Требования к уровню освоения содержания дисциплины. «Основной язык: историческая грамматика»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основной язык: историческая грамматика»
Направление 031000.62 Филология
Профиль: Русская филология
Степень: Бакалавр филологии
Статус дисциплины: Ф.3.28
Новосибирск
Одобрено: кафедра теории языка и межкультурной коммуникации
Протокол №_____ от ______ 20 __ г.
Зав. кафедрой: _____________канд. филол. наук, доцент Е. П. Таргонская
Рекомендовано: совет факультета ИФМИП
Председатель совета: ______________директор ИФМИП канд. филол. наук, проф. Е.Ю. Булыгина
«_____» __________ 20___ г.
Аннотация
УМКД по курсу «Историческая грамматика» составлен на основе ГОС ВПО по направлению 031000.62 Филология, утверждённому приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000 № 73 гум/бак, и учитывает требования СМК ФГБОУ ВПО НГПУ.
В основу курса положена комплексная модель, совмещающая традиционное, направленное на адекватное воспроизведение учебного материала, и культурно- и личностно-ориентированное обучение, предполагающее овладение студентами культурно-языковым наследием Древней Руси и формирование у выпускников систематизированных знаний в области истории фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса русского языка; формирование исторического подхода к языковым явлениям и навыков историко-этимологического анализа фактов современного русского языка.
УМКД по курсу «Русский язык (Историческая грамматика)» предназначен для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 031000.62 Филология, профиль: Русская филология, степень: Бакалавр филологии, а также преподавателей данной дисциплины.
Составитель:
Н.М. Сабельфельд, канд. филол. наук, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации
Е.П. Таргонская, канд. филол. наук, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации
Рецензент:
Е.Г. Басалаева, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации
Цели и задачи дисциплины
Целью курса исторической грамматики является формирование у студентов исторического взгляда на закономерности развития фонетического, морфологического строя и словарного состава современного русского языка.
В задачи входит ознакомление с древнерусским языком разных временных срезов: от эпохи первых письменных памятников (Х-ХI вв.) до начала формирования национального русского языка (конец ХVII в.); объяснение исторических изменений в языке; интерпретация с исторической точки зрения тех языковых явлений, которые не могут быть объяснены с позиции современного состояния русского языка.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты должны усвоить исходную систему древнерусского языка (Х-ХI вв.); знать основные фонетические закономерности, процессы и их следствия, в результате которых формировалась современная фонетическая система; понимать закономерности и направления развития грамматического строя.
Студенты должны уметь читать и переводить древнерусские тексты; производить историко-лингвистический анализ древнерусских текстов и давать исторический комментарий к фактам современного русского языка; находить исторический корень слова; видеть и объяснять исторические чередования.
Опираясь на понимание связи между изменением фонетического облика слова и его лексико-семантическими метаморфозами, учитывая явления переразложения, опрощения и другие изменения морфемной структуры слова, студенты должны приобрести навыки этимологического анализа.