Происхождение человека: эволюционная парадигма.

ХII. Человек

Происхождение человека: эволюционная парадигма.

Человек как образ и подобие Творца.

Проблема определения критериев человечности: «кто есть человек?».

4. Международный проект «Геном человека»: последние открытия и новые вопросы.

Хронологические рамки антропогенеза.

6. Гипотетическое «древо человеческого рода»:

Протоантропы;

Архантропы;

Палеоантропы;

Неоантропы.

Вопрос о длительности существования человечества на Земле.

Где искать прародину человечества?

Дискуссии вокруг подходов к богословскому осмыслению данных современной биологической антропологии.

Археология Потопа и некоторые аспекты жизни послепотопного человечества.

Литература и ресурсы для изучения:

1. Антропогенез.ру. Научный портал: http://antropogenez.ru/

2. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – С. 309-346.

3. Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Антропология. Под ред. акад. РАН, докт. ист. наук, проф. Т.И. Алексеевой. Интерактивное учебное пособие. - Электронный ресурс: http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology/index.html

4. Волков П.В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. – Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. - 320 с.

5. Волков П.В. Потомки Адама. – М.-СПб.-Новосибирск: Общество свт. Василия Великого, Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, 2003. – 208 с.

6. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии: Ветхий Завет. – Милан-Москва: Христианская Россия, 1992. – 303 с.

7. Глаголев С., проф. Прошлое человека. – Сергиев Посад, 1917. - С. 38-83.

8. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – 343 с.

9. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель: Пер. с англ. – Л.: Недра, 1991. – 256 с.

10. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – СПб.: Сатис, 2007. - С. 37 - 66.

11. Проблемы эволюции. Палеонтология в картинках: Происхождение человека. Первобытная культура. - Электронный ресурс: http://macroevolution.narod.ru/pics.htm

12. Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. – Платина-Москва: Братство Преподобного Германа Аляскинского – Валаамское Общество Америки, 2004. – 612 с.

Происхождение человека: эволюционная парадигма.

Ключевой проблемой в рамках диалога между естествознанием и богословием, безусловно, является вопрос о происхождении и статусе человека. Антропология (греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») — группа дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.Впервые термин «антропология» был введен Аристотелем (384—322 гг. до н. э.) для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.К области естествознания относится собственно физическая или биологическая антропология, изучающая человека как биологическое существо. Между тем, термин «антропология» традиционно употребляется также во многих гуманитарных дисциплинах. Известны филосовская, богословская, педагогическая, социальная, культурная антропологии. В рамках Концепций современного естествознания и Естественнонаучной апологетики изучаются основы биологической антропологии, мировоззренчески интерпретируемые через призму богословия – православной антропологии.

С точки зрения современного естествознания антропогенез — этап биологической эволюции, приводящий к появлению вида Homo sapiens или, точнее, современного человека - Homo sapiens sapiens . Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности, биологическая антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика и археология (греч. ἀρχαῖος — древний) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое и культуру древнего человечества.

В биологическом контексте термин «человек»(homo) относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo – человекообразным существам. Как замечает антрополог Л.Б. Вишняцкий, «Homo в переводе с латыни означает «человек», но из этого широко известного факта не следует делать вывод, что человек и Homo – одно и то же. «Человек», «люди» - это понятия совсем другого смыслового ряда, нежели понятия «гоминиды» или «члены рода Homo» Они подразумевают совершенно разные классификации живых существ, и поэтому не следует воспринимать их как синонимы. В первом случае мы имеем дело с философской классификацией, а во втором – с биологической»[1].

Как было показано в главе I, любые исследования всегда обуславливаются определенными предпосылками - «исследовательскими программами» или «образцами мышления», в рамках которых и ведется научный поиск. Антропология и археология не являются исключением из данного правила. Более того, в 70-х гг. ХХ века возникает специальная отрасль исторической науки, получившая название «теоретическая» или «новая» археология, перед которой ставится задача разработки общей методологии объяснения, истолкования артефактов[2]. «Ни один объект не может быть описан без хотя бы неявной опоры на существующие знания и без учета задач исследования», - писал один из основоположников теоретической антропологии французский исследователь Жан-Клод Гарден (Jean-Claude Garden)[3]. При этом уже никем не отрицается тот факт, что круг научных задач, очень сильно зависит не только от интуиции и творческого мышления исследователя, но, в первую очередь, – от его философской, мировоззренческой и религиозной позиции[4]. Яркий пример: первой четверти ХХ в. (1923 г.) известный английский этнограф и историк религии Дж. Фрезер(James Frazer; 1854—1941), рассматривая библейское повествование о сотворении человека, оспаривал уникальность и богодухновенность первых глав книги Бытия и всего Священного Писания в целом на основании сходства некоторых их деталей с другими памятниками литературы и мифологии древнего мира[5]; между тем, современные христианские исследователи и апологеты в наличии подобного сходства видят одно из важнейших доказательств именно историчности библейских текстов.

«Случаен ли человек на Земле?», - вопрос, несомненно, мировоззренческий. «Все виды гоминид, которые порождала эволюция, могут в этом смысле рассматриваться как случайность <…>. Люди современного типа – одна из таких форм», – пишет один из современных отечественных антропологов[6]. Подобное материалистическое понимание природы человека не только лишает цивилизацию смысла существования, но и ведет в конечном итоге к духовному тупику.

Напротив, в библейскои Откровении мы встречаемся со всеобъемлющим видением истории. Это, по меткому выражению известного православного богослова прот. Георгия Флоровского, перспектива«развертывающего времени, идущего от известного «начала» к «концу» и управляемого волей Бога»[7]. В свете такой исторической «духовной перспективы» библейское повествование о начале и становлении цивилизации воспринимается уже не как хаотическое стечение случайностей или повторение неодушевленной космической схемы, а как осмысленное повествование, возвещающее огромную ценность и достоинство человека как особого творения Бога, усыновленного Им во Иисусе Христе[8]. Именно поэтому для библейской археологии в рамках православной церковной науки общей руководящей «исследовательской программой» являются, безусловно, зиждящиеся на Откровении библейско-святоотеческая космология и учение о человеке.

В предшествующих главах мы рассматривали концепции современного естествознания, а затем переходили к их осмыслению в рамках богословия. При изложении материалов в данном разделе мы будем придерживаться того же принципа лишь отчасти, т.к. в ряде случаев представляется целесообразным сразу переходить к осмыслению данных, представленных комплексом антропологических и археологических наук.

Наши рекомендации