Историческая классификация наборного шрифта

Антиква
XV–XVI вв. Гуманистическая антиква (антиква старого стиля, ренессансная антиква) Aa Bb Cc (Garamond) Шрифты умеренных пропорций, с умеренным контрастом, разноши­ринные, открытые. Оси округлых знаков наклонены.
XVII–XVIII вв. Переходная антиква Aa Bb Cc (Caslon) Шрифты умеренных пропорций, с умеренным контрастом, разноши­ринные, незначительно открытые. Оси округлых знаков прямые.
XVIII–XIX вв. Классицистическая антиква Aa Bb Cc (Bodoni) Шрифты относительно стройных пропорций, с высоким контрастом, моноширинные, закрытые. Оси округлых знаков прямые.
Брусковые шрифты
Начало XIX в. Египетские Aa Bb Cc (Luxor) Насыщенные шрифты широких пропорций. Контраст отсутству­ет. Засечки по толщине прибли­жены к основному штриху.
Начало XIX в. Итальянские Aa Bb Cc (Italiansky) Шрифты узких пропорций с об­ратным контрастом.
Начало XIX в. Кларендон Aa Bb Cc (ScoolBook) Разновидность египетского шрифта со скругленными засеч­ками и большей контрастно­стью.
Гротески
Вторая половина XIX в. Старые Aa Bb Cc (Gazeta) Ранняя форма шрифта без засе­чек. Контраст почти отсутству­ет, пропорции и апертура могут различаться
20-е годы XX в. Геометрические Aa Bb Cc (Futura) Шрифты, построенные на осно­ве простейших геометрических форм.Разноширинные, откры­тые, пропорции умеренные.
50-е годы XX в. Новые Aa Bb Cc (Pragmatica) Моноширинные, закрытые гротески. Как правило, имеют большое количество начерта­ний различных пропорций и на­сыщенности.
50-е годы XX в. Гуманистические Aa Bb Cc (Optima) Шрифты без засечек, в осталь­ном напоминают гуманистиче­скую антикву
Конец XX в. Динамические Aa Bb Cc (FreeSet) Разноширинные открытые гро­тески умеренных пропорций  

Анатомия шрифтовой формы

Анатомия шрифтовой формы начинается с основы знака, называемой графемой.

Графема— типовая графическая форма (строение) буквы, благодаря которой буква остается узнаваемой, независимо от художественных особенностей ее исполнения. Большинство графем основано на простейших геометрических формах — треугольник, круг, квадрат.

Придают форме шрифта индивидуальность особенности следующих элемен­тов шрифтовой формы:

• Основной штрих (1)

• Дополнительный штрих (2)

• Соединительный штрих (3)

• Засечка (4) может быть вертикальной, горизонтальной, двусторонней, односторонней

• Внутрибуквенный просвет (5)

• Верхний и нижний выносные элементы (6)

• Овал (7)

• Полуовал (8)

• Диакритический элемент (9)

Шрифт, как правило, включает в себя прописные знакиили маюскулы(заглавные буквы) и строчные знакиили минускулы(маленькие буквы).

Буквы стоят на базовой линиишрифта. Сверху сроку ограничивает линия роста прописных знаков(для прописных букв) и линия роста строчных знаков(для строчных букв). У округлых и треугольных букв форма немного выходит за базовую линию и за линию роста знаков, образуя свисание, необходимое для оптической компенсации высоты этих знаков.

Буквы наборного шрифта расположены на кегельной площадке. В металлическом наборе так называлась торцевая часть литеры, на которой размещалось выпуклое изображение буквы. Расстояние по сторонам буквы называется полуапрошами(два соседних полуапроша образуют апрош).

Рассматривая различные шрифты и сравнивая их между собой, обращают внимание на следующие параметры шрифтовой формы:

1. Пропорции знаков (соотношение высоты и ширины знаков).

2. Контрастность шрифта (соотношение толщины основного и допол­нительного штриха)

3. Моно- или разноширинность шрифта (разница в ширине узких и широких знаков)

4. Наклон осей округлых знаков

5. Апертура (степень открытости округлых знаков с незамкнутой графемой)

Графемы латинского алфавита

Анатомия шрифтовой формы

Литера

Основной единицей системы письма является графема. Как единица знаковой системы, она вступает в парадигматические отношения с другими графемами этой же системы и в оппозициях другим графемам обнаруживает свои различительные (дифференциальные) признаки, благодаря совокупности которых она опознаётся как таковая и не смешивается с другими графемами. Так, русская графема В отличается от графемы Ь и графемы Р наличием двух полушарий справа, в то время как Ь и Р характеризуются, в отличие от В, наличием лишь одного полушария справа, а между собой различаются расположением этого полушария в нижней или верхней части вертикальной черты. Наличие этой черты оказывается общим (интегрирующим) признаком трёх указанных графем.

Межстрочное расстояние (интерлиньяж) - расстояние между двумя соседними строками текста в текстовом блоке или на странице. По стандарту и из соображений удобочитаемости обычно составляет 120 % от размера кегля использованного шрифта - таким образом, если текст набран кеглем в 10 пунктов, то интерлиньяж должен составлять около 12 пунктов. В случае, если использовано меньшее значение, строки текста будут слишком плотно расположены, а в случае, если интерлиньяж слишком велик, текст будет смотреться разорванным и не принадлежащим одному текстовому блоку. Иногда признаком качественной верстки является использование одного и того же значения интерлиньяжа для текста одного размера кегля в рамках всего издания.

Межбуквенное расстояние определяет расстояние между двумя соседними символами строки. Является прерогативой использованного шрифта и метода начертания (при изменении использованного стиля начертания, например, с обычного на полужирный, межбуквенное расстояние также изменяется). Существуют шрифты моноширинные и немоноширинные, т.е. шрифты, где каждый символ занимает фиксированную позицию, и шрифты с различной шириной знакоместа соответственно:

Пример моноширинного шрифта.
Все символы занимают одинаковое пространство в строке
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ abcdefghijklmnopqrstuvwxyz 1234567890

Пример обычного шрифта.
Все символы занимают разное количество места в строке
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ abcdefghijklmnopqrstuvwxyz 1234567890

Межбуквенное расстояние различно и для разных символов одного шрифта в случае, если использованный шрифт не моноширинный. Обычно такое расстояние определяется для пар символов, например, "AB", "Ab", "Ai". Так как для различных пар символов оптимальный межсимвольный пробел различен, то для конкретных шрифтов существуют так называемые таблицы кернинга, где для различных комбинаций и сочетаний символов определены кернинговые пары (попарное сочетание символов шрифта) и оптимальное расстояние между ними, определенное в относительных единицах.

При конструировании шрифта необходимо учитывать некоторые оптические эффекты. Например, если вертикальную линию разделить точно посередине, то будет казаться, что верхний отрезок больше нижнего. Путем переноса точки деления немного вверх можно добиться того, что оба отрезка будут восприниматься как равные. Поэтому положение горизонтальных штрихов в буквах дизайнер чаще всего определяет на глаз.

Другой оптический эффект: идеально ровная окружность будет казаться слегка приплюснутой. Для того чтобы она выглядела ровной, необходимо слегка вытянуть ее по вертикали.

Еще одна оптическая иллюзия — остроконечные буквы кажутся ниже. Так, буква А выглядит ниже буквы Н. Это происходит потому, что буква А имеет острую вершину и касается верхней линии шрифта лишь в одной точке. Чтобы она зрительно имела такую же высоту, что и другие буквы, нужно немного вынести ее острую часть за верхнюю линию. Круглые буквы, например буква О, также будут казаться ниже, чем прямые. Чтобы зрительно выровнять такие буквы с прямыми, их приходится делать немного выше, выпуская за пределы верхней и нижней линий шрифта.

Если буквы Н и И сделать одинаковой ширины, то буква И будет казаться несколько уже, чем буква Н. Это происходит потому, что диагональный элемент в букве И занимает больше внутрибуквенного пространства, чем горизонтальный штрих в букве Н. В связи с этим в некоторых случаях букву И нужно делать чуть шире, чтобы зрительно выровнять ее с буквой Н.

При создании шрифта необходимо соблюдать в буквах определенное чередование широких (основных) и тонких (соединительных) штрихов. Как правило, в буквах все вертикальные штрихи и штрихи, идущие слева сверху вниз и вправо (так называемые нисходящие) — широкие, идущие слева снизу вправо вверх (так называемые восходящие) — тонкие. Важно учитывать, что даже в рубленых шрифтах, где все элементы буквы имеют одинаковую толщину, горизонтальные и наклонные линии следует делать чуть тоньше вертикальных. В противном случае они будут казаться толще.

Буквы, у которых вертикальные штрихи (штамб, или Stem) имеют постоянную толщину, смотрятся по-чертежному сухо. Поэтому довольно часто штамб несколько утолщают или утончают к центру. Утолщение штамба и называется энтазисом. Благодаря энтазису многие, в общем-то, довольно статичные шрифты приобретает некоторую живость. Однако при создании шрифтов чаще всего пользуются обратным энтазисом, то есть внешнюю линию штамба искривляют не наружу, а немного внутрь.

Стоит учесть, что впечатление разнообразия заложено уже в самих пропорциях разных букв. Так, по пропорциям буквы можно разделить на три группы: узкие, нормальные и широкие. К широким буквам относятся: Ж, Ш, М, Ю и др., к узким: — Р, В, Г, Е, К, 3, а такие буквы, как Н, П, И, А, Ц, — к средним, нормальным. Обычно при построении шрифта разработку широких и узких букв ведут исходя из пропорций нормальных. Не рекомендуется вписывать все буквы в одинаковые по ширине прямоугольники, как это часто делают начинающие дизайнеры. Основания узких букв нужно делать примерно на одну пятую часть короче основной установленной ширины, а основания широких — на две пятых части больше основной ширины.

Немалую роль в придании шрифту стильности, индивидуальности играют концевые элементы, которые иногда еще называют язычками и лапками. Эти элементы могут иметь самые разнообразные формы: пламеневидные, мечеобразные, прямые, а в отдельных шрифтах — ромбовидные или круглые. Однако в пределах одной гарнитуры рисунок каплевидных элементов должен быть единым, только тогда будет выдержан стиль шрифта.

Наши рекомендации