Подсюжет может быть использован в качестве противовеса управляющей идее основного сюжета, что позволяет обогатить фильм иронией
Подсюжет поможет усилить управляющую идею основного сюжета и обогатить фильм тематическими вариациями.
Когда побуждающее происшествие основного сюжета необходимо показать несколько позже, в начало повествования можно ввести подсюжет.
Подсюжет может быть полезен для усложнения основного сюжета.
Выбор
Работа настоящего художника всегда предлагает выбирать между уникальными, но несовместимыми желаниями: это могут быть два человека, человек и образ жизни, два образа жизни, два идеала, два аспекта собственного «я» — речь идет о противоречивых желаниях реальных или вымышленных, которые автор придумывает на любом уровне конфликта. Однако основной принцип остается неизменным: это должно быть не сомнение, а дилемма, когда герой вынужден выбирать не между правильным и неправильным, хорошим и плохим, а между позитивными или негативными желаниями, имеющими равную силу и ценность.
Настоящий выбор — это дилемма. Она возникает в двух случаях. Во-первых, если приходится выбирать между двумя несовместимыми вещами: для персонажа существуют две желаемые вещи, ему хочется иметь обе, но обстоятельства вынуждают выбрать только одну. Во-вторых, когда речь идет о том, чтобы выбрать меньшее из двух зол: есть две нежелательные для персонажа вещи, обе ему не нужны, но ситуация заставляет сделать выбор. Подобный выбор служит ярким выражением его человеческой сущности и мира, в котором он живет.
Принцип дилеммы известен писателям
Принцип дилеммы известен писателям со времен Гомера, они понимали, что история, рассказывающая о двусторонних отношениях, не может быть долгой и простой конфликт между героем А и героем Б не удовлетворит читателей.
Для того чтобы придумать и воплотить настоящий выбор, мы должны создать ситуацию с участием трех сторон. В фильме, как и в жизни, значимые решения трехгранны.
Текст и подтекст
Ничто не является тем, чем кажется.
Этот принцип требует от сценариста постоянного осознания «двуличности» жизни, а также понимания того, что все происходит как минимум на двух уровнях и поэтому он должен соблюдать правило одновременной двойственности: во-первых, давать вербальное описание воспринимаемого чувствами поверхностного уровня жизни, включающего в себя изображение и звук, разного рода деятельность и разговоры; во-вторых, создавать внутренний мир, наполненный осознанными и безотчетными желаниями, действиями и реакциями, побуждениями и личностными проявлениями, обусловленными генетическими особенностями человека и его практическими навыками. Одним словом, в истории все происходит так же, как и в жизни: правду необходимо прикрывать маской, то есть истинные мысли и чувства персонажей прятать за их словами и поступками.
«Если сцена рассказывает о том, о чем рассказывает, у вас серьезные проблемы». Иными словами, для сцены написаны диалоги и действия, в которых самые глубокие мысли и чувства персонажей выражаются с помощью того, что они говорят и делают, то есть подтекст включен непосредственно в текст сценария.
Анализ сцены
Определение конфликта
Движущая сила сцена(глагол. форма: сделать это, не получить это): ЖЕЛАНИЕ РИКА ВЕРНУТЬ ИЛЬЗУ | Силы антогонизма, которые препятствуют получению этого желания(не делать то…): ОСТАВИТЬ РОМАН С РИКОМ В ПРОШЛОМ И ЖИТЬ ДАЛЬШЕ | ||
Начальная ценность сцены +/— | Действиеà | ßРеакция | Конечная ценность сцены +/— |
ЛЮБОВЬ | 1. Приближается к ней/Игнорирует ее 2. Защищает ее/Отвергает его (и араба) 3. Извиняется/Отвергает его 4. Оправдывается/Отвергает его (и араба) 5. Просовывает ногу в дверь/Открывает дверь 6. Опускается на колени/Просит большего 7. Перекладывает вину на нее/Возвращает ему его обвинения 8. Прощается/Отказывается реагировать 9. Называет ее малодушной/Называет его глупцом 10. Делает ей сексуальное предложение/Скрывает свою реакцию 11. Называет ее распутной/Разрушает его надежду | ИЛЬЗА ДАЛА ПОНЯТЬ, ЧТО БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБИТ РИКА И НАМЕКНУЛА – ЛЮБВИ НИКОГДА НЕ БЫЛО | |
Ценности истории
ПОЗИТИВНОЕ | ПОГРАНИЧНОЕ |
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ | ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ |
По материалам:
Лекция Всеволода Коршунова «Гравитация Альфонсо Куарон. Лекция-разбор контекстов и структуры фильма»
Уильям Индик «Психология для сценаристов»
Роберт Макки «История на миллион»