Николай Алексеевич Некрасов
Урок 40. Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа ……………… 109
Урок 41. «Железная дорога». Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда.
Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель
духовных и материальных ценностей.
Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа…………………………………………… 111
Урок 42. Диалог-спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны».
Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха…………………………………… 113
Урок 43. Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка». Урок внеклассного чтения …………………………… 116
Николай Семенович Лесков
Урок 44. Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества. «Левша».
Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова…………… 117
Урок 45. Изображение Александра I и атамана Платова.
Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров……………………………………………… 119
Урок 46. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония).
Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ,
его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Горькое чувство от униженности и бесправия народа……………………………………… 121
Урок 47. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,
народной этимологией. Приемы сказочного повествования.
Образ левши. Лесков — «писатель будущего». Урок развития речи ……………………… 124
Урок 48. Резервный урок………………………………………………………………………………… 127
Антон Павлович Чехов
Урок 49. А. П. Чехов — автор юмористических рассказов.
«Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация…………………………………………… 128
Урок 50. «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования.
Чехов — «художник жизни». Урок развития речи ……………………………………………131
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Урок 51. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»
А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»
Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста……………………133
Урок 52. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...»,
«Посмотри — какая мгла...» Выражение переживаний
и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе…………………………… 136
Урок 53. Подготовка к сочинению-описанию природы или уроку-концерту…………………………139
Урок 54. Родная природа в творчестве русских поэтов,
художников и музыкантов XIX века. Урок развития речи или урок-концерт ………………139
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
Александр Степанович Грин
Урок 55. Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль… 140
Урок 56. История Грэя. «Делать... чудеса своими руками»…………………………………………… 143
Урок 57. Ассоль — девушка, умевшая видеть «отраженный смысл
иного порядка». «Пламенное растение — чудо»………………………………………………145
Андрей Платонович Платонов
Урок 58. А. П. Платонов: страницы биографии. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни…………………………………… 147
Урок 59. «Сказка нужна не только детям,
но и взрослым» (К. Г. Паустовский). Урок развития речи ………………………………… 148
Урок 60. «Сказка нужна не только детям,
но и взрослым» (К. Г. Паустовский). Урок развития речи ………………………………… 149
Мигель де Сервантес Сааведра
Урок 61. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго
Дон Кихот Ламанчский». Урок внеклассного чтения …………………………………………150
Антуан де Сент-Экзюпери*
Урок 62. Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки
«Маленький принц». Мир детства в сказке…………………………………………………… 150
Урок 63. Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов?
Маленький принц на планете Икс. Урок развития речи …………………………………… 152
Урок 64. Маленький принц на планете Земля.
«А как это — приручить?» «...Зорко одно лишь сердце» …………………………………… 153
Урок 65. Дружба и прощание летчика и Маленького принца.
Афористичность текста сказки………………………………………………………………… 154
Михаил Михайлович Пришвин
Урок 66. М. М. Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца»……………………………… 155
Урок 67. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина как сказка-быль……………………………………… 156
Урок 68. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы,
ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»…………………………… 157
Урок 69. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе.
Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча.
Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы…………………………… 160
Урок 70. Рассказы «Золотой луг», «Синий лапоть», «Таинственный ящик».
В мастерской художника. Рассказ «Столбы». Урок внеклассного чтения ………………… 162
Урок 71. «Сегодня я создал рассказ...». Урок развития речи ………………………………………… 164