (Молочный.) " Порт на реке. (Речной.) й Суп из овощей. (Овощной.) • ° Животное, которое питается мясом других животных]
(Хищное.)
• Часы, в которых песок пересыпается из верхней емкости в нижнюю. (Песочные.)
• Порошок из яиц. (Яичный.)
• Зверь, которого приручили. (Ручной.)
- Запишите слова в строчку, через запятую.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Катя, Игорь, Верочка, Дарья, Оленька, Люда, Анна.
— Прочитайте слова. Что у них общего?
— Назовите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
— Как обозначается мягкость согласных в остальных словах?
— Назовите слова, в которых мягкость обозначена гласными буквами.
— В каких словах мягкость согласного звука обозначена мягким знаком?
- В каком слове мягкость согласного звука не обозначена мягким знаком?
- Объясните написание этого слова.
- Сделайте вывод: какова тема урока?
IV. Работа по теме урока Упр. 6 (с. 6).
— Прочитайте задания к упражнению.
- На какие группы можно разделить слова?
- В каких словах обозначается мягкость указанных согласных звуков?
- Мягкость каких согласных не будем обозначать мягким знаком?
- Какое слово с непроверяемой орфограммой встретилось в тексте упражнения? Назовите орфограмму в этом слове.
(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно. Затем приводится самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова (I пЫ.нсняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Упр. 7 (с. 6).
(Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными орфограммами. Остальные задания выполняют самостоятельно.)
Упр. 8 (с. 6).
(Устное выполнение. Вариант /. На каждой парте орфоэпический словарь. Учащиеся в парах читают слова, затем проверяют друг друга по словарю. Вариант 2. Два-три ученика ищут в орфоэпическом словаре слова, пока остальные работают в парах, Затем учащиеся цепочкой произносят слова, а ученики у доски проверяют.)
Упр. 9 (с. 7).
(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)
VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку.)
В чаще леса свишут синички. Трещат сороки. Цветут ландыши.
(Учащиеся проверяют друг друга в парах по образцу на доске' или на листочках, приготовленных учителем.)
— Правильно ли записал текст ваш сосед? Оцените его.
«!» — молодец, ты все написал правильно.
«+•» — хорошо, но еще немного ошибаешься.
«—» — тебе нужна помощь учителя.
(Также можно использовать КИМы (с. 43).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы повторяли на уроке?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кто доволен своей работой?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 10 (с. 7).