Альтернативная биография
Питер Акройд «Мильтон в Америке»
Мартин Эмис«Опыт»
22. Творческая эволюция Э.Хемингуэя. Поэтика повести «Старик и море».
Эрнест Хемингуэй -лауреат Нобелевской премии. Раннее творчество связано с литрой потерянного поколения.
Хемингуэй начал свой литературный путь сборником рассказов «В наше время», Все рассказы сборника объединяют ведущая тема — воспоминания о войне.
Роман «Прощай оружие».Проза характеризуется виртуозной простотой. Э. Хэмингуэй был журналистом, был в гуще событий.
Гражданская война в испании – сб. «Победитель не получает ничего».
Послевоенный период - Роман «По ком звонит колокол», «Острова в океане».
Роман «По ком звонит колокол» - события через восприятие героя в тяжелый момент биографии. В основе композиции - принцип сжатого времени – действие в теч 3х суток.
«Книга о море» - не закончена, вышла под названием «Острова в океане».
«Старик и море» -принесла славу Нобелевского лауреата. О человеке и его месте в мироздании. Рыбак Сантьяго стремится жить в гармонии с окружающим миром. Старик с кожной болезнью силен внутренне. Это притча о челе и его месте на земле, о стойкости и силе духа. Книга впис-ся в тенденцию нон –конформизма.
«Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых -- в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той части айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.
В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго -- старика, иссушённого солнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче -- и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы -- описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведётся по-честному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытиём.
В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают её, остается только остов. Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п.
Безрадостная мораль повести-притчи -- в самом её тексте: человек в поединке с бытиём осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго -- мальчик, его ученик.
Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, Как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу. и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов.
Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось -- скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул.
Героев Хемингуэя читатель наблюдает в моменты напряженной борьбы или острых переживаний, но показаны они изнутри.
В таких новеллах, как «Кошка под дождем», «Белые слоны», «Канарейку в подарок» (1927), «Там, где чисто, светло» (1933), атмосфера создается подтекстом.
В новеллах Хемингуэя действуют спортсмены, охотники, солдаты, матадоры, рыбаки. Это люди активного действия, люди чести и долга, характеры мужественные, стоические.